Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Процесс перехода к постиндустриальному обществу в мировой экономике обусловил стремительное развитие информационных технологий и, в частности, сети Интернет, которая стала условием возникновения нового сектора экономики – электронной коммерции. Появившись в начале 60-х гг. XX века в сфере торговли авиабилетами, электронная коммерция получила свое официальное определение в сентябре 1988 года в рамках Всемирной Торговой Организации. В современный период электронная коммерция – это многогранное явление, требующее пристального внимания со стороны исследователей. Электронная торговля открывает новые горизонты для развития бизнеса, именно поэтому наличие системы электронной коммерции является необходимым условием формирования, роста и развития экономики страны. Во всем мире оборот электронной торговли увеличивается ежегодно достаточно высокими темпами, так как электронная среда предоставляет большие возможности для продвижения товаров.
В настоящее время позицию лидера в данной отрасли занимает Китай. Его особенность заключается в том, что основная доля на рынке интернет-торговли принадлежит холдингу Alibaba Group, в состав которого входят несколько интернет- площадок, направленных на определенную группу партнеров и покупателей. В России электронная коммерция развивается стремительными темпами, но все же это относительно молодое направление в российской экономике. Модель «бизнес- потребитель» (B2C) является наиболее активно развивающейся областью. Электронная коммерция в России и в Китае как основа электронного бизнеса на современном этапе содержит ряд вопросов, поэтому анализ и выявление ее структурных элементов, основных тенденций и закономерностей развития двух рынков является предпосылкой для дальнейшего развития китайской и российской B2C-модели электронной коммерции.
Актуальность изучения современных форм продвижения, таких как интернет-реклама и ее частных методик, на наш взгляд, не вызывает сомнения. Вопросы в этом поле связаны со многими аспектами исследования — социальной экологией возникновения, скоростью распространения, уровнем социально-политической значимости и влияния на массовое сознание данных технологий. В рамках данного исследования актуальными являются тенденции и факторы потребительской коммуникативной эффективности новейших предложений интернет-коммуникаций, в частности — возможностей SMM.
Бурное развитие электронной коммерции в последние годы определили актуальность написания данной статьи, в рамках которой автором была поставлена задача рассмотреть основные классификационные признаки маркетплейса, как формы электронной коммерции; его основные преимущества по сравнению с другими формами электронной коммерции (Интернет-магазином). Классическим принципам рекламы посвящено множество исследований в отечественной и зарубежной науке.
Вместе с развитием информационных и инновационных технологий, таких как интернет, глобальные средства связи и социальные сети, развивается относительно новое направление бизнеса – электронная коммерция. К тому же, благодаря пандемии Covid 19, рост онлайнпродаж в 2020 году, по данным Data Insight, увеличился в 4,3 раза.
Это труды таких зарубежных и отечественных авторов в этой области, как Г. Л. Багиев, Г. Берман, Л. Бернет, К. Бове, Ю. Л. Борисов, Л. Ю. Гермогенова, И. А. Гольдман, Н. А. Голядкин, П. В. Горбунова, Э. Джей, Ф. Джефкинс, А. Дэйян, П. Завьялов, В. Г. Зазыкин, Г. Н. Кессон, Ф. Котлер, И. В. Крылов, Т. Линд, Ю. А. Метелева, С. Мориарти, В. Л. Музыкант, А. Н. Назайкин, Д. Огилви, А. П. Панкрухин, Л. Перри, В. Л. Полукаров, Д. Росситер, Б. Тейлор, Э. А. Уткин, Э. Д. Фарби, Н. Н. Худенко и других.
Российскими и зарубежными учеными также изучаются и механизмы рекламной коммуникации. Этой теме посвящены работы таких отечественных авторов, как А. М. Годин, В. А. Евстафьев, Е. Кирьянова, А. Кутлалиев, Д. С. Львов, Е. А. Ноздренко, Н. Н. Овчинникова, В. В. Ученова, А. Попов, H. B. Старых, O. A. Феофанов, В. Г. Шахурин, Л. Н. Хромов, В. Н. Ясонов и других, которые рассматривают основные вопросы рекламной теории и практики. Эти же вопросы рассматриваются и в трудах зарубежных авторов, таких как У. Ф. Аренс, Д. Бернет, Дж. Витале, Д. Ф. Джоунс, Г. Картер, А. Кромптон, Ч. Сэндидж, У. Уэллс и др. Объект исследования – маркетплейсе как система продвижения и продажи товаров. Предмет исследования – системы продвижения товаров и компаний на маркетплейсе.
