Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования связана с тем, что сегодня современная наука не имеет точных знаний о механизмах наилучшего запоминания спортсменом, как самих движений упражнения, так и сопутствующих ему промежуточных движений. Здесь следует сказать, что особенно актуальна эта проблема для тех видов спорта, в которых спортсменам приходится выполнять различного рода прыжки, вращения, перекаты и т.д.
Нужно отметить, что как педагогика, так и тренерское искусство отмечали, что исходя из ведущего канала восприятия спортсмена с ним необходимо строить тренировочный процесс исходя из данной особенности. Например, визуалу все необходимо наглядно показывать. Наглядные графические изображения, видеозаписи и т.д. Все эти инструменты буду восприниматься визуалом очень хорошо.
Аудиалу наоборот все необходимо рассказывать. Поскольку он лучше слышит, соответственно ему необходимо все рассказывать и так же в разговорном режиме все объяснять. Кроме этого аудиалу все необходимо рассказывать исходя из эмоционального окраса. Если весь текст будет воспроизведен монотонно без эмоциональных вставок – это превратит весь материал в глазах аудиала в нечто монотонное, однообразное и унылое.
Вообще нужно сказать, что сегодня память остается одним из слабо исследованных психических процессов. Можно сказать, что психологи до сих пор не могут сформулировать теорию работы памяти. Важно сказать, что ученые до сих пор не знают, почему человек одну информацию запоминает и способен ее четко воспроизвести, а другую он практически сразу забывает.
1. Теоретическая часть
1.1. Строение глаза человека
Орган зрения является самым важным из всех органов чувств человека, ведь около 80% информации о внешнем мире человек получает через зрительный анализатор. Строение глаза человека достаточно сложно и многогранно, ведь на самом деле глаз представляет собой целую вселенную, состоящую из множества элементов, направленных на решение своих функциональных задач.
В первую очередь, стоит отметить, что глазной аппарат – система оптическая, которая отвечает за восприятие, точную обработку и передачу зрительной информации. И именно на выполнение подобной цели направлена согласованная работа всех составляющих частей глазного яблока.
Орган зрения (зрительный анализатор) состоит из 4-х частей:
1. Периферической или воспринимающей части, включающей в себя:
• защитный аппарат глазного яблока (верхнее и нижнее веки, глазница);
• придаточный аппарат глаза (слезная железа, ее протоки, конъюнктива);
• глазодвигательный аппарат, состоящий из мышц.
• глазное яблоко.
2. Проводящих путей – зрительного нерва, зрительного перекреста и зрительного тракта.
3. Подкорковых центров.
4. Высших зрительных центров, расположенных в затылочных долях коры больших полушарий.
Периферическая часть:
Защитный аппарат глаза:
1. Глазница является костным вместилищем для глаза. Она имеет форму усеченной четырехгранной пирамиды, обращенной вершиной в сторону черепа под углом 45%.Глубина ее – около 4-5см.,размеры 4*3.5см. Кроме глаза она содержит жировое тело, зрительный нерв, мышцы и сосуды глаза.
2. Веки (верхнее и нижнее) защищают глазное яблоко от попадания различных предметов. Они смыкаются даже при движении воздуха и при малейшем прикосновении к роговице. При помощи мигательных движений век с поверхности глазного яблока убираются мелкие частицы пыли, и равномерно распределяется слезная жидкость. Свободные края век плотно прилегают друг к другу при их смыкании. По краю век растут ресницы. Они также защищают глаз от попадания в него мелких предметов и пыли. Кожа век тонкая, легко собирающаяся в складки. Под кожей век находятся мышцы: круговая мышца глаза, с помощью которой веки смыкаются, и мышца, поднимающая верхнее веко. С внутренней стороны веки покрыты конъюнктивой.
Придаточный аппарат глаза
Конъюнктива. Она представляет собой тонкую (0.1 мм), слизистую ткань, которая в виде нежной оболочки покрывает заднюю поверхность век и, образовав своды конъюнктивального мешка, переходит на переднюю поверхность глаза. Оканчивается она у лимба. При закрытых веках между листками конъюнктивы образуется щелевидная полость, напоминающая мешок. Когда веки открыты, объем его заметно уменьшается. Основная функция конъюнктивы – защитная.
