Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Самоуправление является важнейшей частью современного общества, мощным инструментом общественного развития и первичным уровнем взаимодействия граждан и органов государственной власти. В условиях современного динамично развивающегося российского общества, характеризующегося общественными противоречиями, сложными взаимоотношениями составляющих его социальных групп, тенденциями роста гражданского правосознания и нестабильной экономикой. Для того, чтобы такое сложное общество могло гармонично продолжать свое развитие, необходимо участие всех его элементов в государственном и социальном управлении. Идея самоуправления воплощает демократическую суть государственной власти, наряду с выборами является основным средством волеизъявления общества.
Объединение в рамках одного образования сельской местности и города часто имеет лишь статистический характер, а значимых социально-экономических изменений при этом не происходит. Урбанизация в России хотя и приобрела значительный масштаб, но до сих пор часть жителей малых и средних городов не имеют доступа к питьевой воде, канализации и другим благам цивилизации. При этом роль городов в организации пространства за последние десятилетия стала изменяться: города превращаются в крупные самоуправляющиеся единицы, играющие ведущую роль в экономическом развитии более обширной территории, что вынуждает исследователей рассматривать данный субъект управления в системе муниципального устройства.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере системы органов местного самоуправления в городском округе.
Предметом работы выступают правовые нормы, регулирующие систему организации и деятельности органов местного самоуправления в городском округе.
Целью курсовой работы является анализ системы органов местного самоуправления в городском округе.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
– исследование порядка формирования и структура органов местного самоуправления в городском округе;
– анализ организационно-правовых форм осуществления местного самоуправления в городском округе;
– характеристика выборных органов местного самоуправления в городском округе;
– рассмотрение невыборных и иных органы местного самоуправления в городском округе.
Методология исследования включает в себя использование авторами совокупности общенаучных и частнонаучных методов познания: диалектический метод, формально-логический, сравнительно-правовой, контент-анализ.
Теоретической основой исследования явились труды таких авторов, как: М.А. Валишвили, Е.Ф. Никитская, Е.С. Куликова, С.А. Курушин, Л.Ф. Кучербаева, М.Г. Фомина, А.Ю. Мирошкин, В.А. Щепачёв и др.
Научная новизна работы заключается в разработке предложений по решению актуальных проблем в системе организации и деятельности органов местного самоуправления в городском округе.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1 Теоретико-правовые основы осуществления местного самоуправления в городском округе
1.1. Порядок формирования и структура органов местного самоуправления в городском округе
Основная цель местного самоуправления заключается в обеспечении более активного участия населения в решении локальных проблем. Однако этого не происходит, и в целом функционирование данного института имеет кризисные черты, что приводит к неполноценному осуществлению его деятельности. Сложившаяся ситуация объясняется несколькими причинами: несоответствием между заложенными в законодательстве полномочиями и возможностями субъектов управления; выстраиванием вертикали власти, в которой оказываются неучтенными интересы локальных сообществ; копированием зарубежной практики без учета местных реалий, в частности, правовых особенностей, специфики системы расселения и др.
В России формирование местного самоуправления началось с конца 80-х годов прошлого века. В процессе становления и развития данного института можно выделить два этапа. Первый этап (с 1990-х гг. до 2003 г.) характеризовался тем, что каждый субъект РФ самостоятельно принимал решение, какую модель территориальной организации использовать. Второй этап начался с 2003 г., когда был принят ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» . На данном этапе происходила унификации местного самоуправления, т.е. разработка единых принципов функционирования данного института.
Подобное условие формирования местного самоуправления привело к тому, что оно оказалось не способно решать даже локальные проблемы без оглядки на вышестоящий уровень власти. Этот факт находит отражение и в том, что основными инициаторами изменений в территориальной организации низовых уровней власти являются не органы местного самоуправления или население, а вышестоящие органы государственной и региональной ветвей власти. Более всего таким изменениям подвержен уровень муниципальных районов, городских и сельских поселений; в качестве альтернативы им предлагается формирование городских округов.
