Фрагмент для ознакомления
2
Развитие дизайна вызвало изменение форм, методов и средств визуально-коммуникативного общения, что обусловило необходимость пересмотра содержания образовательных программ и методик в системе профессиональной подготовки студентов, в том числе по специальности «Изобразительное искусство».
Для успешного функционирования в условиях информационно-компетентного общества учителю изобразительного искусства уже недостаточно базовых, узкопредметных знаний в области создания визуальных образов. Возникает необходимость обеспечения его деятельности современными, актуальными средствами и методами визуально-коммуникативного общения, которые опираются на инновационные наработки не только в художественно-педагогической образовательной сфере, но и в смежных областях знания (архитектуры, дизайна, компьютерной графики, менеджмента и т. д.). Это направление открывает значительные перспективы для поиска средств модернизации обучения по художественно-педагогическим специальностям.
Исследование возможностей интеграции изобразительного искусства, дизайна, компьютерных технологий - одно из таких направлений поиска.
Изучением данного вопроса занимались А. П. Варакин, Л. М. Грошев, Л. А. Залогова, А. О. Коцюбинский, Д. О. Квин, В. Д. Курушин, А. Г. Коцюбинский, В. П. Молочков, М. Н. Петров, С. И. Пономаренко, Э. Т. Романы-чева, Е. М. Резинкиной, А. М. Тайц, Г. Тимофеев, Ш. Ханта, В. Харрел, О. Г. Яцюк. Анализ исследований этих ученых позволил выявить ряд недостатков существующих методик обучения компьютерным дизайн-технологиям, ключевым из которых является отсутствие методик, ориентированных на узко-сегментированную потребительскую аудиторию (учителей черчения, студентов специальности «Изобразительное искусство», художников и т. д.).
Любое профессиональное овладение определенным видом деятельности предполагает необходимость приобретения знаний, умений и навыков, которые формируются на основе «относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретных задач», или, иначе, методов [1, с. 79].
Направленное употребление методик может влиять на развитие того или иного типа мышления. Так, для представителей творческих, художественно-педагогических специальностей, например, специальности «Изобразительное искусство», направленность обучающих методик определяется кругом задач, которые им предстоит решать в профессии. Поэтому приоритет получают методики, ориентированные на развитие творческих способностей, эмоционально-образного восприятия, интуиции, тактильности, повышенной чувствительности и т. п. - доминирующим оказывается «правополушарный» тип мышления. В обучении же специалистов технических, естественнонаучных и даже гуманитарных направлений деятельности преобладают методики, основанные на логике, анализе, последовательности, вербальном способе восприятия. Результатом такого воздействия является развитие «левополушарного» типа мышления.
Необходимость обеспечения учителей изобразительного искусства современным уровнем компетентностных знаний в области информационных технологий, который предполагает владение профессиональными программными средствами для создания визуальных сообщений, и затруднения, которые возникают у студентов гуманитарного художественно-педагогического направления в образовании в процессе овладения содержанием информационно-технических дисциплин, вызывают потребность в поиске способов их преодоления.
Особенно отчетливо это противоречие обозначилось в процессе обучения студентов специальности «Изобразительное искусство» основам компьютерного моделирования в рамках изучения дисциплин специализации «Компьютерные технологии в дизайне среды», включающем большое количество технической терминологии и операций, основанных на логике.
Для преодоления этого затруднения нами была разработана методика обучения студентов названной специальности основам компьютерного моделирования объектов средового дизайна в программе «3D Max».
Основанием для ее разработки явилась гипотеза о повышении эффективности подготовки таких студентов благодаря учету особенностей и содержания обучения по профильным дисциплинам.
Задача предлагаемой методики - формирование у студентов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство»:
• представления о моделировании на компьютере объектов средового дизайна в программе 3D Max как синтетическом явлении, неотъемлемые компоненты которого - сведения из областей изобразительного искусства, дизайна и компьютерных технологий;
• комплекса понятий и ключевых компетенций в области дизайна и компьютерных технологий, необходимых для осуществления процесса моделирования на компьютере объектов средового дизайна в программе 3D Max.
В основу разработки методики были положены следующие принципы:
• связь теории с практикой (теоретические вопросы моделирования рассматриваются в совокупности с практической реализацией);
• доступность (от создания простейших моделей объектов к более сложным: яблоко ^ чайник ^ стол ^ интерьер и т. д.);
• наглядность (виртуальное моделирование на экране монитора, использование проектора, моделирование по образцам реальных объектов и фотоснимков);
• научность (предоставление сведений из областей науки, техники, информационных и проектных областей, смежных областей знания);
• контроль знаний (контрольные, зачетные задания, срез знаний и т. д.).
