Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Общая характеристика и история формирования исполнительной власти как формы государственного управления в РФ 5
1.1. Понятие, признаки и правовые основы деятельности исполнительной власти в РФ 5
1.2. Место и роль исполнительной власти в системе публичной власти РФ 13
2. Система и структура органов исполнительной власти в РФ 17
2.1. Федеральные органы исполнительной власти 17
2.2. Органы исполнительной власти субъектов РФ 24
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Фрагмент для ознакомления
2
Исполнительная власть - самостоятельная и независимая ветвь государственной власти (исходя из теории разделения властей), один из основных видов деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленный на реализацию нормативно-правовых актов, принятых законодательной властью.
Исполнительная власть включает в себя совокупность полномочий по управлению делами государств), а также систему органов государственной власти, реализующих данные полномочия.
Исполнительная власть является инструментом преобразования результатов законотворческого процесса законодательной ветви власти и правосудия в реальность. Лишь исполнительная власть обладает рычагами непосредственного, физического властного воздействия на общество и граждан.
Органы исполнительной власти занимают особое место в системе государственного аппарата. По мнению С.Н. Братоновского государственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловлена конституционным разделением государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную. Наличие в системе государственной власти исполнительных органов - следствие нормативного закрепления принципа разделения властей .
Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров придерживаются позиции, согласно которой, с точки зрения теории административного права органы исполнительной власти осуществляют государственно-управленческую деятельность и являются субъектами государственного управления как одной из форм государственной деятельности наряду с законодательной и судебной .
А.М. Авакьян «видит суть исполнительной власти в том, чтобы заниматься реализацией законов, исполнять их требования, управлять и обеспечивать повседневное функционирование государственного механизма, экономики и рынка, удовлетворение запросов и нужд населения. Чтобы выполнять свои задачи, исполнительной власти использует - финансы, материальные объекты (транспорт, связь, иные промышленные предприятия), а также военные и военизированные подразделения. Наконец, важнейшей чертой и.в. является не только исполнение нормативных предписаний, но и распорядительная деятельность - главным образом правоприменительная, в определенном объеме - также и подзаконная нормативно-регулирующая (в целом данная черта и.в. характеризуется как исполнительно-распорядительная деятельность)» .
Особый статус и круг полномочий исполнительных органов власти позволяют выделить ряд особенностей, характерных именно им.
Так, например, М.Б. Смоленский и Э.В. Дригола, считают, что «исполнительные органы обладают следующими характерными чертами: 1) осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность; 2) наделены оперативной самостоятельностью; 3) имеют, как правило, постоянный штат; 4) образуются вышестоящими органами; 5) подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти» .
По мнению других ученых административистов, «для системы органов исполнительной власти, в Российской Федерации, характерны следующие черты: 1) входит в систему органов государственной власти; 2) механизм образования и функционирования установлен на законодательном уровне; 3) каждый орган исполнительной власти наделен особым правовым
статусом, закрепленным в специальном нормативно-правовом
акте; 4) имеет организационную структуру, отвечающую возложенным
на органы исполнительной власти задачам и функциям; 5) самостоятельность; 6) действует от имени и в интересах государства; 7) для выполнения возложенных функций обладает властными полномочиями и компетенцией; 8) деятельность органов реализуется в исполнительно-распорядительной форме» .
Исполнительная власть обладает следующими признаками:
1. Является самостоятельной ветвью государственной власти и тесно взаимодействуете законодательной и судебной ветвями власти (в соответствии с принципом разделения властей).
2. Является частью системы единой государственной власти или ее механизма.
3. Выражается в деятельности определенных субъектов власти, наделенных специальной исполнительной компетенцией.
4. Обладает материальными ресурсами и властными полномочиями принудительного характера.
5. Осуществляется на всей территории государства.
6. Организуется и осуществляется в соответствии с принципами федерализма (то есть наблюдается разграничение предметов ведения между государством и субъектами этого государства).
7. Осуществляется беспрерывно и постоянно, обеспечивая управление обороной страны, публичную безопасность и порядок, исполнение функций государственного регулирования и т.д.
8. Несет ответственность за совершаемые управленческие действия и принимаемые административные акты.
9. Является властью подзаконной, то есть исполнительная власть функционирует в рамках закона, ее деятельность регулируется правовыми нормами, а выполнение реализуется при строгом соблюдении утвержденных прав и свобод, законных интересов иных участников процесса управления.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 01.07.2020). URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 11.03.2022).
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366950 (дата обращения: 11.03.2022).
3. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _14058 (дата обращения: 11.03.2022).
4. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О системе государственной службы Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413 (дата обращения: 11.03.2022).
5. Безруков А. В. Конституция и власть. Монография / А.В. Безруков. – М.: Юстицинформ, 2020. – 326 с.
6. Братановский С. Н. Вопрос власти. Монография / С.Н. Братановский. – М.: Директ-Медиа, 2021. – 300 с.
7. Гречина Л.А. Административное право в Российской Федерации. Курс лекций: учебное пособие / Л.А. Гречина. – Москва: РГ-Пресс, 2021. – 110 с.
8. Дзидзоев P.M. Конституционно-правовая ответственность: Учеб. пособие / Р.М. Дзидзоев. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2019. – 368 с.
9. Лапина М.А. Административное право РФ / М.А. Лапина. – М.: Норма, 2019. – 578 с.
10. Масленникова Е. Государственное и муниципальное управление / Е. Масленникова, М. Мокеев, Н. Гегедюш. – М: Норма, 2021. – 238 с.
11. Михалева Н.А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах). 4-е изд., изм. и доп. / Н.А. Михалева. – М.: ЮРКОМПАНИ, 2020. – 344 с.
12. Садовникова Г.Д. Конституционно-правовой статус органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации: учеб. / Г.Д. Садовникова. – М.: Норма, 2018. – 128 с.
13. Хаманева Н. Ю. Проблемы исполнительной власти в России / Н.Ю. Хаманева. – М.: ООО «Новая правовая культура», 2018. – 326 с.
14. Вишняков В. Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика / В.Г. Вишняков // Журнал российского права. – 2021. – № 8. – С. 30-41.
15. Еремина О.Ю. Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации / О.Ю. Еремина // Журнал российского права. – 2021. – № 8. – С. 40-45.
16. Коваль Т.А. Исполнительная власть как особая ветвь власти: определение сущности понятия / Т.А. Коваль // Вестник забайкальского государственного университета. – 2020. – № 56. – С. 52-61.
17. Морозов В.Е. К проблеме оптимизации функций президентских органов исполнительной власти / В.Е. Морозов // Государственная власть и местное самоуправление. – 2022. – № 1. – С. 39-43.
18. Понкин И.В. Теория государственного управления: содержание понятия «порядок» / И.В. Понкин // Административное право и процесс. – 2021. – N 11. – С. 8-10.
19. Пронина В.С. Правовое регулирование органов исполнительной власти / В.С. Пронина // Журнал российского права. – 2022. – N 2. – С. 36-37.
20. Сенин А. С. Становление министерской системы управления в России / А.С. Сенин // Новый исторический вестник. – 2020. – № 9. – С. 2-15.