Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных образовательных программах особое внимание уделяется школьному краеведению. Однако использование этого педагогического метода ограничивается не только школьным курсом, но должно присутствовать и в образовательных программах дошкольных учреждений.
Нравственное воспитание и изучение истории родного края необходимо начинать с дошкольного возраста. В это время ребенок еще не стеснён школьным курсом и восприимчив ко всему новому. Каждый регион, как и вся страна, имеет свою историю, интересные места и индивидуальные особенности [30].
В процессе формирования представлений о родном городе воспитателям необходимо развить у дошкольников чувство патриотизма, гордости за свой край и страну, научить ребенка беречь и сохранять природу родного края.
Поэтому изучение данной темы является актуальной, так как формирование представлений о традициях родного города у детей старшего дошкольного возраста имеет не только педагогическую и воспитательную направленность, но также и практическую значимость, так как освоенные в дошкольном учреждении знания о родном крае будут основой для дальнейшего изучения школьного краеведения.
Цель исследования изучить особенности первичных представлений о традициях родного города как средство нравственного развития дошкольников.
Объект исследования – процесс нравственного воспитания в ДОУ.
Предмет исследования – формирования представлений о традициях родного города у детей старшего дошкольного возраста как средство нравственного развития дошкольников.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить методическую и психолого-педагогическую литературу по теме важности нравственного развития детей дошкольного возраста;
2. Описать возможные приёмы и методы формирования представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста, применяемые на практике;
3. Провести опытно-экспериментальную работу и выявить уровень сформированности представлений о традициях родного города у детей старшего дошкольного возраста;
4. Разработать и реализовать программу, способствующую повышению уровня сформированности представлений о традициях родного города у детей старшего дошкольного возраста.
В работе были использованы следующие методы исследования:
-общенаучные – сбор и анализ литературы по теме исследования, синтез, сравнение, обобщение;
-эмпирические - психодиагностические методы (тестирование, беседа), коррекционные методы (повышение представлений о традициях родного города, воспитание чувства патриотизма), методы математико-статистической обработки данных.
Выборка учащихся и проведение практического эксперимента осуществлялась на базе детского сада .
В исследовании приняло участие 20 старших дошкольников.
Изучение проблемы формирования представлений о родном городе у детей дошкольного возраста начинали представители советской педагогики. К. Д. Ушинский, М. И. Богомолова, В. Г. Белинский, С. А. Козлова, Н. А. Добролюбов и другие посвящали свои работы аспектам нравственно-патриотического, гражданского и интернационального воспитания детей.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что изложенная в работе информация может быть полезна для педагогов и воспитателей и применяться в процессе работы.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, 5 параграфов, заключения, списка используемых источников, приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты нравственного развития детей дошкольного возраста
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме нравственного развития дошкольников
Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитанника, а социальное взаимодействие различных субъектов – индивидуальных (конкретные люди), групповых (микрогруппы и коллективы) и условно социальных институтов воспитания.
Сегодня смысл воспитания заключается в становлении человека как субъекта своей жизнедеятельности, в формировании его способности к самоопределению в ситуациях нравственного выбора; построении системы отношений человека с миром и самим собой. Воспитание — это процесс целенаправленного развития и становления человека как личности, свободной не только принимать решения, но и нести ответственность за свой выбор; способной не только познать мир, но и преобразовать его в интересах общества. Воспитуемый выступает как активный субъект процесса воспитания, обладающий своим жизненным опытом и мировоззренческими ценностями.
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Они связывались, главным образом, с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательного отношения к людям. Я.А. Коменский в своем трактате «Наставление нравов» приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней» [12, c.74].
Власова Т.И. рассматривает нравственность как способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Духовность и нравственность существуют в нераздельном единстве. При их отсутствии невозможно полноценное существование личности и культуры. «В основе нравственности лежит безусловное и внеисторическое религиозное начало» [9, с. 108].
Существует два подхода к пониманию нравственной воспитанности личности. Согласно первому воспитанность – это усвоение и закрепление в сознании, поведении человека норм и требований морали без достаточно глубокого проникновения, осмысления, переживания, принятия внутренним миром личности этих норм и требований. Индивид поступает нравственно потому, что так принято, так делают те, кто его окружает, потому что его ожидает порицание за противоположные действия.
Согласно второму подходу истинная воспитанность измеряется уровнем нравственного развития личности, когда двигателем поведения личности становятся ее представления о должном и ценном, индивидуальные принципы совести, когда человек поступает нравственно потому, что его убеждения, его совесть не позволяют ему вести себя иначе [8].