Анализ сформирован на основании двух опубликованных отчетов: Ozon и Wildberries. Необходимо отметить, что Wildberries является закрытой компанией, которая предоставляет отчетность в виде пресс-релизов, что может являться искаженной информацией. Wildberries стремится захватить рынок, о чем говорит массовое открытие ПВЗ в непосредственной близости друг к другу, высокими скидками на товары и немного более выгодными условиями для продавцов. Ozon закрепляет успех и нацелен на положительные показатели прибыли. Следует отметить более удобную систему для продавцов у Ozon, которая обладает большим функционалом, чем у Wildberries. По посещению сайт Wildberries.ru в рейтинге располагается выше, чем сайт Ozon.ru и занимает 99 место в мире, 9 в России и 14 место в категории «Электронная коммерция и шопинг/маркетплейс». В то время как озон занимает 182, 13 и 28 место соответственно.
Объектом исследования является продвижение магазина BAZA M в интернет-магазине «Wildberries». Предметом исследования являются методы продвижения товаров на маркетплейсах.
Целью исследования является разработка проекта продвижения товаров магазина «BAZA M» на маркетплейсе «Wildberries» на основе современных систем продвижения интернет - торговли.
Задачами исследования являются:
1. Анализ теоретических положений интернет - торговли на маркетплейсе;
2. Анализ существующих систем продвижения магазина «BAZA M»;
3. Описание проекта продвижения товаров магазина «BAZA M».
Методы исследования: анализа и синтеза информации, экономического анализа, экономико-математического прогнозирования.
Глава 1 Теоретические положение интернет-торговли на маркетплейсах
1.1 Системный анализ современного состояния электронной коммерции
Развитие интернета и электронной коммерции ведет к значительным изменениям в экономике и традиционных положениях экономической теории и практики. Информационные и коммуникационные технологии являются главной движущей силой глобализации. Технологии и стандарты передачи данных через интернет стали универсальным средством обмена коммерческой информацией и во многом определили принципы ведения бизнеса в сфере электронной коммерции. Использование интернета трансформирует процессы экономического взаимодействия между компаниями и их клиентами, партнерами и поставщиками. Методы и средства проведения коммерческих транзакций в сфере электронной коммерции несколько отличаются от таковых в реальной экономике [4].
По итогам Второй Министерской конференции Всемирной торговой организации, которая состоялась в мае 1998 года, была утверждена Декларация по глобальной электронной торговле. Основным документом, регламентирующим работу по данному направлению, является Рабочая программа по электронной коммерции, которая была принята 25 сентября 1998 г. Генеральной Ассамблеей ВТО. Согласно данной программе, электронная коммерция – «производство, распределение, маркетинг, продажа или поставка товаров и услуг с помощью электронных средств связи». Термин «электронная коммерция», как один видов коммерции в общем плане, закрепился следующим образом [10]:
1) экономическая деятельность с использованием электронных информационных технологий;
2) коммерческая деятельность с использованием электронных информационных технологий, при ведении которой взаимодействие сторон осуществляется электронным способом вместо физического обмена или непосредственного физического контакта». Своеобразным подвидом электронной коммерции является интернет- коммерция: «электронная коммерция, ограниченная использованием только компьютерной сети Интернет».
Электронная коммерция не является новым предметом исследований, хотя, к сожалению, изучена в недостаточной мере.