Слезный аппарат глаза
Состоит из слезной железы, слезных точек, канальцев, слезного мешка и носослезного протока. Слезная железа, расположена в верхненаружной стенке глазницы. Она выделяет слезы, которые по выводным каналам попадают на поверхность глаза, стекает в нижний конъюнктивальный свод. Затем через верхнюю и нижнюю слезные точки, которые находятся во внутреннем углу глаза на ребрах век, по слезным канальцам попадают в слезный мешок (находится между внутренним углом глаза и крылом носа), откуда по носослезному каналу попадает в нос.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Savion-Lemieux T., Bailey J.A., Penhune V.B. Developmental Contributions to Motor Sequence learning. Exp. Brain Res. 2009; 2: 293-306.
2. Абдуллаев И.М., Губарева Л.И. Онтогенетические особенности функционирования центральной нервной системы у успешных и малоуспешных спортсменов-спринтеров. Фундаментальные исследования. 2013; 11-9: 1856-1860.
3. Антипова Е.И., Шибкова Д.З. Психофизиологические риски, обусловленные условиями труда специалистов социальной сферы. Фундаментальные исследования. 2014; 9-7: 1532-1537.
4. Арент Е.А. Показатели простой зрительно-моторной реакции допризывников Среднего Приобья. Достижения вузовской науки. 2013; 7: 9-12.
5. Ахмедова О.О., Овезгельдыева Г.О., Григорьян А.Г. Психофизиологическое состояние студентов-первокурсников с разным уровнем двигательной активности. Физиология человека. 2011; 37 (5): 84-90.
6. Белоедов А.В., Елисеев Е.В. Физиологические особенности латерализации и межполушарной асимметрии у айкидоистов в возрастном и спортивно-квалификационном аспектах. Здравоохранение, образование и безопасность. 2018; 1 (13): 152-160.
7. Герасимова О.Ю. Время простых и сложных сенсомоторных реакций как один из показателей уровня интеллекта у старших дошкольников. Евразийский союз ученых. 2015; 10-1 (19): 135-138.
8. Гилева О.Б. Индивидуальные и возрастные различия времени зрительно-моторной реакции у школьников 7-16 лет г. Екатеринбурга. Экология человека. 2011; 4: 43-49.
9. Губарева Л.И., Пономарева Т.Ю., Ермолова Л.С. Особенности функционирования центральной нервной системы у работников газотранспортной системы с разной степенью адаптации к условиям профессиональной среды. Медицинский вестник Северного Кавказа. 2016; 11 (4): 573-576.
10. Губарева Л.И., Прасолова О.В. Функциональное состояние центральной нервной системы у учащихся инновационных школ. Фундаментальные исследования. 2013; 6-2: 346-351.
11. Гулин А.В., Шутова С.В., Муравьева И.В. Гендерные особенности скорости и точности сенсомо-торных реакций студентов в течение учебного семестра. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Медицина. Фармация. 2013; 4 (147): 170-177.
12. Даренская Н.Г., Ушаков И.Б., Иванов И.В., Насонова Т.А., Есауленко И.Ю., Попов В.И. Экстраполяция экспериментальных данных на человека: принципы, подходы, обоснование методов и их использование в физиологии и радиобиологии: руководство. Москва; Воронеж: ИСТОКИ; 2004. 232.
13. Дерябина И.Н., Выучейская М.В. Кратковременная память и зрительно-моторные реакции выбора у женщин 50-80 лет. Science Time. 2015; 9 (21): 78-80.
14. Дерягина Л.Е., Полозова Т.Ю., Костина Л.Н., Усачева И.В. Гендерные особенности сенсомотор-ных реакций у курсантов вуза Министерства внутренних дел. Экология человека. 2018; 7: 24-28.
15. Дорджиева Д.Б., Бадмаева И.А., Карлова С.В., Лиджигоряева Ц.В. Возрастные различия времени зрительно-моторной реакции у школьников. Наука вчера, сегодня, завтра. 2017; 7 (41): 6-10.
