Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Учителя относятся к ученикам с самым большим уважением после их родителей. Все культуры и религии проповедуют, что учащиеся должны уважать своих учителей и стараться учиться у них не только тому, что есть в академической программе, но и жизненным ценностям. Учителя играют важную роль в формировании личности учащихся, и отношения, которые они развивают с ними, определяют академический и личностный рост учащихся.
Позитивные отношения между учителем и учеником можно развить, поощряя учебную среду, в которой ученик чувствует себя свободно спрашивать все, что он хочет, а учитель отвечает в понятной для ученика манере. Поэтому не будет ошибкой сказать, что основой прочных отношений между учителем и учеником является эффективная коммуникация. Уровень уважения, который существует между ними, также играет жизненно важную роль в развитии позитивных отношений между учителем и учеником. Основным препятствием для укрепления их отношений являются разные категории учащихся в классе. Некоторые ученики трудолюбивы и приходят в класс, чтобы учиться, но есть и другие, которые агрессивны по своей природе и которым трудно сосредоточиться на том, что происходит в классе.
Они постоянно отвлекают других, а также портят учебную обстановку в классе. Чтобы преодолеть это препятствие, учителям нужно быть предельно терпеливыми. Они должны поддерживать баланс между снисходительностью и строгостью, поскольку превышение любого из них может привести к полному хаосу. Учитель несет ответственность за индивидуальное наблюдение за каждым учеником, чтобы можно было отслеживать его прогресс и соответствующим образом распределять внимание между учениками.
Отношения между учителем и учеником развиваются со временем. В начальной школе учительница обычно выступает в роли матери для учеников и наставляет их во всех мелочах. В средней и послесредней школе подход учителей становится более профессиональным. Они больше заботятся о завершении курса, чем о том, чтобы научить студентов истинной ценности жизни. Именно здесь страдают большинство отношений между учителем и учеником. Учитель превращается из преподавателя в инструктора, который несет исключительную ответственность за обучение студентов тому, что есть в учебниках, и ничему сверх этого. Для прочных отношений между учениками и учителями важно, чтобы учителя понимали, что учащиеся в классе происходят из разных культурных и социальных слоев.
Это увеличивает потребность учителей в изменении своего поведения в соответствии с потребностями каждого ученика. Таким образом, учитель сможет развить уровень взаимопонимания с каждым учеником, и ученики почувствуют, что они важны, что повысит их самооценку. Это также отразится на их оценках и общем поведении. Общий размер класса также имеет жизненно важное значение для определения того, насколько эффективными могут быть отношения между учеником и учителем. Чем больше размер класса, тем труднее учителям будет уделять индивидуальное внимание учащимся, поэтому администрации школ должны следить за тем, чтобы размер класса оставался небольшим, что позволило бы создать гораздо лучшую учебную среду для развития отношений между учителем и учеником. [1, с.34]
В условиях растущей конкуренции в обществе крайне важно, чтобы люди улучшали свои отношения друг с другом. Среди этих отношений первостепенное значение имеют отношения между учеником и учителем, о которых необходимо должным образом заботиться, чтобы маленькие дети могли вырасти образованными и ответственными гражданами общества.
Проблема исследования состоит в определении психологических особенностей понимания учителей младшими школьниками . Цель - решение данной проблемы.
Объект - восприятие учащимися учителя. Предмет - влияние на поведение младших подростков образа учителя, формирующегося у них в учебно-воспитательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психологическую характеристику младшего школьного возраста.
2. Определить особенности межличностного взаимодействия младшего школьника со взрослыми и роль учителя в жизни детей младшего школьного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1.Анализ психолого-педагогической литературы по теме особенности восприятия младшими школьниками учителя.
1.1.Психологические особенности младших школьников
Младший школьный возраст обычно относится к периоду от 6-7 до 10-11 лет. В этот период происходят значительные изменения в функционировании мозга ребенка. Это приводит к тому, что ребенок все более самостоятельно и добровольно способен контролировать свое поведение и деятельность. В этот же период начинается доминирующее проявление того или иного полушария, в зависимости от того, правша ребенок или левша. У детей этого возраста ускоряется рост, и молочные зубы также заменяются постоянными. обучение в соматической школе
В это время ребенок начинает ходить в школу и, независимо от возраста, привыкает, приспосабливается к новым условиям жизни. Этот процесс происходит индивидуально. У каждого ребенка разные трудности, независимо от того, готов ли он психологически к началу учебной деятельности или нет, и такие трудности выражаются по-разному. Однако большинство людей испытывают ту или иную форму реакции на стресс. По мнению Б.А. Сосновского, в основном адаптация первоклассника к школе сводится к адаптации к учителю, к его манере общения, методам воздействия и требованиям. Последние по большей части являются объективными требованиями реального школьного обучения, но есть и те, которые воплощают предпочтения или привычки учителя. Для ребенка все они одинаково важны и неизменны.