Кроме того, электронная коммерция имеет следующие преимущества [8]:
• глобальное присутствие компании на рынке позволяет даже самым маленьким предприятиям выходить на различные рынки, независимо от их местоположения;
• более низкие расходы на организацию этого вида предпринимательской деятельности, что влечет за собой повышение конкурентоспособности предлагаемого товара путем снижения цены на него;
• неограниченные возможности расширения рынка сбыта для продавца и возможности выбора для покупателя;
• сравнительно низкие затраты времени на оформление заказа для покупателя и его исполнение для продавца. Компании имеют возможность предоставлять необходимую информацию о продукте и быстро реагировать на запросы клиентов. В связи с этим эластичность спроса на онлайн-рынках выше, чем на традиционных; возможность получать как можно больше информации о потребностях клиентов и автоматически предлагать, разрабатывать и производить продукты, соответствующие их требованиям;
• работа ведется круглосуточно, нет ограничений по времени;
• формирование дополнительных направлений коммерческой деятельности в рамках уже существующего бизнеса;
• гибкость ведения бизнеса и быстрое реагирование на изменения внешней среды. Электронная коммерция характеризуется общедоступностью, информационным богатством, интерактивностью, персонализацией, а также применением социальных технологий. Возрастающая популярность электронной коммерции связана с ее следующими факторами, положительно влияющими на бизнес:
• замена бумажного документооборота электронным, позволяющая ускорить бизнес-процессы, повысить их качество, сократить издержки, а также обеспечить сохранность и безопасность документов;
• преимущественное использование компьютерных сетей в качестве канала связи, что позволяет общаться в режиме реального времени и иметь доступ к практически любой требуемой информации, осуществлять обмен ресурсами;
• использование различной интернет-рекламы (баннерной, поисковой, вирусного маркетинга) вместо более дорогостоящей уличной рекламы и рекламы в средствах массовой информации;
• использование электронной цифровой подписи, которая не требует физического присутствия участников в одном месте при заключении сделки, снижает риски подделки документов, позволяет отслеживать их статус в любой момент времени;
• к использованию наличных денег и традиционных безналичных банковских переводов добавляются возможности использования систем «Клиент-Банк», «Интернет-Банк», электронных денег, электронных чеков; уход от реализации всех бизнес-процессов силами предприятия с помощью возможностей аутсорсинга (например, удаленной работы сотрудников, что дает возможность привлечения рабочей силы из регионов с более низкой заработной платой);
• расширение торгового пространства, так как зона обслуживания предприятия в интернете не зависит от типа предприятия, его специализации или местоположения;
• возможность автоматизации торгово-технологических процессов, таких как обработка заказа, получение оплаты и других;
• затраты на создание традиционного торгового предприятия, которые могут включать в себя приобретение или аренду офисных и производственных помещений, их содержание, гораздо выше стоимости изготовления сайта. Помимо всех перечисленных преимуществ электронная коммерция может иметь отрицательные стороны, которые могут быть разделены на технические и нетехнические недостатки. Технические особенности, которые могут негативно влиять на широкое развитие электронной коммерции: отсутствие или недостаточная проработка стандартов безопасности и надежности; недостаточная пропускная способность сетей; отсутствие специальных типов веб-серверов. Помимо этого, отсутствие технической возможности интегрировать программное обеспечение для электронной коммерции или веб-сайт с существующими приложениями или базами данных. Также возможны проблемы с совместимостью программного и аппаратного обеспечения, поскольку некоторые программы электронной коммерции могут быть несовместимы с какой- либо операционной системой или любым другим компонентом. Нетехнические недостатки [4]:
• Первоначальная стоимость. Стоимость создания собственного приложения для электронной коммерции может быть очень высокой.
• Отсутствие возможности изучить товар, например, примерить или оценить качество, во время онлайн-покупок.
• Недоверие потенциальных потребителей, что затрудняет их переход от физических магазинов к онлайн / виртуальным магазинам.
В настоящее время электронная коммерция использует следующие технологии ведения бизнеса и информационные технологии:
1) глобальное электронное сетевое пространство;
2) электронный обмен данными;
3) электронные платежи;
4) мобильность;
5) языки сетевого взаимодействия;
6) базы данных, центры обработки данных, системы хранения данных;
7) виртуализация и облачные вычисления;
8) технологии обработки больших объемов данных;
9) многоканальность;
10) другие.
Составляющими электронной коммерции являются [12]:
• электронная торговля: оптовая и розничная;
• электронные финансовые услуги, включая электронные банковские операции, электронные деньги и предоставление других финансовых услуг с помощью электронных средств;
• мобильная коммерция – коммерческая деятельность, основанная на использовании мобильных устройств, беспроводных информационных сетей, мобильных приложений для осуществления коммерческих сделок;
• интернет-маркетинг – маркетинг продуктов или услуг с использованием цифровых технологий, в основном в интернете. Методы интернет-маркетинга: поисковая оптимизация, маркетинг в поисковых системах, контент-маркетинг, маркетинг в социальных сетях, прямой маркетинг по электронной почте и другие;
• социальная коммерция – это подвид электронной коммерции, которая предполагает использование социальных средств массовой информации, социальных сетей для оказания помощи в онлайн покупке и продаже продуктов и услуг. Термин социальная коммерция был введен Yahoo! в ноябре 2005 года, чтобы позволить покупателям получить поддержку от экспертов относительно их транзакций. Электронная коммерция может быть классифицирована по разным параметрам. Существует несколько типов классификации для бизнес-моделей электронной коммерции.