16. Дорджиева Д.Б., Бадмаева И.А., Карлова С.В., Лиджигоряева Ц.В. Возрастные различия времени зрительно-моторной реакции у школьников. Наука вчера, сегодня, завтра. 2017; 7 (41): 6-10.
17. Дюсенова А.А. Центральная нервная система: учеб.-метод. пособие. Санкт-Петербург: НГУ физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта; 2009. 44.
18. Земскова А.А., Кравцова Н.А. Взаимосвязь жизнестойкости с психофизиологическими свойствами курсантов в тренировочных условиях. Сибирский психологический журнал. 2017; 65: 40-52.
19. Канжин А.В. Время зрительно-моторных реакций в дифференциальной диагностике синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2015; 5 (14): 72-75.
20. Капцов В.А., Сосунов Н.Н., Шищенко И.И., Викторов В.С., Тулушев В.Н., Дейнего В.Н., Бухарева Е.А., Мурашова М.А., Шищенко А.А. Функциональное состояние зрительного анализатора при использовании традиционных и светодиодных источников света. Гигиена и санитария. 2014; 93 (4): 120-123.
21. Кислицын М.Н., Кошевец Г.В., Халфина Р.Р. Особенности простой зрительно-моторной реакции как предиктора спортивной успешности в служебно-прикладном спорте. Вестник психофизиологии. 2016; 2: 98-100.
22. Колобков П.А., Соколова Ф.М., Колготин Г.Г., Олисов Д.Г. Изменения психофизиологических показателей у лыжников на различных этапах тренировочного процесса. Ученые записки. 2014; 1 (107): 44-47.
23. Колосова О.Н., Николаева Е.Н., Бельчусова Е.А., Мельгуй Н.В. Сезонная динамика скорости зрительно-моторных реакций у студентов в условиях Севера. Современные проблемы науки и образования. 2014; 6: 1352.
24. Кондакова О.Э., Шилов С.Н., Кирко В.И. Психофизиологические и адаптивные характеристики детей и подростков, проживающих на Крайнем Севере. Журнал Сибирского федерального университета. Сер.: Биология. 2017; 10 (3): 312-322.
25. Корельская И.Е., Кузнецов А.А. Экспресс-оценка состояния центральной нервной системы человека по параметрам простой зрительно-моторной реакции. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016; 8-2: 194-197.
26. Кринко О. Взаимодействие доминантного и субдоминантного полушарий при выполнении простой зрительно-моторной реакции. Международный школьный научный вестник. 2017; 1: 33-36.
27. Лысенко А.В., Таютина Т.В., Недоруба Е.А. Оценка влияния степени аэроионизации воздушной среды на функциональное состояние организма спортсменов. Современные проблемы науки и образования. 2014; 4: 252.
28. Мартусевич Н.О. Динамика сенсомоторных реакций на различных этапах тренировочного процесса у спортсменов-гребцов. Весшк Магшеускага дзяржаунага ушверсиэта iмя А.А. Куляшова. Серыя B. Прыродазнаучыя навуш: матэматыка, фiзiка, бiялогiя. 2018; 2 (52): 111-119.
29. Матвеев С.С., Шаяхметова Э.Ш., Матвеева Л.М., Дубовицкая Т.Д. Исследование работоспособности и утомления студентов с различным профилем функциональной межполушарной асимметрии. Здоровье и образование в XXI веке: электронный научно -образовательный вестник. 2016; 18 (4): 30-36.
30. Матвиенко С.В., Порядина В.А., Хачатурова Э.В. Экспресс-психодиагностика спортсменов как метод прогнозирования успешности выступлений. Человеческий капитал. 2015; 3 (75): 141-144.
31. Менджерицкий А.М., Карантыш Г.В., Айдаркина М.Е., Косенко Ю.В., Дмитренко Л.М. Показатели стабилограммы и сложной зрительно-моторной реакции у детей 12-14 лет, занимающихся спортом. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014; 11-4: 603-607.
32. Мосягин И.Г. Динамика психофизиологических показателей легкоатлетов и лыжников в течение сезонов года на Европейском Севере России. Экология человека. 2016; 6: 33-38.
