Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы определяется тем, что умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Результаты психологических и педагогических исследований последних лет показывают, что возможности умственного развития дошкольников значительно выше, чем это предполагалось ранее. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения. В этой связи, одним из важных направлений умственного развития дошкольников выступает формирование системных знаний.
Системные знания – это знания, включающие совокупность объективных существенных связей; целостное рассмотрение объектов, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них.
Выше изложенное в целом на теоретико-методологическом уровне определило проблему настоящего исследования:
Недостаточная разработанность указанной проблемы и ее большая практическая значимость в формирование системных знаний у детей, определили тему исследования: «Формирование системных знаний у детей дошкольного возраста».
Цель исследования: теоретическое и практическое обоснование эффективность комплекса педагогических условий на процесс формирования системных знаний у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования системных знаний у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования системных знаний у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: гипотеза состоит в том, чтобы выявить эффективные педагогические условия, позволяющие в доступной форме дать детям дошкольного возраста систематизированные знания, отражающие существенные связи и зависимости явлений действительности. Данные педагогические условия будут способствовать формированию иерархической системы знаний о явлениях социальной действительности в соответствии с наглядно-действенным и наглядно-образным способами познания окружающего мира.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия системные знания.
2. Выявить значение системных знаний в развитие детей дошкольного возраста.
3. Определить, взаимосвязь системных знаний с представлением у детей дошкольного возраста.
4. Определить, основные психолого- педагогические условия развитие системных знаний.
5. Разработать перспективный план психологической -педагогической деятельности по формированию у детей дошкольного возраста системных знаний.
6. Реализовать вводный этап перспективного плана в условиях реальной ДОО.
7. Обобщение результатов, рефлексия.
Теоретическая значимость: теоретическая значимость работы заключается в обобщении теоретических и практических подходов по проблеме формирования системных знаний у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость: разработка и применение перспективного плана для формирования системных знаний у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анализ, обобщение, классификация (игры, задачи), диагностическая беседа.
Теоретическая часть
1. Сущность понятия системных знаний
Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью.
Они включают в себя практически все познавательные способности человека, а именно:
1. Представление.
2. Ощущение.
3. Мышление.
4. Восприятие.
5. Воображение.
На уровень умственных способностей влияют такие факторы, как:
1. Память. Сюда относиться умение быстро запоминать и воспроизводить необходимую информацию в нужный момент.
2. Умение четко отличить хорошее от плохого носит название здравого смысла. Умение оценить ситуацию и принять объективное решение.
3. Понимание является еще одним решающим фактором. От того насколько ребенок способен воспринимать услышанную, прочитанную и увиденную информацию прямо зависят его умственные способности.
Умственное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий.
Психолого-педагогические исследования последних лет показывают, что основным недостатком умственного развития детей дошкольного возраста является отрывочность, фрагментарность знаний, неумение объединить их в целостную картину, связанную существенными связями и зависимостями.
С момента рождения и до поступления в школу ребенок проходит довольно сложный, но интересный путь первого познания мира. Что можно, а что нельзя, какое это на вкус, на запах, на ощупь, он делает первые шаги и говорит свои первые слова и выполнять несложные поручения. Школа становится новым этапом развития, от готовности к которому, однако, зависит успешность его прохождения.
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения. В этой связи, одним из важных направлений умственного развития дошкольников выступает формирование системных знаний. В системном исследовании объекты рассматриваются как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостное свойство этого множества. Систематизация является условием успешного овладения знаниями.
К.Д. Ушинский, указывая на значение системного знания, использует образ кладовой и отмечает, что только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями.
В педагогической энциклопедии систематизация определяется как мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа.
Знание - это осведомленность или понимание кого и чего угодно, которое можно логически или фактически обосновать и эмпирически или практически проверить.
Системное знание – это знание, которое исходит из основных идей и понятий изучаемой науки и строится по иерархическому принципу, где единичное знание постепенно расширяется, уточняется, углубляется за счет объединения с другими знаниями на основе системообразующих связей.
Системное знание предполагает опору на научные идеи и понятия и предусматривает иерархическое построение, которое может быть проиллюстрировано следующим образом.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных информационных источников
1. Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология:
конспект лекций / А.В. Акрушенко, Т.В. Каратьян, О.А. Ларина. - М.: Эксмо,
2008. - 128 с.
2. Андреева Н. Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для СПО/Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева; под редакцией Н. Д. Андреевой.- 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Юрайт,2019.-190 с.
3. Баева И.А., Лактионова Е.Б. Экспертная оценка состояния образовательной среды на предмет комфортности и безопасности // Психологическая наука и образование. 2013. №6. С. 5-11.
4. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства : учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 170 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08012-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491309 (дата обращения: 20.05.2022).
5. Вераксы, Н. Е. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования / Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. ДорофеевойЭ. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — Москва : , 2019. — 336 c.
6. Волкова, В. Е. Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста / В. Е. Волкова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14285/ (дата обращения: 10.05.2022).
7. Габова М. А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений. — М.: Юрайт, 2020. — 152 с.
8. Гладкова Т.Е., Филиппова Л.В. Педагогические условия развития социального познания подростков // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 5.
9. Давыдова Л.Н. Педагогическое диагностирование как компонент управления качеством образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Архангельск, 2005. 40 с.
10. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. 384 с.
11. Козлова С.А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО/С.А. Козлова, Н.П. Флегонтова.-Москва: Юрайт,2021.-202с.
12. Кондратьева, Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей. - 2-е изд., перераб. и доп [Текст] / Н.Н. Кондратьева. - СПб.: ДетствоПресс, 2015. - 229 с.
13. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — С. 575
14. Юревич С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими): учеб. пособие для СПО / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина; под ред. С. Н. Юревич. — М.: Юрайт, 2019. — 181 с.