Выбор городских округов в качестве объекта исследования объясняется несколькими причинами:
1) распространением этой формы организации местных сообществ практически на весь регион (в качестве примеров можно привести город Юрги Кемеровской области);
2) отсутствием четких критериев обособления городских округов;
3) формированием новой формы территориальной организации местного самоуправления – муниципального округа, что требует изучения специфики их функционирования в ближайшей перспективе (до 2025 г. необходимо сделать так, чтобы все существующие муниципальные образования соответствовали принятым поправкам) .
Обращает на себя внимание и тот факт, что число полномочий с момента принятия ФЗ № 131-ФЗ только увеличивалось. Так, количество вопросов, отнесенных к ведению городских и сельских поселений, выросло к 2011 г. с 22 до 36, муниципальных районов – с 20 до 32, городских округов – с 27 до 41. С указанного периода их число не изменилось. При этом одновременно часть полномочий перераспределяется на вышестоящие уровни власти.
По первоначальному замыслу разработчиков упомянутого выше ФЗ № 131-ФЗ городские округа представляют собой компактную территорию, объединенную общими целями социально-экономического развития и единым набором проблемных ситуаций. В условиях, когда городские округа охватывают территорию площадью до нескольких сот тысяч квадратных километров, проблематично говорить о близости территорий хотя бы по одному из этих компонентов. Именно на это обстоятельство обратили внимание авторы поправок в данный закон
Определенные в Федеральном законе о местном самоуправлении 2003 г. вопросы местного значения (ст. 14 – 16.2), несмотря на законодательную дефиницию (п. 11 ч. 1 ст. 2), вызывают в муниципально-правовой литературе оживленную дискуссию, и, нужно признать, что основания для этого есть, если обратиться к содержанию данных вопросов. Ситуация осложняется тем, что в одном из решений Конституционного Суда Российской Федерации (18 мая 2011 г.) вопросы местного значения обозначены как «основные жизненные потребности», хотя, например, такой вопрос местного значения городского округа, как «формирование и содержание муниципального архива» (п. 22 ч. 1 ст. 16 Федерального закона о местном самоуправлении 2003 г.) вряд ли можно отнести к указанным потребностям.
В доктринальном плане также имеются разные подходы к раскрытию данной дефиниции. Так, Н.В. Постовой расценивает вопросы местного значения как предметы ведения муниципальных образований. По мнению Е.С. Куликовой и С.А. Курушина термин «вопросы местного значения» охватывает одновременно как предметы ведения (направления или сферы деятельности), так и полномочия органов местного самоуправления .
Итак, к вопросам местного значения городских округов можно отнести: составление и рассмотрение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, владение имуществом данного городского округа, организация газо-, электро-, водо– снабжение, дорожная деятельность, социальная продержка населения, предоставление транспортных услуг населению, участие в профилактике терроризма, поддержка культурного развития городского округа, охрана общественного порядка, обеспечения пожарной безопасности, охрана окружающей среды, создание условий для медицинской помощи населения, услуги связи, создание условий для организации досуга и народного творчества, сохранение и использование культурного наследия, создание условий для массового отдыха жителей и культурно-оздоровительные мероприятия, утверждение правил благоустройства территории, землепользования и застройки ГО, присвоение адресов объектам недвижимости, гражданская оборона, осуществление муниципального лесного контроля, осуществление мер по противодействию коррупции, и другие полномочия, описанные в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ ст. 16 «Вопросы местного значения городского округа».
Рассмотрим классификацию органов местного самоуправления. Так, система органов местного самоуправления делится на 2 части:
1) обязательные (представительный орган МО, глава МО, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган МО));
2) факультативные (иные органы и выборные должностные лица, предусмотренные Уставом (обычно избирательная комиссия, контрольно-счетный орган, Управление образованием и т.д.) и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Местное самоуправление на территории города Юрги – форма осуществления народом муниципального образования своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами Кемеровской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций .