Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Изучение проблемы тревожности является весьма актуальным, на фоне ускорения времени, развития цифровых технологий, роста социально-экономического напряжения в связи с событиями последний лет (пандемия, «украинский вопрос») и др., общество наиболее остро ощущает необходимость стабилизации эмоциональной сферы людей, а значит и поиска экологичных путей компенсации нарушений эмоционально волевой сферы, купирования стрессов. Учитывая также, что тревожность может стать пусковым механизмом для развития психосоматических заболеваний, ее изучение является еще и профилактической мерой в вопросе охраны здоровья нашего общества.
До статочно актуальным является вопрос учащихся разных возрастов. Сейчас многие учебные заведения периодически работают с учащимися в онлайн-формате. Из-за пандемии значимость цифровых технологий в учебной среде возросла, что влияет на ментальное состояние учащихся: юношей и девушек. Такие изменения ещё и в совокупности с предстоящими экзаменами вызывают у учащихся тревожные состояния: возникают проблемы с коммуникацией в группах и классах, учащиеся реже видят друг друга и педагогов в реальной жизни. Если говорить в общем, то сейчас даже вне учебной среды многие юноши и девушки предпочитают времяпровождение в интернете реальным встречам и отдыху. Это тоже влияет на коммуникативные способности и вызывает тревогу при «живом» общении.
Тему «школьной тревожности» также изучали Микляева А. В., Румянцева П. В. В книге «Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция». Здесь описаны различия между тревогой и тревожностью, а также методы работы с данным феноменом.
А.М. Прихожан в своей книге «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика», описывает особенности тревожности в разных возрастах, причины возникновения тревожности у юношей и девушек. К. Хорни в работе «Невротическая личность нашего времени» описывает разницу между страхом и тревогой, даёт понять, какие бессознательные причины могут вызвать тревожное состояние.
Различия в проявлении тревожности изучалось в контексте взаимосвязи с особенностями воспитания (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, А.А. Плоткин), с гендерными и возрастными особенностями (Кузина Е.А., Макарова А.А.), во взаимосвязи с социальным статусом (Кисловская В.Р., Н.В. Имедадзе), и т.д.
В психологической литературе представлено большое количество работ, изучающих проблемы развития эмоционально-чувственной сферы личности (Н.К. Аха, В.К. Вилюнаса, Л.С. Выготского, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина, К.Э.Изарда, А.Н.Леонтьева, Н.Д. Левитова, С.Л. Рубинштейна), теоретически обосновавших и экспериментально доказавших, что нестабильность эмоциональной сферы, тревожность оказывает влияние на развитие волевых процессов и мотивации, стилей мышления, особенностей поведения и т.д. Помимо обозначенного выше, проблема исследования тревожности находится в тесной взаимосвязи с проблемами построения идентичности личности, проявлением деструкций, проблемой риска появления личностных нарушений, акцентуаций, нарушений социализации, нарушений самооценки и др.
Обозначенное, определяет актуальность и выбор темы данного исследования «Тревога как психологический феномен».
Цель исследования: изучить психологический феномен тревоги на теоретическом и эмпирическом уровне.
Объект исследования: феномен тревоги.
Предмет исследования: тревога как психологический феномен.
Гипотеза исследования: состояние тревожности у юношей и девушек имеет повышенный уровень проявления, что отражено в следующих параметрах:
показатели личностной и реактивной тревожности;
параметры школьной тревожности (общая школьная тревожность, страх самовыражения, низкая сопротивляемость стрессу, страх оценки, страх учителей и т.д.).
Задачи исследования:
1. Определить понятие тревожности.
2. Рассмотреть психологические факторы, вызывающие состояние тревоги;
3. Провести эмпирическое исследование тревоги как психологического феномена.
4. Представить выводы по исследованию.
Методы исследования:
тест Айзенка «Самооценка психических состояний»,
тест школьной тревожности Филлипса,
методика «Шкала личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера.
Структурно, исследование включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.Понятие о состоянии тревожности
В современной психологии среди психических состояний, являющихся предметом научных исследований, большое внимание уделяется термину «anxiety», иногда «anxiousness», что в переводе на русский язык означает «беспокойство», «тревога» [9]. Данный термин рассматривается как произошедший от категории «angusto» - «узкий», «сужение». Связь здесь прослеживается на уровне того, что состояние тревоги, напряжения, отмечается ограничение дыхания, сужение сосудов, меняется качество дыхания. Оно становится поверхностным, может наступить головокружение и обморок. Тревога также нераздельна с такими явлениями, как ощущение беспокойства и интенсивное сердцебиение [14].