Период времени, необходимый для адаптации к новой ситуации, колеблется от 3-4 недель до 3-4 месяцев. В противном случае психологи уже говорят о школьной дезадаптации.[3, с.99]
Отношения ребенка со взрослыми и сверстниками до поступления в школу и после существенно различаются. Когда ребенок начинает ходить в школу, по мнению Л. Ф. Обуховой, система его отношений со взрослыми распадается на две: “ребенок - учитель” и “ребенок - родители”, причем первая становится доминирующей, определяющей как отношения ребенка с родителями, так и его отношения со сверстниками.
Когда ребенок приходит в школу, он сразу становится частью системы социальных отношений, где у него есть свои права и обязанности, которые он должен самостоятельно выполнять. Учитель становится эталоном всех норм и правил. Он также следит за их выполнением, а также проверяет и оценивает их. Дети начинают буквально копировать поведение учителя, а их отношение к сверстникам исходит из того, как они ведут себя в соответствии со стандартами, введенными учителем, и по отношению к учителю. На этом начальном этапе ребенок еще не в состоянии выделить более или менее значимые требования, которые предъявляет учитель. Кроме того, учитель может предъявлять требования не только к ученикам, но и к их родителям. [2, с.70]
Ведущая деятельность - это учебная деятельность. Именно она определяет отношения между ребенком и учителем и между ребенком и его сверстниками.
Изучая возрастные особенности человека, Б. А. Сосновский определяет учебную деятельность как деятельность, непосредственно направленную на усвоение накопленных человечеством знаний и культуры. Однако предметы науки и культуры - это особые предметы, они абстрактны, теоретичны, необходимо научиться эффективно их использовать. [21, с.150]
По мнению Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, главной задачей младшего школьного возраста является формирование у ребенка полноценной учебной деятельности.
С психологической точки зрения субъектом учебной деятельности является сам субъект, то есть ребенок, который меняется в процессе учебной деятельности, становясь умнее и компетентнее. В то же время отмечается определенное противоречие: субъективно деятельность ребенка направлена на обобщенный опыт человечества, дифференцированный на отдельные науки, в то время как объективно изменения должны происходить в самом субъекте.[4, c.135ъ
По мнению Б.А. Сосновского, для отслеживания таких изменений необходима рефлексивность - способность наблюдать собственные внутренние изменения: изменения, происходящие во внутреннем плане самого субъекта. Ребенок, поступающий в школу (даже после семилетнего возраста), как правило, не способен к такому размышлению. Поэтому в настоящее время, при различных методах обучения младших школьников, существуют различные способы разделения компонентов учебной деятельности между ее участниками. Процесс развития учебной деятельности - это процесс передачи все большего числа ее звеньев самому учащемуся.
В период младшего школьного возраста наблюдается значительный рост когнитивного развития: наблюдается формирование теоретического мышления и внутреннего плана действий. К концу четвертого класса младший школьник должен уметь учиться. Б. А. Сосновский объясняет это следующим образом: у ребенка должна сформироваться собственная учебная деятельность, включающая теоретическое, познавательное отношение к действительности, умение формулировать познавательные задачи, то есть хотя бы отличать известное от неизвестного. неизвестное, что уже является началом размышлений.
К концу начальной школы переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому мышлению должен быть завершен. Дети уже способны самостоятельно делать простейшие выводы. Теперь они не так подвержены воздействию поля зрения.