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Акулова, О. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / О. В. Акулова, Т. И. Бабаева; под ред. С. Д. Ермолаева. – Санкт-Петербург, 2016. – 344 c.
2. Александрова, Е. Ю. Знакомим дошкольников с родным городом / Е. Ю. Александрова. – Москва : ТЦ сфера, 2014. – 112 с.;
3. Алёшина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н. В. Алёшина. – Москва : ЦГЛ, 2008. – 111 с.;
4. Антонов, Ю. Е. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – Москва : АРКТИ, 2003. – 168 с.;
5. Белякина, И. А. Метод интерактивной экскурсии в системе дошкольного образования / И. А. Белякина // Интерактивное образование. – 2017. – №69. – С. 1-2;
6. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. Москва : Просвещение, 1979, С. 102.
7. Веракса, Н. Е. Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дрофеевой; под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дрофеевой. —5-е изд, (инновационное), испр. и доп. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с.
8. Виноградова, А. М Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. – Москва : 1999. – 215 с.
9. Власова, Т.И. Духовно-нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни / Т.И. Власова // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 108.
10. Волобуева, Н. Г. О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем / Н. Г. Волобуева // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. октябрь 2011 г. – Челябинск : Два комсомольца, 2011. – Ч. I. – С. 68-71;
11. Емельянов, Б. В. Экскурсоведение: учебник / Б. В. Емельянов. – Москва : Советский спорт, 2010. – 185 с.;
12. Жариков, А. Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада / А. Д. Жариков. – Москва : Просвещение, 1980. – 192 с.;
13. Жуковская, Р. И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова. – Москва : Просвещение, 1990. – 176 с.;
14. Захарчук, А. Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников / А. Л. Захарчук // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №2. – С.25-27;
15. Ильина, Л. С. Воспитание историей родного края / Л. С. Ильина, Е. Ф. Загайнова // Воспитание дошкольников. – 2012. – №3. – С. 83- 85;
16. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников: учебнометодическое пособие / О. Л. Князева, О. Ю. Князева, М. Д. Маханева. – Москва : Детство-пресс, 2011. – 324 с.;
17. Кобзева, Т. Г. Развитие у детей 5-7 лет интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности: дисс. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Т. Г. Кобзева. – Волгоград, 2014. – 347 с.;
18. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова. – Москва : Издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.;
19. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №9. – С. 98- 101;
20. Комарова, Т. С. Организация педагогической работы по воспитанию любви к родному городу у старших дошкольников / Т. С. Комарова, Н. Г. Пантелеева // Современное дошкольное образование. – Москва : Педагогика, 2010. – №1. – С. 30-35;
21. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие / Н. Г. Комратова. – Москва : Владос, 2007. – 125 с. 49;
22. Крупка, Т. И. ознакомление дошкольников с малой Родиной / Т. И. Крупка, Л. Ф. Самборенко// Воспитатель ДОУ. – 2016. – №3. – С. 56-66;
23. Крылова, Е. А. Особенности формирования представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре родного края / Е. А. Крылова, Н. Н. Синева // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 19 февраля 2016 г. – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – Ч. I. – С. 261-262;
24. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М. Д. Маханева // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - №1. – С. 55-60;
25. Мельникова, Н. В. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм / Н. В. Мельникова // Дошкольное воспитание. – 2006. – №10. – С. 82-85;
26. Микляева, Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / Н. В. Микляева. – Москва : ТЦ Сфера, 2013. – 144 с.;
27. Пантелеева, Н. Г. Воспитание любви к истории края у старших дошкольников / Н. Г. Пантелеева // Современное дошкольное образование. – 2013. – №2. – С. 64-69;
28. Парамонова, Л. А. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Истоки» / Парамонова, Л. А; под ред. Т. В. Цветкова. – 5-е изд. Перераб. – Москва : ТЦ Сфера, 2017. – 192 с.
29. Погудкина, Ю. А. Воспитание патриотизма средствами русского декоративно-прикладного искусства / Ю. А. Погудкина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – №1. – С. 108-113;
30. Рыбалова, И. К. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания / И. К. Рыбалова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №6. – С. 45-55;
31. Саморукова, П. Г. Как знакомить дошкольников с природой / П. Г. Саморукова. – Москва : Просвещение, 1991. – 186 с.;
32. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические произведения / К .Д. Ушинский. – Москва : Просвещение, 1968. – 557 с.;
33. Хурда, Т. А. Воспитываем любовь к родному городу / Т. А. Хурда, Л. А. Ситникова // Воспитатель ДОУ. – 2010. – №7. – С. 25-28