Сидоров К.Р., выводит характеристику такого феномена, тревожность, анализируя различия между тревогой, тревожностью и страхом, с одной стороны, а также, между тревогой и депрессией – с другой. Автор, подчеркивает, что, что беспокойство, тревога (БТ) в современной психологии, особенно американской, интерпретируются как эмоциональное состояние, которое сближается с эмоцией страха (или, как указывает совершенно справедливо Е.П. Ильин, является разновидностью страха) [17]. Так, Аткинсон Рита Л., Аткинсон Ричард С., отмечают, что тревожность является наиболее обычной реакцией на стрессор. Это неприятное переживание, обозначаемое такими словами, как «беспокойство», «опасение», «напряжение» и «страх», и ощущаемое всеми нами время от времени в разной степени[1].
В теории дифференцированных эмоций отражено доказательство того, что тревожность является комплексным феноменом, который включает в себя доминирующую эмоцию страха и взаимодействие страха с одной или несколькими другими базовыми эмоциями – гневом, виной, стыдом, интересом. Тревожность имеет в своем составе потребностные состояния и биохимические факторы. Так, выделяются типы тревожности, разделенные по принципу сочетания различных, составляющих ее эмоций. Синдром тревожности может различаться у отдельных индивидов, например, включать страх - вину или страх - стыд - вину, страх - страдание, страх - гнев, страх - страдание - гнев, при всем этом, страх – доминирующий аффект тревожности [8].
Имеются как психометрические, так и физиологические данные, которые отражают и связь и значимые различие между тревожностью и страхом. Как указывает Д.А. Грей, с ориентацией на анализ физиологии, страх предполагает актуализацию защитного механизма, а тревога – подготовку к загрузке защитного механизма (Gray, 1982) [Цит.по 16]. По мнению автора, «тревожность» сочетает в себе страх и фрустрацию. Это определенная человеческая эмоция, состояние, которое является ответом на угрозу (стимулы, ассоциированные с наказанием, награждением) или неопределенность (новизну) [17].
Отмечается, также, что между тревожностью и страхом существуют различия, а не тождество (May,1979). Имеются также попытки объяснить различия между тревогой и депрессией (Kandal, Watson, 1991; Clark, Watson, 1991; Watson, Tellegen, 1985; Zevon, Tellegen, 1982). Рассмотрим различия между тревогой, депрессией и страхом в таблице 1 (см.Приложение А).
В целом различия между страхом, тревогой и депрессией могут быть выражены следующей формулой: «Происходит что-то ужасное и мне нужно предпринять какие-то действия, чтобы остановить это» (индивид, испытывающий страх). «Что-то ужасное может случиться. Я могу оказаться не готовым к борьбе, но я должен хотя бы попытаться» (индивид испытывает тревогу). «Что-то ужасное может случиться; я не смогу с этим справиться, поэтому я даже не буду пытаться» (индивид испытывает депрессию) [Там же].
В зарубежной психологической науке, активным исследователем тревоги выступал К.Спилбергер. Автор выделил два варианта / формы тревожности, которые были описаны и в адаптированной методике автора для диагностики тревожности. В методике К.Спилбергера выделяется тревога как состояние (ситуативная тревожность – СТ) и как свойство (личностная тревожность – ЛТ) [19].Аналогичным образом предлагает различать тревогу и тревожность Левитов Н.Д, как это уже и было показано выше, только, с вариантом – тревожность личностная рассматривается автором как черта характера.
Прихожан А.М. подчеркивает, что тревожность отражает переживание эмоционального неблагополучия, это ощущение надвигающегося деструктивного события, опасности. Тревожность находится в зависимости от возрастных показателей, которые обуславливают ее причины, наполненность, варианты проявления, варианты совладания с ней. Некоторые сферы окружающей действительности являются особенно тревожными для детей, в частности (для каждого возрастного периода) и эта тревога не зависит от присутствия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» - ответ на возникающие социальные потребности того или иного периода. Прихожан А.М. посвятила исследованию возрастных особенностей тревожности достаточно много работ и разработала целый комплекс методик, которые ориентированы на измерение тревожности детей разных возрастов [14].