Согласно Ж. Пиаже, мышление младших школьников находится на стадии конкретных операций, то есть обратимых умственных действий. Они довольно далеки от операций, выполняемых взрослыми; они фрагментарны и часто нуждаются во внешней поддержке, но уже говорят о наличии у детей внутреннего плана действий, об их способности оперировать определенными идеями "в уме", а следовательно, и о зачатках абстрактных теоретических размышления. Все психические процессы становятся под контролем самого ребенка и становятся интеллектуализированными. Таким образом, память, внимание и восприятие становятся произвольными опосредованными процессами. Дети учатся систематически наблюдать за предметами и явлениями, сначала следуя указаниям учителя, а затем только придерживаясь поставленной цели. Выполняя все более сложные учебные задания при постепенно ослабевающем контроле со стороны взрослых, ребенок учится контролировать свои собственные действия. Именно так формируется Внимание. [19, с.293]
Как отмечал Л.С. Выготский, в семилетнем возрасте ребенок начинает относиться к себе обобщенно. В то же время особенность этого периода заключается еще и в том, что ребенок живет в двух системах отношений, соответственно, в двух системах оценки, где критерии разные. В школе и учитель, и одноклассники оцениваются в первую очередь по результатам учебной деятельности. Родители по-прежнему относятся к нему как к своему ребенку, уникальному и неповторимому, но они также реагируют на его успехи или неудачи в школе. Последние, в свою очередь, существенно влияют как на умственное, так и на личностное развитие. Причина в том, что младшие школьники еще не способны адекватно оценивать себя. В связи с этим они воспринимают оценку учителя как единственно верную и переносят ее из школы во все другие сферы жизни. Кроме того, другие учащиеся и их родители точно так же относятся к оценке учителя. Впоследствии это сказывается на отношении окружающих к ребенку. Вот почему успеваемость в младшем школьном возрасте играет большую роль в развитии нормальной самооценки ребенка.
Когда младший ученик успешно выполняет школьные задания, он, естественно, вызывает расположение сначала учителя, а затем и своих сверстников. Родители таких детей хвалят и не предъявляют к ним никаких требований или претензий. Поэтому к концу четвертого класса дети с высокой успеваемостью имеют адекватную самооценку, они уверены в себе и своих силах, способны преодолевать трудности и идти до конца к цели. Если такие дети не воспринимают конструктивную критику или слишком легко добиваются успехов в учебе, то очень часто самооценка становится завышенной, что вызывает множество проблем как в этот, так и в последующие периоды жизни. [18, с.250]
Неуспевающие дети младшего школьного возраста сталкиваются с множеством проблем. Сначала они не могут заслужить уважение учителя или получить одобрение и похвалу, затем одноклассники делают соответствующие выводы, доля симпатии к этому ребенку уменьшается. Часто ситуация ухудшается из-за того, что родители не в состоянии оказать столь необходимую поддержку своему ребенку. Большинство родителей безуспешно пытаются стимулировать ребенка, создавая внешнюю мотивацию или каким-то образом ограничивая его. Однако это безуспешно только потому, что ребенок еще не научился справляться с трудностями. Более того, очень часто родители доставляют еще больший эмоциональный дискомфорт. Если родители обвиняют учителя и другие обстоятельства в неуспехах своего ребенка, оправдывая при этом самого ребенка, они лишают его возможности нормально жить и развиваться, свободно функционируя в обществе. Все это приводит к появлению низкой или заниженной самооценки у детей. Мотивация учиться и быть успешным становится слабее, пропадает интерес к учебе и общению со сверстниками. Дети часто замыкаются в себе. Однако бывает и так, что они раскрывают свой потенциал и в других областях. Но тем не менее, это девиантное поведение, поэтому на следующем этапе развития для этих подростков уже характерны низкая самооценка и неуверенность в своих силах и собственной значимости. [6, с. 200]
Как уже упоминалось, поступление в школу играет значительную роль в развитии эмоциональной сферы детей. Увеличивается количество объектов, вызывающих еще более широкий спектр эмоций. На эмоциональную сферу младшего школьника большое влияние оказывают результаты учебной деятельности, а также отношение к ним окружающих.
Несмотря на ярко выраженные эмоциональные реакции детей этого возраста, со временем они учатся показывать только то, что им хочется или нужно показать. Таким образом, они обладают способностью управлять своими эмоциями, то есть совершенствуют навыки эмоциональной саморегуляции.
Исследуя особенности младших школьников, О.О. Гонина отмечает [11, c.199], что эмоциональная сфера характеризуется легкой эмоциональной отзывчивостью на происходящие события и эмоциональной окраской восприятия, воображения, мышления, умственной и физической активности; непосредственностью и откровенностью проявления своих эмоциональных переживаний: радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия; разная степень готовности испытывать эмоцию страха в процессе учебной деятельности как предчувствие беды, неудачи, неуверенности в своих силах, неспособности справиться с учебной задачей; ощущение угрозы своему статусу в классе, семье; высокая эмоциональная неустойчивость, частая смена эмоциональных состояний на общем фоне бодрости,