Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования определена необходимостью формирования законодательства в соответствии с требованиями с требованиями настоящего времени. Указанные обстоятельства обуславливают необходимость реформирования правовых норм, в том числе и Конституции РФ. При этом Конституция нашего государства по своей правовой природе относится к жёстким конституциям, что обуславливает определённый порядок внесения в нее изменений. При этом вызовы современности требуют пересмотра определённых положений. В связи с этим в 2020 году был проведен референдум, направленный на внесение изменений в Конституцию. РФ. В связи с этим вызывает повышенный интерес рассмотрение порядка внесения изменений в конституцию, и рассмотрение содержания данный изменений и компетенции органов власти, в области внесения изменений в Конституцию РФ.
Объектом исследования являются общественные отношения в области конституционного права, которые развиваются в связи с принятием поправок в Конституцию Российской Федерации, а также ее пересмотром.
Предметом изучения данной работы является анализ нормативных актов, заключения Конституционного Суда РФ 16 марта 2020 года № 1-З, публикаций по конституционному праву, предусматривающих процедуру внесения поправок в Конституцию РФ.
Целью работы является рассмотрение процедуры внесения поправок в Конституцию РФ, на основе анализа Заключения Конституционного Суда РФ 16 марта 2020 года № 1-З.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
- исследовать понятие, содержание, основания и субъекты, обладающие правом инициировать конституционные поправки;
- рассмотреть особенности процедуры внесения поправок в Конституцию РФ: реализация и правовые последствия;
- изучить запрос Президента РФ в Конституционный Суд РФ;
- рассмотреть необходимость участия Конституционного Суда РФ в процедуре внесения изменений в Конституцию РФ;
- исследовать юридическую природу общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ;
- сделать выводы на основе анализа решения Конституционного Суда РФ.
В данной работе используются общенаучные методы, такие как формально-логический метод (анализ и изучение законодательства, нормативных, правовых актов кафедры), исторический метод, аналогия, метод сравнительного анализа.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение и список использованных нормативных правовых актов и литературы.
Глава 1 Общая характеристика закона о поправке к Конституции РФ
1.1 Понятие, содержание, основания и субъекты, обладающие правом инициировать конституционные поправки
Поправки к Конституции представляют собой дополнения, поправки или исключения к тексту Основного закона некоторых статей (частей статьи) тех глав Конституции, которые могут быть изменены, существенно не меняют его текста. К сожалению, в главе 9 не определен порядок внесения дополнительных глав в Конституцию, но поскольку она не содержит прямого запрета на такие действия, включение дополнительных глав, не противоречащих основам конституционного строя, также можно отнести к числу поправок. Пересмотр положений Конституции является одним из способов принятия нового Основного закона.
Авторы действующей Конституции впервые попытались установить историческую и юридическую преемственность в конституционном строительстве, которое ранее в нашей стране отсутствовало. Нужно обратить внимание и на разницу в сроках, регулирующих законодательные процедуры в Госдуме, и в вопросах внесения изменений и пересмотра Конституции.
Если статья 104 содержит императивный (обязательный) диктат законодательной инициативы, то в статье 134 используется осторожная фраза «может быть введено», которая предполагает выбор поведения, включая бездействие. Также в комментированной статье определяется перечень субъектов (инициаторов) законодательной инициативы, имеющих законное право предлагать изменения в Конституцию. В отличие от перечня субъектов, имеющих законодательную инициативу в отношении федеральных и федеральных конституционных законов (см. комментарий к статье 104), этот перечень гораздо более узкий. В него не вошли отдельно члены Совета Федерации и депутаты Госдумы (это право принадлежит только коллективу, составляющему не менее 1/5 от общего состава каждой палаты) и высших федеральных судов. Кроме того, исполняющий обязанности президента России не имеет права вносить предложения о внесении изменений в Конституцию. При этом следует отметить, что не только избиратели, но и их представители в лице членов Совета Федерации и депутатов Госдумы лишены возможности напрямую влиять на результаты поправок или пересмотра Конституции. В совокупности эти условия образуют дополнительные гарантии обеспечения стабильности основного закона страны.
Право на конституционную законодательную инициативу имеют также общественные объединения, зарегистрированные в установленном порядке и действующие на всей территории Российской Федерации.
Обсуждение проекта Конституции Российской Федерации является открытым и публичным с участием субъектов Российской Федерации, профсоюзов, представителей общественно-политических и иных объединений граждан.
В средствах массовой информации учредителями или соучредителями которых являются государственные органы, предоставляются равные возможности для информирования о представлении Съезду народных депутатов Российской Федерации или Верховному Совету Российской Федерации альтернативных проектов Конституции Российской Федерации и ходе рассмотрения, работа над ними, плюрализм мнений и изложение всех общественно значимых позиций.