Особенно актуальными исследованиями, как подтверждает современная наука, является анализ взаимосвязи и взаимозависимости тревожности и эффективности деятельности. Было доказано, в частности, что при выполнении легких задач, более продуктивными являются высокотревожные люди по сравнению с не тревожными. Тогда как, сложные с точки зрения личности, задачи эффективнее решают не тревожные [Цит.по 17]. Таким образом, тревога становится помехой в реализации деятельности, требующей концентрации, напряжения и имеющей сверхценность.
В современной когнитивной психологии получены экспериментальные результаты, отражающие особенности действия тревожности на познавательные процессы. В частности, тревожность ограничивает внимание, сужает его поле. Люди, находящиеся в тревожном состоянии, сосредоточены на том, чего они опасаются или на чем-то имеющем ценность при существовании угрозы (реальной или мнимой) нарушения этой ценности. При этом, любая другая информация игнорируется мозгом. Похожие данные были получены в отечественных исследованиях высокой степени тревоги, которая дезорганизует любую деятельность, либо поступление информации, за счет фиксации внимания на стрессовых элементах [2]. Состояние тревоги, при этом, может быть очень длительным. Полученные в исследованиях данные доказывают отрицательное влияние высокой ситуативной тревоги и общей тревожности на когнитивные процессы и неэффективность деятельности.
Пасынкова Н.Б. и Сидоров К.Р. отмечают, ссылаясь на свои собственные экспериментальные данные, что чем выше личностная тревожность, тем выше ее дезорганизующее влияние на интеллектуальную деятельность, что проявляется в возрастании времени восприятия и обработки информации, в снижении показателей успеваемости и уровня интеллектуального развития.
В то же время, встречается и другая точка зрения, немало обоснованная. Так, Дружинин В.Н. при анализе связи тревожности и общих способностей подчеркивает наличие «выгоды» тревожного человека в его склонности к повышенной поисковой активности. Зачастую, тревожной личности важно обозначить зоны и периоды опасности, упорядочить пространство и время. Автор отмечает, ссылаясь на многочисленные исследования, что тревожность коррелирует со способностью порождать множество гипотез (креативность), а также высоко коррелирует с уровнем общего интеллекта. Тревожность «заставляет» порождать «модели будущего» (или «модели мира») вне зависимости от удовлетворения потребностей. Учитывая тот факт, что умственная активность непрерывна, хотя изменяется по интенсивности и является для человека как представителя Homo sapiens и как личности основным признаком.
Также А.М. Прихожан отмечает, что в школе тревожные дети нередко достигают очень высоких результатов и оцениваются педагогами как ответственные и успешные учащиеся. Дело в том, что тревожные люди действуют гораздо успешнее в стабильной, привычной для них обстановке, что и напоминает школьные условия в случае с учащимися. Но хорошая успеваемость часто достигается нерациональными, не соответствующими возможностям школьников методами за счет неоправданно высоких трудовых, временных затрат. Кроме того, тревога и стресс влияют не только на иммунные процессы, но и на другие системы организма (А.М. Прихожан) [14]. Конкретнее, это вегетативно-сосудистая дистония (ВСД), синдром тахикардии, повышенного потоотделения, легкого тремора, что и обозначается понятием «невроз сердца», ишемическая болезнь сердца (ИБС), а также гастроэнтерологические расстройства (гастрит; гастродуоденит).
Особенно актуальными являются исследования негативного воздействия тревожности на состояние здоровья в более ранних возрастах, например, подростковом и юношеском. Это позволит в дальнейшем разработать технологии (психологические, педагогические), направленные на сохранение здоровья подрастающего поколения. Итак, тревожность правомерно рассматривать как психологическое образование, обусловленное множеством причин. Наиболее важным ракурсом изучения тревожности является ее связь с продуктивностью деятельности и состоянием здоровья.
1.2 Психологические факторы, вызывающие состояние тревожности
Существует несколько теорий о том, откуда же у человека берется тревожность. Самые распространенные из них[6]:
Когнитивная модель;
Экспозиционная модель;
Модель скрытых эмоций;
Биологическая модель;
Тревога, вызванная отсрочкой подкрепления;
Тревога, вызванная внутренним конфликтом;
Тревога, вызванная общением со сверстниками
Тревога, связанная с успеваемостью.