Реализации методики способствует соблюдение следующих условий:
• позиционирование на конкретную аудиторию реципиентов (студентов специальности «Изобразительное искусство»);
• обучение определенному этапу компьютерного дизайн-проектирования (моделирование);
• использование в процессе обучения профессионального программного обеспечения (3D Max);
• моделирование объектов специфической области дизайна - «Дизайн среды»;
• интеграция разделов программы по изобразительному искусству, компьютерной графике и дизайну;
• использование для компьютерного моделирования объектов, известных из предыдущего опыта профильного обучения изобразительного искусства (яблоко, груша, ваза, стол и т. д.);
• определенная последовательность отбора объектов для моделирования: от объектов, известных из области изобразительного искусства, через смежные объекты к объектам дизайна среды.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бадмаев, Е. З. Проектное управление в развитии предприятия / Е. З. Бадмаев // Управление развитием социально-экономических систем регионов : Сборник научных трудов, Улан-Удэ, 01–02 октября 2020 года. – Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления, 2020. – С. 17-23.
2. Баркалов, С. А. Формирование моделей управления проектами на основе стейкхолдер — менеджмента / С. А. Баркалов, Т. А. Аверина, З. О. Брежнева // Теория и практика экономики и предпринимательства : XVII Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция, Симферополь-Гурзуф, 23–25 апреля 2020 года / Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского. – Симферополь: ИП Зуева Т. В., 2020. – С. 15-17.
3. Бахтин, И. В. Руководство по выбору лучшего программного обеспечения для управления проектами / И. В. Бахтин // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 7(41). – С. 60-62.
4. Бедердинова, О. И. Автоматизированное управление IT-проектами : учебное пособие / О.И. Бедердинова, Ю.А. Водовозова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 92 с.
5. Бояркова, Т. Д. Управление проектами в условиях риска / Т. Д. Бояркова // Риск-ориентированное управление в государственном и корпоративном секторе экономики города Москвы : Сборник статей / Под ред. А.А. Шестемирова, М.В. Ефимовой. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2020. – С. 292-299.
6. Вейнберг, Р. Р. Применение стандартов управления проектами в ИТ-индустрии: PRINCE2 и PMBоK / Р. Р. Вейнберг, Н. А. Моисеев, С. М. Сахарова // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. – 2020. – № 1(109). – С. 56-66.
7. Галищева, Д. С. Управление коммуникациями в проекте / Д. С. Галищева // Синергия Наук. – 2020. – № 43. – С. 360-365.
8. Зуб, А. Т. Управление проектами : учебник и практикум для вузов / А. Т. Зуб. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 422 с.
9. Керимов, В. Ю. Методология проектирования в нефтегазовой отрасли и управление проектами : учебное пособие / В. Ю. Керимов, А. Б. Толстов, Р. Н. Мустаев ; под ред. проф. А. В. Лобусева. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 123 с.
10. Концепция smart в проектном менеджменте / Е. А. Рыбина, А. И. Домнина, А. И. Торопова, А. С. Сочнева // Инновационные технологии управления : Сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 28 октября 2020 года / Мининский университет. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2020. – С. 65-67.
11. Котляр, Е. В. Система управления проектами Канбан / Е. В. Котляр, Е. М. Пушкарева // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2020. – № 1(15). – С. 57-59.
12. Кузнецова, Е. В. Управление портфелем проектов как инструмент реализации корпоративной стратегии : учебник для вузов / Е. В. Кузнецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 177 с.
13. Макарова, Н. В. Отличительные особенности стандартов по управлению проектами / Н. В. Макарова, В. В. Балясников // Актуальные проблемы экономики и управления. – 2020. – № 1(25). – С. 94-99.
14. Малахова, А. И. Исследование содержания проблемы управления инновационными проектами в процессах стратегического планирования и развития производственно-экономических систем / А. И. Малахова, Н. О. Никулина, Л. Р. Черняховская // Информационные технологии. – 2020. – Т. 26. – № 4. – С. 239-251.
15. Мамонтов, С. А. Управление маркетинговыми проектами на предприятии : учебное пособие / С. А. Мамонтов, Н. М. Глебова. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 174 с.
16. Морозов, С. А. Управление стоимостью проекта / С. А. Морозов, Ф. Р. Казиева // Антикризисное управление: современные реалии, тенденции и прогноз : Сборник статей по материалам Национальной научно-практической конференции, Краснодар, 28 сентября 2020 года. – Краснодар: ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ- филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2020. – С. 128-132.
