Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ЛАБОРАТОРНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЧИ 5
1.1. Общий анализ мочи 5
1.2. Бактериоскопическое и бактериологическое исследования 11
1.3. Оценка функционального состояния почек 14
ГЛАВА 2.РОЛЬ МЕДСЕСТРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПАЦИЕНТОВ К ЛАБОРАТОРНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ МОЧИ 17
2.1. Тактика медсестры при подготовке пациентов к сдаче анализа мочи 17
2.2. Особенности сбора мочи у детей 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Фрагмент для ознакомления
2
• Пациент начинает мочиться в первую емкость, продолжает во вторую и заканчивает в третью, при этом важно, чтобы вторая порция мочи была большей по объему (около 80% всей мочи).
• Нельзя трогать руками стерильную соломинку и внутреннюю часть крышки.
• Каждый контейнер должен быть наполнен не более чем на 3/4 от его объема. Минимальный — 30 мл, максимальный — 80 мл.
• Плотно закрутить крышку, осторожно придерживая за края. Перемешать содержимое контейнера 3-5 раз, осторожно перевернув его на 180°.
• Промаркировать пробирки информацией о пациенте. Вписать Фамилию И.О. Печатными буквами.
• Осторожно отогнуть стикер на крышке пробирки, но не отрывать его полностью!
• Поместить пробирку крышкой вниз в углубление на крышке контейнера. Надавить на дно пробирки и протолкнуть крышку. После наполнения пробирки мочой удалить ее из контейнера.
• Перемешать содержимое пробирки 8-10 раз, осторожно переворачивая ее на 180°.
• В лабораторию доставляются все три пробирки с мочой, при этом необходимо указать на каждой пробирке номер порции. Допускается хранение в холодильнике (+2…+4), но не более 1,5 ч.
Цитологическое исследование мочи
• Необходимо собирать мочу после утреннего мочеиспускания.
• Моча, собранная во время утреннего мочеиспускания, для данного исследования, не используется. Клетки, которые оставались всю ночь в мочевом пузыре, могут разрушаться.
• Перемешать всю собранную мочу. Отлить 40-50 мл в специальный стерильный контейнер и доставить в лабораторное отделение.
2.2. Особенности сбора мочи у детей
Медицинская сестра должна уметь не только подготовить взрослого человека к сдаче мочи, но и собрать мочу у детей. Для сбора мочи для анализа у детей грудного возраста используют мочеприемник. Существуют мочеприемники универсальные, а также предназначенные для сбора мочи у мальчиков и девочек. После осуществления гигиенического ухода за промежностью ребенка, такой мочеприемник крепится к коже при помощи гипоаллергенного липкого слоя мочеприемника. После наполнения мочеприемник аккуратно отклеивается и моча сливается в контейнер для мочи.
Мочеприемник применяется при сборе мочи на общий анализ. Если ребенку необходимо собрать мочу на стерильность, необходимо собирать мочу при помощи катетера.
Особенности катетеризации мочевого пузыря у детей
Оснащение для катетеризации мочевого пузыря у новорожденного. Все оснащение должно быть стерильным, (выпускают готовые наборы с или без бюретки для закрытого дренирования мочевого пузыря).
1. Стерильные перчатки.
2. Марлевые тампоны и (антисептик на основе йода, не содержащий спирт).
3. Готовые пропитанные антисептиком тампоны.
4. Пеленки для отграничения операционного поля.
5. Хирургическая смазка.
6. Аппликатор с хлопчатым наконечником.
7. Мочевой катетер. Выпускают силиконовые мочевые катетеры размерами 3,5; 5,0; 6,5 и 8,0 Fr (по шкале Шаррьера). Вместо мочевого катетера можно использовать желудочный катетер размером 5 Fr или пупочный катетер 3,5 или 5,0 Fr для новорожденных.
8. Стерильная пробирка для мочи или закрытая бюретка для постоянного
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альтгаузен, А. Я. Лабораторные клинические исследования / А.Я. Альтгаузен. - М.: Государственное издательство медицинской литературы, 2015. - 300 c.
2. Альтгаузен, А. Я. Лабораторные клинические исследования / А.Я. Альтгаузен. - Москва: Мир, 2018. - 348 c.
3. Близнюк, А. И. Методы исследования почек и мочевыводящих путей и их применение в общей врачебной практике: учебно-методическое пособие / А. И. Близнюк, Н. Н. МорозВодолажская. – Минск: БГМУ, 2021. – 34 с.
4. Демидова Т.В. Сестринский уход при заболеваниях почек и мочевыводящих путей: учебно-методическое пособие / Т. В. Демидова; ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России Институт сестринского образования. – Иркутск: ИГМУ, 2016. – 84 с.
5. Двуреченская, В.М. Подготовка пациента к исследованиям / В.М. Двуреченская, А.А. Каплина, Р.Н. Чуприна. - Ростов н/Дону.: Феникс, 2012. - 76 с.
6. Камышников, В.С. Методы клинических лабораторных исследований / В.С. Камышников. - М.: МЕДпресс-информ, 2013. - 853 c.
7. Капитаненко, А. М. Клинический анализ лабораторных исследований / А.М. Капитаненко, И.И. Дочкин. - М.: Воениздат, 2014. - 240 c.
8. Лопаткин Н.А. Урология: Учебник / Н.А. Лопаткин, А.Г. Пугачёв и др. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2014. – 520 с.
9. Мухина, С.А. Теоретические основы сестринского дела I: учебное пособие / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. - М.: Родник, 2013. - 141 с.
10. Мухина, С.А. Теоретические основы сестринского дела II: учебное пособие / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. - М.: Родник, 2015. - 83 с
11. Нечипоренко Н.А. Неотложные состояния в урологии учебное пособие/ Нечипоренко Н.А., Нечипоренко А.Н.– Электрон. текстовые данные. – Минск: Вышэйшая школа, 2012.– 400 c.
12. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела/ Обуховец Т.П., Чернова О.В.– Электрон. текстовые данные. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.– 767 c.
13. Обуховец, Т.П. Сестринское дело в терапии практикум: учебное пособие / под ред. Б.В. Кабарухина. - Ростов н/Дону: Феникс, 2014. - 195 с.
14. Романова Е.А. Лечение болезней почек [Электронный ресурс]/ Романова Е.А.– Электрон. текстовые данные. – М.: РИПОЛ классик, 2008.– 64 c. Романова Е. А . Лечение болезней почек. М.: РИПОЛклассик, 2017. 64 с.
15. Фомкин Р.Н. Энциклопедия клинической урологии / Р.Н. Фомкин. – М.: «Научная книга», 2013. – 144 с.
16. Юрковский, О. И. Общеклинические анализы в практике врача / О.И. Юрковский. - М.: Технiка, 2018. - 112 c.