Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день, в ситуации социальной нестабильности, ребенок подвергается влиянию множества неблагоприятных факторов, которые способны не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но также и повернуть весь процесс развития личности вспять. Одной из остро стоящих проблем в развитии детей является проблема страхов. Этой проблеме последнее время уделяется достаточно много внимания, о чем свидетельствует количество работ отечественных психологов и психотерапевтов. В проводимых исследованиях отмечается рост числа детей с разнообразными страхами, а также повышенной возбудимостью и тревожностью. Детские страхи в большинстве случаев обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер, но есть такие страхи, которые сохраняются длительное время, тяжело переживаются ребенком и сказываются на его общем развитии. Как правило, эти страхи имеют место быть в тех случаях, когда отмечается ослабленность нервной системы ребенка, неправильное поведение родителей, конфликтные отношения в семье. В основном, как отмечают психологи, большая часть причин связана внутрисемейными отношениями. Психологами выделяются такие неблагоприятные условия в семье, как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребенку, порождающее в нем тревогу и постепенно формирующее враждебность к миру.
Детская психика отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, а также неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. При этом появление страхов обусловлено длительностью и неразрешимостью переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов.
Проблема диагностики и коррекции детских страхов в последнее время приобретает все более важное значение в связи с широким распространением такого явление как страх среди детей дошкольного и младшего школьного возраста. Страх представляют собой эмоциональное нарушение, которое поддается своевременной коррекции, после чего страхи навсегда уходят из жизни детей. Именно поэтому необходимо своевременно не только диагностировать наличие тех или иных страхов, но также и устранять.
B связи с этим, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.
В психологии детского возраста имеется немало исследований, посвященных использованию изотерапии и играм. Влияние изобразительной деятельности на эмоциональное состояние личности изучается специалистами разных профилей: педагогами, психологами, философами, художниками, психотерапевтами
Положительное влияние изобразительного творчества на человека анализировали отечественные и зарубежные учёные (А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт и др.). Все вышесказанное объясняет актуальность темы исследования «Применение рисунка и игры в работе с детскими страхами».
Объект исследования – детские страхи, как психолого –педагогическое явление.
Предмет исследования –детские страхи и способы их коррекции.
Цель исследования – Формирование представления о детских страхах и способах их коррекции.
Задачи:
1. Изучить определение и характеристику страхов в психолого-педагогической литературе и особенности проявления страхов в детском возрасте.
2. Провести эмпирическое исследование детских страхов в дошкольном возрасте.
3. Разработать программу коррекции детских страхов средствами изотерапии и игры
4. Проверить эффективность разработанной программы коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста.
Гипотезой исследования является предположение о том, что коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста будет успешной при условии разработки программы на основе использования изотерапии и игры.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
- эмпирические: наблюдение, беседа, тестирование, опытно -экспериментальная работа
Диагностические методики:
- «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой,
- проективная методика изучения страха А.И. Захарова «Мои страхи».
Методологической основой являются теоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С. Мухиной, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева о закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. Диагностика и коррекция детских страхов отражена в исследованиях К.С. Лебединской, А.В. Суворовцевой, И.В. Дубровиной, А.И. Захарова, Рейнгольд, Робинсон, Г. Эберлейн.
Практическая значимость работы заключается в использовании коррекционной программы в работе психологов и воспитателей дошкольных учреждений по профилактике возрастных страхов у детей дошкольного возраста. Эмпирическая база исследования: МБДОУ детский сад. В исследовании принимали участие 30 детей старшего дошкольного возраста
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1 Теоретико - методологические аспекты изучения детских страхов
1.1 Понятие страх в психолого-педагогической литературе
Страх(от греческого страх) - сильная и не имеющая под собой реальной основы боязнь чего-либо - открытого пространства (например, страх перед площадями, парками или большими магазинами), тесно замкнутого пространства, высоты, безобидных животных (при зоофобии) или какого-либо объекта (обычно живого), который у других людей чрезмерного страха не вызывает.
Психологи XX века видели причину тревог в развитии цивилизации и огромном потоке информации, лавиной обрушивающемся на человека. Современная психология рассматривает тревогу как социальное явление. Учёный К. Изард объясняет различие терминов «страх» и «тревога» таким образом: тревога - это комбинация некоторых эмоций, а страх - лишь одна из них. Российский психолог А. И. Захаров считает, что страх - это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула.
А.И.Захаров отмечает, что страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи, на 2-ом году жизни, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников). В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. От 5 —7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают» Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка. До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности.
Психиатры четко различали тревогу и страх еще в XIX веке. Страх всегда имеет причину. Исчезла угроза - пропал страх. Тревога не имеет видимых оснований. Страх обостряет чувства, мобилизует силы и побуждает к действиям. Тревога парализует волю, мучит, угнетает, причиняет душевное и физическое страдание, может привести к болезни. Значит, тревога - это болезненное состояние психики, избавиться от которого можно только с помощью психолога, психоневролога, психиатра.