Обсуждение проекта Конституции Российской Федерации, рассмотрение и обобщение поступивших предложений и поправок координирует Конституционная комиссия .
Таким образом, порядок внесения поправок в Конституцию РФ предусмотрен в самой Конституции и Федеральным законом, где устанавливаются требования к порядку внесения поправок, устанавливается перечень субъектов, наделенных правом внесения поправок и регулируются различные способы внесения поправок, в зависимости от статьи Конституции, куда планируется внести поправки.
1.2 Особенности процедуры внесения поправок в Конституцию РФ: реализация и правовые последствия
Специальная процедура внесения изменений в Конституцию - это особенно сложная процедура внесения проектов, обсуждения и принятия законов о внесении изменений в нее.
Если парламент принимает закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию, это обычно сопровождается требованием квалифицированного большинства голосов в пользу такого закона. Дополнительные требования могут быть обусловлены различными факторами. Одним из них является необходимость учета интересов субъектов федерации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Консультант Плюс 2022.
2. Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (ред. от 08.12.2020) // Собрании законодательства РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) «О Конституционном Суде Российской Федерации»//Российская газета. 1994. N 138-139.
4. Закон Российской Федерации от 24 сентября 1993 года № 5810-I «О порядке принятия Конституции Российской Федерации»// Консультант Плюс 2022.
5. Заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020. №1-З [Электронный ресурс] режим доступа http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003160037 (дата обращения 28.05.2022)
6. Абрамова А . И. Законодательная идея и форма её реализации // Журнал российского права . 2010 . № 12 . С 65-72.
7. Авакьян С.А. Конституционная реформа 2020 и российский парламентаризм: реальность, решения, ожидания // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция.-2020.- № 3 С. 1-27.
8. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М.: Сашко , 2013. -418 с.
9. Андриченко Л.В., Боголюбов С.А., Васильев В.И. и др. Конституция Российской Федерации: от образа будущего к реальности (к 20-летию Основного Закона России): монография /под ред. Т.Я. Хабриевой . – М.: Юриспруденция, 2013. -255 с.
10. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Проспект , 2017 . -418 с.
11. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юстицинформ , 2015. – 302 с.
12. Виноградова Е.В. Референдум или общероссийское голосование: к вопросу о форме одобрения поправок 2020 года в Конституцию Российской Федерации // Евразийская адвокатура. – 2020. - № 4 С. 75-77
13. Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России. М., Норма : ИНФРА-М, 2011. - 719 с.
14. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М. : Юристъ, 2004. - 347 с.
15. Комментарий к Конституции Российской Федерации /под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева . – М.: Эксмо , 2018. – 1056 с.
16. Конституция Российской Федерации. Официальный текст с историко-правовым комментарием / Б.А. Страшун 5-е изд. М.: ИНФРА-М, 2015. – 157 с.
17. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) /под ред. Ю.А. Дмитриева . – М.: Деловой двор , 2009. -394 с.
18. Лукьянова Е.А. Некоторые проблемы Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 15. - С. 4 - 9.
19. Меркулов Е.С. Правовой режим формирования органов государственной власти в условиях образования нового субъекта Российской Федерации //Академический юридический журнал. Институт законодательства и правовой информации. 2006. № 1.С. 45.
20. Мухаев, Р. Т. Теория государства и права М. : Юрайт, 2016. — 585 с.
21. Овсепян Ж.И. Лекции о конституциях России: учебный курс. Ростов н/Д., 2016. Ростов н/Д. Феникс 2016.- 398 с.
22. Овсепян Ж.И. Лекции о конституциях России: учебный курс. Ростов н/Д. Феникс 2016.- 398 с.
23. Пинчук А.П. О соотношении международного права и национального права РФ в контексте конституционной реформы 2020. // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2020. – С. 11. – С. 168-173.
24. Руденко В. Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты. Екатеринбург, УрО РАН, 2003. - 476 c.
25. Станских С. Крым и Севастополь как два новых субъекта Российской Федерации: конституционная реформа // Ведомости 2017, № 4 С. 59.
26. Харламов С.О. Егоров С.А. О порядке внесения поправок в Конституцию Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. – 2020. - № 3 С. 85-90.
27. Червонюк В. И. Конституционное право России: учеб. пособие. М. : ИНФРА-М, 2013. – 430 с.
28. Эбзеев Б.С. Конституция, власть и свобода в России: Опыт синтетического исследования. М., Проспект, 2014. - 336 с.