1. По форме организации бизнеса [12]:
• электронная коммерция как основа для создания бизнеса;
• электронная коммерция как дополнительный инструмент развития существующего бизнеса.
2. В зависимости от природы товара, субъекта и бизнес-процесса:
• Чистая электронная коммерция: все измерения (продукт, субъект рынка, процесс) цифровые.
• Частичная электронная коммерция: хотя бы одна составляющая является цифровой (электронной).
3. По выполняемым функциям:
• интернет-магазин – автоматизированная система, реализующая сервисные и коммерческие функции магазинов с традиционными формами обслуживания;
• виртуальный аукцион – автоматизированная система, реализующая принципы аукционной торговли;
• электронный обмен – форма регулярного действующего электронного оптового рынка товаров, реализуемых по стандартным образцам;
• электронная торговая платформа – электронный посредник для заключения сделок по оптовой торговле товарами и проведения финансовых и торговых операций. 4. В соответствии с участниками коммерческих отношений и особенностями этих отношений при совершении сделок (общепринятая классификация):
Основными участниками электронной коммерции являются следующие:
• Предприятие, компания (Business) – B.
• Потребитель (Consumer) – C.
• Правительство (Government) – G.
Выделяют следующие виды [12]:
1. B2B (Business to Business) – бизнес-бизнес. В эту категорию входит электронная торговля между юридическими лицами (предприятиями). Чаще всего продукция, представленная на платформе, соответствующей бизнес-модели B2B, переходит к промежуточному покупателю, который затем продает продукт конечному покупателю. Например, оптовый покупатель размещает заказ на сайте компании и после получения партии товара продает его конечному потребителю в одной из торговых точек. Схема представлена на рисунке 1. 1.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов / С. Г. Божук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 304 с.
2. Бородавкин Н.В. Гришкина Э.О. Влияние пандемии коронавируной инфекции на рынок 2С2 продаж//Экономические науки. Наукосфера. – 2021 - № 6(2) – С: 170-174.
3. Братищева Е.В., Чупрова И.Ф., Гладышева. Особенности и перспективы развития электронной коммерции//Вестник Северо-Кавказского университет. – 2019 - № 3(72) – С:51-61.
4. Быстрова Н.В., Максимова К.А. Электронная коммерция и перспективы ее развития // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7 (33]. Т. 1. С. 86 - 90.
5. Варламова Д.В., Барабанщикова И.И., Хакбердиева Ш.Б. Оценка качества интернет-магазинов на примере Wildberries и OZON// Практический маркетинг -2021 - № 5(291) - С:30-36.
6. Гаврилов, Л. П. Организация коммерческой деятельности: электронная коммерция : учеб. пособие для СПО / Л. П. Гаврилов. — 2-е изд., доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 433 с.
7. Гаврилов, Л. П. Электронная коммерция : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. П. Гаврилов. — 2-е изд., доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 433 с.
8. Гаврюшин О.Ю. Новые направления развития трансграничной электронной торговли // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 6. С. 107-117.
9. Гирич М. Г., Левашенко А. Д., Коваль А. А. От денежных транзакций к неденежным: персональные данные потребителя в электронной коммерции // Финансовый журнал. 2020. № 1. С. 117-130.
10. Гордеева Е.В., Братишкина В.А. Тенденции развития маркетплейсов на Российском рынке// ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» - 2020 - № 22. – С: 1331-1337.
11. Депутатова Е. Ю., Перельман М. А. Пути формирования потребительской лояльности в розничной торговле // Экономика и предпринимательство. 2019. № 3 (104). С. 737-741.
12. Егорова Д.А., Батуюк Б.В. Финансовый маркетплейс как инструмент цифрового перехода в экономике Российской Федерации//Ученые записки – 2019 - Т. 18 № 4. – С: 29-37.
