Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 2: Эмпирические исследования памяти учащихся подросткового возраста
2.1. Организация и методы исследования
В соответствии с целью и задачами исследования была разработана программа исследования, состоящая из следующих этапов:
1 Этап: подобрать психодиагностический аппарат.
2 Этап выполнить диагностику доминирующего вида памяти
3 Этап выполнить диагностику оперативной памяти
4 Этап: выполнить диагностику опосредованного и непосредственного запоминания, сравнить эффективность каждого из способов.
5 Этап: выявить и сравнить взаимосвязи между непосредственным и опосредованным запоминанием.
Участники исследования: 10 старших подростков в возрасте 14-17 лет.
В выборку не вошли дети с отклонениями в психическом развитии.
Методики исследования
В соответствии с целями и задачами исследования были подобранны методики
1. Методика «Определение доминирующего типа памяти»
Цель данной методики: определить тип памяти, преобладающий у учащегося при запоминании материала (слуховой или зрительный) Обработка результатов проводится по формуле: К(с), К(з)= m:n 100% Где К(с), К(з) - коэффициент запоминания слов на слух и зрительно;
m — число слов, которые запомнил учащийся разными способами; n — число слов, предлагаемых для запоминания.
Материал:
I
(для запоминания на слух) II
(для запоминания при зрительном восприятии) III
(для запоминания при моторно-слуховом восприятии) IV
(для запоминания при комбинированном восприятии)
Поляна Самолет Пароход Волк
Листок Чайник Собака Бочка
Лампа Бабочка Парта Коньки
Яблоко Ноги Сапоги Самовар
Карандаш Кастрюля Сковорода Пила
Гроза Бревно Калач Весло
Утка Свеча Роща Загадка
Обруч Тачка Гриб Прогулка
Мельница Журнал Шутка Книга
Попугай Малина Воротник Зима
Ход выполнения задания: экспериментатор читает испытуемому вслух 1-й ряд слов (интервал между словами 5 секунд), после 10-секундного перерыва испытуемый записывает запомнившиеся слова и отдыхает 10 минут.
Затем экспериментатор показывает испытуемому слова 2-го ряда в течение 1 минуты, после 10-секундного перерыва он записывает эти слова по памяти и отдыхает 10 минут.
Затем экспериментатор читает вслух слова 3-го ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них, «записывает» его в воздухе, после чего записывает на листке запомнившиеся слова 3-го ряда. Перерыв 10 минут.
Затем экспериментатор показывает испытуемому слова 4-го ряда, читает их вслух. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, «записывает» его в воздухе, а затем записывает на листке запомнившиеся слова 4-го ряда.
Организация. Время, затраченное на выполнение задания, составляло около 4-5 минут. Учащиеся довольно быстро воспроизводили на память предложенные слова, не испытывая больших затруднений. На данном этапе исследования были получены следующие результаты.
2. Методика «Образная память» (оперативная)
Диагностическая цель. Методика предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе. Процедура тестирования. Сущность методики заклю¬чается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке.
Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами (привести пример). Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить, как можно больше образов. Через 20 секунд уберут таблицу, и вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили».
Стимульный материал к методике «образная память»
Обработка и анализ результатов. Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — 6 правильных ответов и больше. Методика используется в группе и индивидуально.
3 Методика опосредованного запоминания (А.Н. Леонтьев)
Методика направлена на исследование способности пользования вспомогательными средствами (в данной методике - предметными картинками) для запоминания и припоминания. От момента запоминания и до момента отсроченного воспроизведения должно пройти (40 - 60 мин).
Для запоминания предъявляется набор из 30 карточек.
Полотенце, стул, чернильница, велосипед, часы, глобус, карандаш, солнце, рюмка, обеденный прибор, расческа, тарелка, зеркало, перья (две штуки), поднос, дом-булочная, фабричные трубы, кувшин, забор, собака, детские штанишки, комната, носки и ботинки, перочинный нож, гусь, уличный фонарь, лошадь, петух, черная доска (школьная), рубашка.
Слова для запоминания: Дождь, собрание, пожар, горе, день, драка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, праздник, сосед, труд.
Инструкция: "Ты должен запомнить слова, которые я назову, а чтобы их легче было запоминать, выбери самую подходящую картинку из тех, которые я дал тебе" (перед ребенком раскладывают картинки). Если ребенок понял инструкцию, то можно начинать исследование.
Процедура проведения: называют слово, подросток выбирает подходящую картинку и объясняет связь между словом и картинкой. В случае затруднения ребенку оказывают помощь. Когда все слова названы и картинки подобраны, последние складываются стопочкой и убираются. После окончания работы с ребенком, перед его уходом, ему показывают одну за другой картинки и просят вспомнить слово. Если у ребенка возникают трудности в понимании цели задания, необходимо объяснить на примере, показав связь между словом и картинкой.
Анализ результатов выполнения для детей старше 10 лет:
4 балла - дети без труда запоминают смысл задания и с интересом, творчески проводят выбор картинок к словам. При воспроизведении слов дети могут не сразу вспомнить слово, но они не называют то, что изображено на картинке;
3 балла - дети также без помощи понимают цель задания. Они устанавливают смысловые связи между словами и картинками и воспроизводят предложенные слова. Установление более далеких связей вызывает затруднения, но при оказании помощи дети выполняют задание;
2 балла - дети испытывают большие трудности в понимании инструкции, даже в самом облегченном варианте (пять картинок - пять слов) и при показе выполнения задания не могут установить связи между словами и изображениями на картинках. Им легче воспроизвести слова (механически запомнить), чем воспользоваться картинкой. Обычно при показе картинок эти дети даже не пытаются вспомнить слово, а просто называют то, что изображено на картинке.
1 балл - ребенок не понял смысла задания.
Также нами был выполнен расчет коэффициента корреляции Спирмена для оценки взаимосвязи опосредованного и непосредственного запоминания у подростков.
4 Коэффициент ранговой корреляции Спирмена
Это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.
Цель корреляционного анализа - обеспечить получение некоторой информации об одной переменной с помощью другой переменной. В случаях, когда возможно достижение цели, говорят, что переменные коррелируют. В самом общем виде принятие гипотезы о наличии корреляции означает что изменение значения переменной А, произойдет одновременно с пропорциональным изменением значения Б: если обе переменные растут то корреляция положительная, если одна переменная растёт, а вторая уменьшается, корреляция отрицательная.
Корреляция отражает лишь линейную зависимость величин, но не отражает их функциональной связности.
Ограничения метода:
1. Применение возможно в случае наличия достаточного количества случаев для изучения: для конкретного вида коэффициента корреляции составляет от 25 до 100 пар наблюдений.
2. Второе ограничение вытекает из гипотезы корреляционного анализа, в которую заложена линейная зависимость переменных. Во многих случаях, когда достоверно известно, что зависимость существует корреляционный анализ может не дать результатов просто ввиду того, что зависимость не линейна (выражена, например, в виде параболы).