Американский психиатр Гарри Стэк Салливан считал, что в психике любого человека можно разобраться, лишь распутав клубок взаимоотношений, в которых он находится с другими людьми и в которых отчетливо проявляется его индивидуальность. Именно такие отношения возникают между матерью и ребенком. Салливан называл их эмпатией, т.е. вчувствованием. Если ребенок растет боязливым, значит, что-то неладно в его отношениях с матерью. Дело не только в недостатке внимания и любви. Если мать боязлива, ребенок тоже становится пугливым. Это встречается настолько часто, что возникла гипотеза: боязливость передается по наследству. Но все же, многие психотерапевты уверены, что это результат воспитания в младенческом и раннем возрасте.
Отечественные психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др. и американские учёные Альфред Адлер, Гарри Стэк Салливан и др. утверждают, что в ранние годы особое значение имеет удовлетворение витальных, т.е. жизненных потребностей, таких как еда, питье, сон, собственная безопасность. Когда эти потребности удовлетворяются в полной мере, возникают социальные потребности: общение с взрослым, его ласка, любовь, привнесение информации об окружающем мире - все то, что способствует развитию человека как личности.
Иначе обстоит дело у детей с эмоциональным неблагополучием. Их страх, как правило, не связан с какими-то предметами или ситуациями и проявляется в форме тревоги, беспричинного, беспредметного страха. Если пугливый ребенок попадает в трудную ситуацию, он начинает вести себя непредсказуемым " образом. В этом случае самые незначительные предметы и ситуации фиксируются ребенком, и именно их впоследствии он начинает бояться. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром. Ребенок становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи; у него неадекватная самооценка. Другие дети, наоборот, начинают проявлять агрессивное поведение, однако сила и форма их действий могут быть совершенно неадекватной реакцией на ситуацию.
Психолог Игорь Вачков, считает, что в применении понятий возникает постоянная путаница. Пожалуй, не всякий психолог сможет внятно объяснить, чем отличаются между собой страх, тревога и тревожность. А между тем содержание этих понятий, по-видимому, далеко не одно и то же.
Термин тревожность часто используется в более широком смысле для обозначения и переживания, и устойчивой черты. Так, например, в психодиагностической методике Ч.Спилбергера (в России известной в модификации Ю.Л. Ханина) различаются ситуативная тревожность, хара-ктеризующая состояние человека в конкретный момент, и личностная тревожность - как относительно устойчивое личностное образование.
Когда речь заходит о тревожности и страхе, то разные авторы указывают на разные критерии их различения. Можно выделить, пожалуй, пять наиболее известных и описанных в психологической литературе критериев, позволяющих размежевать эти понятия.
Первый критерий -степень конкретности угрозы, опасности, на которую реагирует человек.
Второй критерий -направленность угрозы.
Третий критерий -способ реагирования человека.
Четвертый критерий -сложность организации переживания.
Пятый критерий -интенсивность переживания.
Так, иногда полагают, что можно выстроить следующий ряд переживаний по степени их возрастания: тревога, опасение, боязнь, испуг, ужас. Последние четыре состояния характеризуют разные оттенки страха.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бавина, Т. В. Детские страхи. Решение проблемы в условиях детского сада / Т.В. Бавина, Е.И. Агаркова. - М.: АРКТИ, 2016. - 135 c.
2.Вологодина, Н. Г. Детские страхи днем и ночью / Н.Г. Вологодина. - М.: Феникс, 2017. - 224 c.
3. Детские страхи. - М.: НФ ИПИ, 2011. - 496 c.
4.Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб, 1997.
5.Григорьева Г.Г. Практикум по изобразительной деятельности дошкольников: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2011. - 128 с.
6.Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / Н.Ф.Губанова. - М: Мозаика-Синтез, 2016-128 с
7. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада: методическое пособие для воспитателей / Н.Ф.Губанова. - М.: Академия, 2012. - 160 с.
8.Гуткин, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И.Гуткина. – СПб: Питер, 2014. – 208 с.
9.Доскин, В. А. Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 109 с.
10.Дыбина, О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации – М., Центр педагогического образования, 2015. – 64 с.
11.Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. М.: Речь. - 2005. - 320 с.
12. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. (Серия "Мир психологии"). М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 448 с.
13.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 5-е изд., испр. - М.: Академия, 2014. – 416 с.
14.Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / С.В. Погодина. – М., 2010.
15.Полякова, М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ: методические рекомендации: учебно-методическое пособие / М.Н. Полякова. – М.. Центр педагогического образования, 2014. - 96 с.
16.Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно -образовательного процесса в ДОУ. Часть II. / О.А.Скоролупова. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 110 с.
17.Ткаченко, Ирина Валерьевна Детские страхи и ревность. Как помочь ребенку справиться с ними / Ткаченко Ирина Валерьевна. - М.: Виват, 2015. - 490 c.