Когнитивная модель держится на понятии «когниция», то есть буквально – «мысль». Тревога возникает из-за негативных мыслей, которые человек навязывает себе и прокручивает в голове. Это вызвано тем фактом, что вы чувствуете себя так, как мыслите. Например, когда мать долго не может дозвониться до ребенка, а у ребенка в это время идет урок, то она может начать думать, что с ребенком что-то произошло, не учитывая то, что звонит во время урока. Эти мысли вызывают у матери тревогу, но это происходит не столько от самого факта, что ребенок не отвечает, сколько от навязчивых негативных мыслей. Мысли в этом случае нелогичны, это ментальный обман. Здоровый страх не основан на искаженных мыслях, он связан с реальной опасностью, в то время как тревога строится на искаженных и навязанных себе мыслях.
Также при рассмотрении когнитивной модели возникновения тревоги стоит упомянуть когнитивные искажения – то, что мешает рационально мыслить. Вот эти искажения:
Мышление «все или ничего». Человек не различает оттенков ситуации, для него существуют только крайности: либо все хорошо, либо все плохо.
Сверхобобщение. Одно негативное событие человек оценивает как постоянную череду неудач, он говорит сам себе, что другого ожидать и не следовало, ведь «так происходит всегда».
Негативный фильтр. Это искажение подразумевает игнорирование человеком того, что сделано хорошо, из-за одной, пусть даже маленькой, ошибки. Человек считает, что одна проблема или ошибка перечеркивает все то, что он выполнил хорошо.
Обесценивание положительного. Человек уверен в том, что его достижения и положительные качества ничего не стоят. Он обесценивает свои успехи.
Поспешные выводы. Человек склонен считать, что обязательно произойдет что-то ужасное или что люди к нему плохо относятся. Еще ничего не произошло, но человек уверен в том, что беды или осуждения уже не избежать; он будто бы пытается читать мысли окружающих или предсказывать будущее.
Эффект бинокля. Этот эффект подразумевает преувеличение или преуменьшение. С одной стороны человек видит огромной даже небольшую проблему, а с другой – преуменьшает свои сильные стороны и возможности.
Эмоциональное обоснование. Человек делает выводы на основании того, что он чувствует. Если он чувствует тревогу, то считает, что находится в опасности. Это как замкнутый круг: индивид испытывает тревогу от того, что считает, что ему что-то угрожает, и считает, что ему действительно что-то угрожает, потому что испытывает тревогу.
Императивы. Человек говорит себе, что он должен или обязан испытывать тревогу, потому что, например, все люди должны это испытывать. Он использует такие оправдания как «должен», «надо», «обязан».
Ярлыки. Это крайняя форма сверхобощения. Человек, совершая ошибку, приписывает неудачливость ко всей своей личности. Он может называть себя «неудачником», как бы вешая на себя ярлыки.
Вина. Человек ищет виноватых вместо того, чтобы принять ошибку. Винить он может себя или окружающих, но исправлять сделанную ошибку не намерен.
Экспозиционная модель основана на идее, что причина тревожности кроется в избегании. Иными словами, человек избегает того, что вызывает у него тревогу. Например, если он боится пауков, то не поедет отдыхать с друзьями на дачу, потому что там может оказаться много пауков. Или из-за страха высоты человек отказывает себе в том, чтобы полететь куда-либо на самолете, имея такую возможность. Согласно этой теории, если человек перестает избегать ситуаций, в которых испытывает тревогу, то его тревога постепенно снижается, потому что он начинает понимать, что эти ситуации не причинят ему вреда.
Модель скрытых эмоций подразумевает, что человек страдает от тревожности из-за желания всем угодить и скрывает свои настоящие эмоции и черты личности. Тревожные люди, как правило, кажутся очень хорошими и милыми для всех. Но эта «хорошесть» заставляет их скрывать свои эмоции, которые в итоге выходят наружу в форме тревоги. Желание быть хорошим для всех – это просто желание, то есть на самом деле человек не обязан быть таковым, если это противоречит его настоящим чувствам и причиняет ему вред. Главная проблема в модели скрытых эмоций – это идея того, что человек остается для всех милым и хорошим в ущерб самому себе[17].
Тревога, вызванная отсрочкой подкрепления, развивается еще в детстве, когда родители обещают ребенку вознаграждение за что-либо, но долго не выполняют обещанное, откладывая это «на потом». Ребенок привыкает жить в ожидании и всегда ожидать чего-то от окружающих. Он становится недоверчивым и тревожным.
Другим пусковым сигналом приступов паники и общей тревоги может быть внутренний конфликт. Внутренний конфликт является результатом нерешенных вопросов таких как, например, оскорбление, отсутствие заботы или травматический инцидент в результате расстройства посттравматического стресса. В таких случаях человек обычно знает, что проблема есть, так как он часто борется с ней на ментальном и эмоциональном уровне. Также здесь может быть связь со злоупотреблением психотропными веществами. Которые могут вызвать такие заболевания как алкоголизм или наркомания.
Тревога, вызванная общением со сверстниками. Ребенок, склонный к повышенной тревожности, воспринимает своих сверстников ненадежными, отталкивающими. Но при этом может быть и иначе: ребенок старается быть ближе с одноклассниками, в итоге становясь зависимым от общения с ровесниками.
Тревога, связанная с успеваемостью. Проблема успеваемости тесно связана с тем, как складываются отношения школьника с педагогами. Грубость и нетактичное поведение учителей по отношению к учащимся часто рассматриваются как одна из основных причин детской тревожности. Конфликтные взаимоотношения с педагогом оказываются наиболее губительными для тех детей, кто уже имеет тревожность или находится в состоянии «тревожной готовности», то есть чувствует себя беспомощным, не имеющим защиты, возможностей сопротивления
При переживании чувства тревоги происходит сбой во втором процессе, который отвечает за интерпретацию информации, поступившей в таламус. Так, человек не перестает бояться, даже если угрозы нет. Ему все равно кажется, что что-то не так, что ему что-то угрожает. Он может рационализировать свои переживания, а может и вовсе не понимать, чего боится. Также тревожный человек может неадекватно реагировать на раздражители, например, вздрагивать от каждого звука[6].
Стоит также отличать обычную тревожность от тревожного расстройства. При тревожном расстройстве нужны уже не только методы и психотерапии, но и помощь врача-психиатра, который выпишет дополнительно медикаментозное лечение.
Тревожное расстройство превращает обычную тревожность в ежедневные страдания от навязчивых мыслей, психосоматических заболеваний или даже панических атак. Также оно часто возникает в совокупности с депрессией. В таком случае поможет только врач.
Тревожность может присутствовать у здоровых людей: современный мир наполнен новыми технологиями, некоторой суетой и требует от людей быстро выполнять свои обязанности на учёбе или работе. Тревожность может повышаться из-за повседневных волнений и большого количества дел и задач, которые ставятся перед человеком. Тревожность может дезорганизовывать человека и вызывать дискомфорт, но при этом отсутствуют ухудшения самочувствия вследствие психосоматических процессов, панические атаки и большое количество навязчивых мыслей. Это может быть, например, застенчивость, то есть тревога, связанная с ожиданием оценивания от партнера по общению.
Выводы по главе 1
Итак, в теоретической части исследования рассмотрено понятие тревожности и факторов, ее вызывающих, описана связь тревожности с когнитивными процессами и эмоциональной сферой. Тревожность правомерно рассматривать как психологическое образование, обусловленное множеством причин. Наиболее важным ракурсом изучения тревожности является ее связь с продуктивностью деятельности и состоянием здоровья.
Тревожность может присутствовать у здоровых людей: современный мир наполнен новыми технологиями, некоторой суетой и требует от людей быстро выполнять свои обязанности на учёбе или работе. Тревожность может повышаться из-за повседневных волнений и большого количества дел и задач, которые ставятся перед человеком. Тревожность может дезорганизовывать человека и вызывать дискомфорт, но при этом отсутствуют ухудшения самочувствия вследствие психосоматических процессов, панические атаки и большое количество навязчивых мыслей. Это может быть, например, застенчивость, то есть тревога, связанная с ожиданием оценивания от партнера по общению. В то же время, тревожность может выступать и «стимулом» поисковой деятельности, способствовать развитию творческих идей, актуализировать мыслительные процессы. При выполнении легких задач, более продуктивными являются высокотревожные люди по сравнению с не тревожными. Тогда как, сложные с точки зрения личности, задачи эффективнее решают не тревожные
Рассмотрим особенности психологического феномена тревожности на прикладном уровне.