17. Никитаева, А. Ю. Экономика и управление проектами в социальных системах : учебник / А. Ю. Никитаева, Л. С. Скачкова. О. В. Несоленая ; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2019. — 208 с.
18. Основы управления проектами / А. В. Аверин, В. В. Жидиков, И. В. Корнева [и др.] ; Под ред. С.А. Полевого. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2020. – 258 с.
19. Павлов, А.Н. Эффективное управление проектами на основе стандарта PMI PMBOKR 6th Edition / А.Н. Павлов. — М. : Лаборатория знаний, 2019. — 273 с.
20. Попов, Ю. И. Управление проектами : учебное пособие / Ю. И. Попов, О. В. Яковенко. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 208 с.
21. Поташева, Г. А. Управление проектами (проектный менеджмент) : учебное пособие / Г.А. Поташева. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 224 с.
22. Проектное управление в органах власти : Учебник и практикум для вузов / Н. С. Гегедюш, О. Г. Кирилюк, Е. П. Константинова [и др.]. – 2-е издание. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство ЮРАЙТ», 2020. – 186 с.
23. Прусова, В. И. Цифровизация экономики и управление проектами / В. И. Прусова, А. А. Князева // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. – 2020. – Т. 19. – № 3. – С. 49-61.
24. Раджабова, С. Д. Управление качеством проекта / С. Д. Раджабова, О. М. Алиев // Научное сообщество XXI века : Сборник научных трудов по материалам VI Международной научно-практической конференции, Анапа, 14 января 2020 года. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2020. – С. 20-24.
25. Разин, С. А. Управление рисками инвестиционных проектов / С. А. Разин // Colloquium-journal. – 2020. – № 2-11(54). – С. 107-112.
26. Романова, М. В. Управление проектами : учебное пособие / М.В. Романова. – Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2020. — 256 с.
27. Сафонова, Н. Р. Управление проектами в государственном секторе / Н. Р. Сафонова // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – № 1-2. – С. 90-93. – DOI 10.17513/vaael.987.
28. Сравнение методов управления проектами / А. М. Карякин, Ю. В. Вылгина, Е. О. Грубов, О. И. Лапшина // Инновации в управлении социально- экономическими системами (RCIMSS-2020) : сборник статей, Москва, 29–30 октября 2020 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2020. – С. 54-58.
29. Султанов, И. А. Управление качеством проекта: концептуальные подходы и практические методы / И. А. Султанов // Методы менеджмента качества. – 2020. – № 10. – С. 14-21.
30. Сысоева, Л. А. Управление проектами информационных систем : учебное пособие / Л.А. Сысоева, А.Е. Сатунина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 345 с.
31. Твердов, А. В. Инновационные процессы в управлении проектами / А. В. Твердов, В. В. Кислицына // Экономические аспекты развития России: микро- и макроуровни : Сборник материалов XIII всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Киров, 20 мая 2020 года. – Киров: Вятский государственный университет, 2020. – С. 792-799.
32. Тихомирова, О. Г. Управление проектами: практикум : учебное пособие / О.Г. Тихомирова. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 273 с.
33. Тихонов, А. И. Особенности трансформации систем управления проектами в среде цифрового бизнеса / А. И. Тихонов, А. А. Сазонов // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 2(37). – С. 331-336.
34. Толстых, Т. О. Управление проектами : Учебник / Т. О. Толстых, Д. Ю. Савон. – Москва : Изд. Дом НИТУ «МИСиС», 2020. – 142 с.
35. Управление инновационными проектами: учебное пособие / В.Л. Попов, Н.Д. Кремлев, В.С. Ковшов; Под ред. В.Л. Попова. — Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2020. — 336 с.
36. Управление проектами в современной организации : учебно-методическое пособие / Г. Л. Ципес, А. С. Товб, М. И. Нежурина, М. Г. Коротких. — Москва : Изд. Дом НИТУ «МИСиС», 2019. — 264 с.
37. Управление проектами пространственного развития / А. И. Алтухов, В. М. Баутин, Т. В. Близнюкова [и др.]. – Москва : ИП Осьминина Е.О., 2020. – 538 с.
38. Управление проектами : учебник и практикум для вузов / А. И. Балашов, Е. М. Рогова, М. В. Тихонова, Е. А. Ткаченко ; под общей редакцией Е. М. Роговой. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 383 с.