33. Нелина Э.В., Белова О.А. Психофизиологическая характеристика зрительно-моторных реакций девушек 16-18 лет, находящихся в условиях пенитенциарной системы. Здоровье и образование в XXI веке: электронный научно-образовательный вестник. 2012; 14 (10): 277-278.
34. Немцев О.Б., Гогодзе Б.М., Немцева Н.А., Борисов А.Б., Гришин А.Ф. Влияние кофеина на время простой зрительно-моторной реакции и реакции выбора. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017; 12 (154): 195-198.
35. Ненахов И.Г., Степкин Ю.И., Якимова И.А. Оценка специфики сенсомоторных реакций сотрудников аккредитованного испытательного лабораторного центра в процессе профессиональной деятельности. Анализ риска здоровью. 2018; 1: 59-65.
36. Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В. Особенности зрительно-моторных реакций детей 8-11 лет с высоким уровнем тревожности. Экология человека. 2011; 5: 43-48.
37. Николаева Е.Н., Гуляева Н.А., Колосова О.Н. Оценка функционального состояния ЦНС по параметрам зрительно-моторных реакций у подростков. Здоровье и образование в XXI веке. 2018; 20 (9): 32-36.
38. Осин М.В. Оценка умственной и физической работоспособности детей 12 лет, проживающих в условиях Севера. Инновационная наука. 2018; 12: 12-16.
39. Попова И.Е., Сысоев А.В. Эффективность игровых действий и типологические особенности нервной системы баскетболисток. Прикладная спортивная наука. 2018; 1 (7): 26-31.
40. Смирнов В.М., Свешников Д.С., Умрюхин А.Е., ред. Физиология: учебник для студентов лечебного и педиатрического факультетов. Москва: МИА; 2019. 520.
41. Соболев В.И., Труш В.В., Костин Н.Ф. Оценка рекреационной эффективности зимних каникул на психофизиологическое состояние студентов-первокурсников. Проблемы современного педагогического образования. 2018; 59-1: 358-364.
42. Соколова Л.В., Сунцов С.А. Динамика показателей функционального состояния центральной нервной системы спортсменов-единоборцев 12-14 лет. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер.: Медико-биологические науки. 2015; 4: 99-106.
43. Тожибоева Д.А., Мансуров М.А.У., Мухамедова У.Н.К. Анализ результатов хронорефлексомет-рии по скорости зрительно-моторной реакции работающих. Молодой ученый. 2017; 1-2 (135): 45-47.
44. Уларов А.П., Яковлев П.И., Иванов А.И., Черкашин И.А. Оценка индивидуально-типологических свойств высшей нервной деятельности и сенсомоторных функций спортсменов в борьбе хапса-гай. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018; 10 (164): 329-333.
45. Финк А.В. Исследование влияния уровня освещенности на чувствительность сетчатки глаз и время зрительно-моторной реакции. Известия Алтайского государственного университета. 2009; 3 (63): 30-32.
46. Фролова А.С., Кротенок К.С. Гендерные различия сенсомоторного реагирования студентов медицинского университета с разным типом вегетативной регуляции. Актуальные научные исследования в современном мире. 2018; 5-8 (37): 58-63.
47. Хорунжий А.А. Методы тестирования и анализа психомоторных способностей дзюдоистов 11-13 лет. Физическая культура и спорт: воспитание, образование, тренировка. 2017; 4: 34-36.
48. Черевикова И.А., Ярославцева И.В. Функциональное состояние студентов бакалавриата. Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Психология. 2017; 21: 99-104.
49. Шаламова Е.Ю., Сафонова В.Р., Рагозин О.Н., Корчин В.И. Профиль функциональной асимметрии по результатам простой зрительно-моторной реакции у представителей различных биоритмологических стереотипов. Вестник новых медицинских технологий. 2016; 23 (1): 102-106.
50. Шутова С.В., Муравьева И.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС. Вестник ТГУ. 2013; 5: 2831-2840.
51. Ярославцева И.В., Гутник И.Н., Конопак И.А., Гусев А.Н., Черевикова И.А. Экспресс-диагностика функционального состояния ЦНС (на примере диагностики ФС ЦНС учащихся высшего учебного заведения). Экспериментальная психология. 2018; 11 (2): 110-120.