Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы определяется новым этапом становления российской государственности в условиях формирования информационного общества. Наравне с материальными ресурсами управления (политическими, экономическими, социальными, силовыми) серьезное значение приобретают нематериальные ресурсы, среди которых особую роль играет имидж.
Именно имидж политической власти в российском государстве обладает многоаспектным характером, потому что власть в стране распределяется на федеральном, региональном и местном уровнях, которые оказывают взаимное влияние друг на друга. Кроме того, актуальность обусловлена недостаточностью научного понимания природы формирования и использования имиджа именно региональной власти.
Модификация российской политической системы за последние несколько десятилетий выставила на первый план вопрос информационно-коммуникационных каналов влияния политических акторов на общество как главный фундамент механизмов формирования и взаимодействия политических институтов, функционирования политической элиты. Демократизация областей общественной жизни, введение конкурентных начал в политике неминуемо вводили апелляцию к мнению населения по всем серьезным проблемам.
Фактором, который выделяет проблему имиджевых технологий, выступает высокий уровень персонификации российского политического процесса. Отсутствие твердых и понятых идеологических ориентиров для большинства граждан замещается мотивацией поддержки персонализированного имиджа. При этом личные качества политика гражданам представляются более существенными, по сравнению с уровнем общественного доверия к тому органу региональной власти, в рамках которого он осуществляет свою деятельность.
Главным посредником между гражданами и государственными служащими по-прежнему выступает имидж. Это существенное средство информационно-коммуникационного воздействия на разнообразные социальные группы для побуждения их к определенным деяниям. Особенное значение имеет региональный аспект имиджевых технологий.
Государственная служба в регионах представляет собой управленческую деятельность, которая характеризуется значительным уровнем сложности и напряженности. Система подготовки, переподготовки, а также повышения квалификации не содействует положительным изменениям в кадровом составе чиновников, тормозит формирование кадрового потенциала службы и ограничивает существующее положение вещей. Профессионализм гражданского служащего в представительных органах определяет эффективность исполнения им своих обязанностей. Служащим приходится сталкиваться с противоречиями правовых актов, сложностями отсутствия наработанной практики, нехваткой кадров, которые подготовлены согласно со спецификой занятий. Поэтому создание положительного имиджа государственных служащих – это неотъемлемое условие функционирования и развития института госслужбы.
Дефиниции «власть - управление - имидж» обладают сложными взаимовлияниями, которые создают две достаточно известные концепции власти: силовую и консенсусную. Насилие, которое квалифицируется как основной ресурс власти в первой концепции, не является таковым во второй, где важнее ее авторитет, и ведущий ресурсом выступает положительный имидж власти.
В реалиях современности в процессе демократизации и информатизации общества речь идет о кооперирующей власти. Она использует политическое управление, отличием которого является умение объединять общие интересы граждан и власти, представляя их в виде привлекательного смыслового проекта, где в соединенном виде содержатся ожидания населения, самопрезентация власти, которая способна их реализовать. Проблема состоит в недопонимании региональной элитой необходимости создания положительного имиджа власти, а также недостаточное владение государственным аппаратом соответствующими технологиями имиджирования.
Данную тему в своих трудах рассматривали такие авторы как Борщевский Г.А., Синчук И.Ю., Казакова К.А., Рябова Т.М., Петкина Е.И. и другие.
Объект исследования представляют собой общественные отношения, которые складываются в сфере применения имиджевых технологий на региональном законодательном уровне власти.
Предмет исследования – роль имиджа региональных представительных органов власти в современной политике.
Цель работы состоит в осуществлении анализа технологий формирования имиджа региональных представительных органов власти и особенностей их применения в региональном управлении.
Задачи, которые решаются в курсовой работе для достижения указанной цели:
- рассмотреть структуру имиджа институтов государственной власти;
- определить феномен имиджа в современной региональной политике;
- проанализировать имидж представительных региональных органов власти;
- выявить имидж государственных гражданских служащих регионов Российской Федерации.
Методологической основой курсовой работы является общенаучный, диалектический, а также исторический методы познания. Также были использованы методы анализа, синтеза, аналогии и обобщения, и формально-логический метод.
ГЛАВА 1. ИМИДЖ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ КАК РЕСУРС УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Структура образа институтов власти
В настоящий период имидж выступает определенным отражением законодательной власти. Без выработанного имиджа представительные органы власти регионального уровня воспринимаются достаточно отчужденными от общественности. Проблематика управления имиджем представительных органов власти заслуживает пристального внимания, так как одним из нужных условий демократического развития общества является общественная поддержка действий власти и ее легальность.
Как правило, символические ресурсы институтов направлены преимущественно на конструирование их образов (имиджа), а также мобилизацию населения. На формы и применение этих ресурсов важнейшую роль оказывают ценности граждан, их предпочтения и культурный контекст (к примеру, историческая память населения). Под «образом» следует понимать впечатление, которое складывается лишь на информационной основе, в отличие от репутации, которая формируется на основе практического взаимодействия с товаром, компанией либо человеком.
Как структура образ представляет систему знаков, которые объединены в единую символическую конструкцию. Итогом целеустремленного конструирования образа выступает имидж. Часто ввиду отсутствия репутации именно образ (или имидж) становится тем критерием, фундаментом, который служит для оценки детальности людей и институтов.
Необходимо выделить три уровня образа:
- уровень общего эмоционального отношения – формирование устойчивого положительного или отрицательного образа в целом;
- уровень значимых качеств – выделение характерного специфического (иногда уникального) качества;
- индивидуальное своеобразие – уникальность, узнаваемость образа среди других, а также обеспечение устойчивой реакции на объект.
Наряду с имиджем конкретного кандидата, образами отдельных политических деятелей, существует в массовом сознании и образ власти в целом. Это подтверждает наличие образа института современной региональной представительной власти, который формируется в массовом сознании и в том числе проецируется на имиджевую политику. Имидж власти позволяет организовать связь между самой властью и гражданами. Он выступает отражением как интересов аудитории, так и интересов субъекта власти и пытается совместить эти интересы. Созданием и продвижением имиджа можно назвать коррекцию образа в соответствии с тем, что ждет от него аудитория.
В политической психологии и иных науках выделяют четыре важнейшие функции образа власти:
- удовлетворение инструментальных потребностей;
- образ как мера оценивания;
- ценностно-познавательная функция;
- экстернализация внутренних конфликтов (уменьшение тревожности индивидов путем переноса конфликтов во внешнее поле).
Структура политического образа делится на рациональный и бессознательный компонент. Для рационального компонента специфично восприятие образа через когнитивные механизмы, то есть человек может оценить политика или институт исходя из их конкретных действий, которые он поддерживает или не одобряет. Бессознательный компонент связан с эмоциями, личным неприятием или положительной оценкой действий, внешности, а также поступков. Нередко индивиды даже не осознают этот эмоциональный компонент или не способны его объяснить.
На образ существенно влияют не только политические ожидания людей, но и сложившиеся стереотипы. Под стереотипом необходимо понимать упрощенный или обобщенный несбалансированный образ, который часто эмоционально окрашен. Образ власти, существуя в сильно зависимом состоянии от стереотипов, часто формируется именно на опосредованном уровне. Потому что средства массовой информации и телевидение, в частности, влияют на когнитивные структуры человеческой психики. Отвечая за процесс стереотипизации образа, СМИ способны формировать его на бессознательном уровне.
Кроме того, значимо выделить еще два центральных фактора, которые оказывают влияние на восприятие и образ власти – политический контекст и личность. Нужно изучать образ политического лидера по трем измерениям: привлекательность, сила, а также активность. В факторе личности чрезвычайно значима визуальная составляющая. Из-за этого при личностной оценке привлекательности образа выделяют внешность, психологические и морально-этические особенности, а также деловые и профессиональные качества регионального политика.
Личностная сила связана как с внешними компонентами (физическое состояние, возраст, а также здоровье), так и с внутренними (психологическая устойчивость, к примеру). Параметр активности связывается с исполнением властных полномочий политика. Когда говорят о факторе политического контекста, то особенное внимание уделяется политической ситуации (к примеру, кризис), политическим процессам, политической системе и политической окружающей среде в российском государстве в целом.
Необходимо подчеркнуть, что процесс создания образа власти может проходить непосредственно (вербально) – непосредственное отражение наблюдаемой деятельности государственного деятеля – и опосредованно (визуально) – складывание представлений через информацию в средствах массовой информации, политическую рекламу, то есть через виртуальное пространство.
Конструируемый образ в средствах массовой коммуникации связывается не только с визуальным, но и вербальным компонентом. Он чаще всего находит выражение в естественных действиях и речи – какие темы, стиль принятия решений, метафоры, нюансы лексики ассоциируются с институтом или политиком. Здесь происходит формирование образа посредством содержания (текста) выступлений и сообщений, а также дискурса политика или института в целом.
На вербальном дискурсивном уровне особенное внимание уделяется структуре речи, коммуникативным особенностям, озвучиваемым и неозвучиваемым темам, лексическим приемам (сравнение и иные). Потому что с помощью них можно определить самопозиционирование, отношение и ценности, которые поддерживаются институтом либо некоторым политиком.
Таким образом, при анализе образа современной региональной представительной власти важно учитывать, как личности руководителей, так и политический контекст (правовое положение главы представительного органа власти и политические предпочтения населения), а также проводить исследование не только на визуальном, но и когнитивном уровне.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовое акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, № 31, ст. 3215.
3. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О системе государственной службы Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 02.06.2003, № 22, ст. 2063.
4. Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 27.12.2021, № 52 (часть I), ст. 8973.
5. Указ Президента РФ от 04.02.2021 № 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 08.02.2021, № 6, ст. 966.
Книги и сборники
6. Грохотова Д.С. Роль органов власти при формировании бренд-имиджа Краснодарского края // Д.С. Грохотова / Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики: сб. трудов. 2017. С. 103-109.
7. Дворецкая И.И. Корпоративный имидж органов государственной власти, создаваемый посредством сети интернет // И.И. Дворецкая / Перевод. Язык. Культура: сб. трудов. 2017. С. 117-119.
8. Дорохова О.А. Механизмы конструктивного взаимодействия представительной власти и электората // О.А. Дорохова / Молодежь - будущее России (проблемы элитообразования): сб. трудов. 2019. С. 26-30.
9. Иванова Е.А., Карпенко Е.М. Подходы к формированию имиджа органов государственной власти // Е.А. Иванова / Инновационные перспективы Донбасса: сб. трудов. 2019. С. 204-208.
10. Клименко Е.А. Поддержка имиджа государства в информационном обществе // Е.А. Клименко / Пути трансформации государственного и корпоративного управления на современном этапе: сб. трудов. Москва, 2021. С. 211-218.
11. Куштанок С.А. Специфика труда государственных гражданских и муниципальных служащих: понятие, признаки и принципы государственной и муниципальной службы // С.А. Куштанок / Наука XXI века: проблемы, перспективы и актуальные вопросы развития общества: сб. трудов. 2019. С. 245-251.
12. Манукян Ш.А., Гущина Н.А. Имидж органов государственной власти // Ш.А. Манукян / Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления: региональный аспект: сб. трудов. 2019. С. 97-99.
13. Сибиркина В.С., Зелинская М.В. Формирование имиджа государственных служащих // В.С. Сибиркина / Управление в XXI веке – проблемы и перспективы: сб. трудов. Краснодар, 2021. С. 166-169.
14. Синчук И.Ю., Мезинцев К.В., Синчук Ю.Ю. Маркетинг в политической сфере // И.Ю. Синчук / Концептуал: сб. трудов. Москва, 2016. С. 464-483.
15. Щетинина А.А. Транспарентность органов государственной власти как основной элемент формирования их положительного имиджа // А.А. Щетинина / Актуальные вопросы современной науки: сб. статей. 2017. С. 156-161.
Статьи из журналов и периодических изданий
16. Агаркова Н.В., Деньченко А.А. Современные технологии формирования имиджа государства // Сборник научных работ серии «Экономика». 2020. № 17. С. 156-167.
17. Аминов И.И. Этика российского парламентария как предмет нормативно-правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 8. С. 47 - 54.
18. Зубарев С.М., Сладкова А.В. О понятии и сущности цифровых технологий контроля в сфере государственного управления // Административное право и процесс. 2019. № 9. С. 53 - 59.
19. Казакова К.А. Имидж органов региональной законодательной власти (на примере Республики Коми): история и современность // Манускрипт. 2019. Т. 12. № 9. С. 23-26.
20. Кокорина Л.И. Образ руководителя как элемент формирования имиджа органа государственной власти // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 7-2 (85). С. 76-78.
21. Королёв В.И., Дикуль Е.В. Пути повышения качества государственного управления: зарубежный опыт и российская практика // Менеджмент в России и за рубежом. 2021. № 1. С. 22-28.
22. Котов Е.В. Актуальные проблемы формирования имиджа государственного служащего // Beneficium. 2020. № 4 (37). С. 11-18.
23. Магомедов М.М. Основополагающие факторы формирования позитивного имиджа органов государственной власти // Плехановский барометр. 2017. № 9. С. 36-39.
24. Мальцева Д.А., Дедуль А.Г., Матвеев Е.А. Управление имиджем региона как фактор повышения конкурентоспособности современного государства (часть 1) // Конфликтология. 2020. Т. 15. № 1. С. 204-214.
25. Напалкова И.Г. Имидж современной России: специфика и перспективы формирования // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2017. № 2 (38). С. 35-44.
26. Петкина Е.И. Государственные служащие: особенности формирования современного имиджа // Молодой ученый. 2020. № 43 (333). С. 251-252.
27. Поглазов А.С. Факторы, влияющие на формирование имиджа органов государственной власти в современных условиях // Аллея науки. 2020. Т. 2. № 6 (45). С. 476-479.
28. Подкорытова А.С. Совершенствование официальных интернет-порталов региональных законодательных органов власти как способ повышения открытости политических институтов (на примере анализа официального сайта парламента Пермского края) // Перевод, реклама и PR в современной коммуникации. 2018. Т. 1. С. 127-140.
29. Полуянова И.С. Проблемы и вызовы для имиджевого потенциала РФ в условиях информационной глобализации // Молодой ученый. 2021. № 7 (349). С. 149-151.
30. Рябова Т.М., Клименко Ю.М. Особенности формирования имиджа органов государственной власти // Материалы Ивановских чтений. 2018. № 4 (22). С. 258-264.
31. Сизоненко А.Ю. Имидж депутатов региональных парламентов в популярных социальных сетях: равноправие в эру цифровизации // Наука. Культура. Общество. 2021. Т. 27. № 3. С. 56-68.
32. Трифонова А.П. Теоретические аспекты формирования имиджа государственного служащего // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 1-2 (69). С. 147-151.
33. Чернобровина Ю.Э. Имидж как составляющая PR в органах государственной власти // Студенческий. 2019. № 34-1 (78). С. 81-82.
Авторефераты диссертаций
34. Борщевский Г.А. Трансформации института государственной службы России в условиях политических изменений. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук. М. – 2018. – С. 297.
35. Шлеверда И.Н. Политический имидж государственной гражданской службы в современной России: факторы формирования и перспективы улучшения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. – Ростов-на-Дону. 2016. С. 165.
Электронные ресурсы
36. Госслужба [Электронный ресурс] Режим доступа: https://gossluzhba.gov.ru/ (Дата обращения: 19.05.2022 г.)