13. Егоршин, А. П. Эффективный маркетинг организации: учебник для вузов / А. П. Егоршин. — 2-е изд., доп. и перераб. — Нижний Новгород: НИЭМ, 2020. — 302 с.
14. Елин И.Д. Маркетплейс – будущее электронной коммерции//Global&Reserh – 2019 – Т 1 № 1. – С: 101-106.
15. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. В. Еремеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 242 с.
16. Инновационный маркетинг: учебник для вузов / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 474 с.
17. Информационные технологии в маркетинге: учебник и практикум для вузов / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 367 с.
18. Калюжнова, Н. Я. Современные модели маркетинга: учебное пособие для вузов / Н. Я. Калюжнова, Ю. Е. Кошурникова ; под общей редакцией Н. Я. Калюжновой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 170 с.
19. Карасев, А. П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: учебник и практикум для вузов / А. П. Карасев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 315 с.
20. Карпова С.В., Устинова О.Е. Рожков И.В., Вяткина H.Ю. Нейромаркетинговое воздействие на поведение потребителей на рынке товаров и услуг // Проблемы современной экономики. - 2020. - № 1 (73). - С. 75-78.
21. Карпова, С. В. Маркетинг: теория и практика: учебное пособие для бакалавров / С. В. Карпова. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 408 с.
22. Карпова, С. В. Маркетинговый анализ. Теория и практика: учебное пособие для вузов / С. В. Карпова, С. В. Мхитарян, В. Н. Русин; под общей редакцией С. В. Карповой. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 181 с.
23. Кожевникова, Г. П. Информационные системы и технологии в маркетинге: учебное пособие для вузов / Г. П. Кожевникова, Б. Е. Одинцов. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 444 с.
24. Коноваленко, В. А. Основы интегрированных коммуникаций: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Коноваленко, М. Ю. Коноваленко, Н. Г. Швед. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 486 с.
25. Кубкина Ю.С. Электронная коммерция: роль, понятие, направления развития // Terraeconomicus. - 2016. - Т. 10. №2. Ч. 2. - С. 52.
26. Марченков А. А. Маркетплейсы как главный тренд электронной коммерции // Научные стремления. 2019. № 26. С. 65-67
27. Михайлюк М. В. Маркетплейсы как фактор прогрессивной трансформации интернет-торговли в России: логистический аспект // Экономические науки. 2019. № 172. С. 57-61.
28. Никишкин В.В., Мельниченко Л.Н. Словарь основных терминов по дистрибуции и мерчендайзингу. / М.: Гребенников, 2010 - 208 с.
29. Панова Е.А. Возможности маркетплейсов в развитии и повышении конкурентоспособности малых и средних предприятий//Государственное управление. Электронный вестник. – 2021 - № 89 (2). – С: 52-63.
30. Попкова А.В. Развитие цифровой экономики в условиях дегло-бализации и рецессии: монография/под ред. А.В. Попкова. - СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. - 753 с.Ревинова СЮ. Тенденции и перспективы российской электронной коммерции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2017. Т. 25. № 4. С. 487-497.
31. Твердохлебова М.Д. Интернет-маркетинг: учебник.— Москва: КНОРУС, 2019. — 192 с. — (Бакалавриат).
32. Твердохлебова М.Д., Никишкин В.В. Роль маркетплейсов на рынке розничных торговых услуг // Практический маркетинг. 2019. № 6. С. 3 - 8.
33. Тропынина Н.Е. Особенности применения индикаторов интенсивности конкуренции для оценки степени монополизации рыночной власти. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 4 (46). С. 91-97.
34. Шеве, Г. Менеджмент цифровой экономики. Менеджмент 4.0: монография / Г. Шеве, С. Хюзиг, Г. Шуме-рова, Э. Шаймиева. - Москва: КноРус,2019. - 232 с.
35. OZON vs. WILDBERRIES. H1. 2021. Технологии развития бизнеса. [Электронный ресурс] – Режим работы: https://it2b.ru/analytics/942/? (Дата обращения: 30.05.2022)
36. Как продавать на маркетплейсах: 9 шагов и 9 советов. Оптомус. [Электронный ресурс] – Режим работы: https://optomus.ru/blog/rabota-s-marketpleisami-zarabotok-i-prodazha/? (Дата обращения: 30.05.2022)