Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных реалиях растет понимание образования в качестве серьезного фактора экономического роста и формирования инновационного качества экономики. Устанавливая возможности развития человека, образование выступает основной воспроизводственной функцией социальной структуры общества. Оно играет существенную роль в создании условий для профессионального самоопределения и удовлетворения образовательных потребностей личности, входит в состав центральных приоритетов российского общества и государства.
При этом в переходный период развития в условиях еще не сформировавшихся рыночных механизмов российской экономики происходило ослабление уровня и качества государственного регулирования в области науки и образования, недофинансирование образовательных учреждений, потеря престижа педагогического труда, сокращение масштабов и форм социальной защиты обучающихся, ограничение возможностей граждан на равный доступ к образованию, снижение качества образования.
Важен пересмотр имеющихся начал и методов управления, выстраивания системы управления образованием с учетом зарубежного, а также отечественного практического опыта, последних достижений научной мысли. Комплексность и масштаб осуществляемых изменений, расширение состава и видоизменение экономической и переговорной силы заинтересованных сторон актуализируют поиски новых подходов к управлению образовательной сферой.
В этих условиях реформирование науки и образования, реструктуризация сети образовательных учреждений, разработка стратегий развития отдельных образовательных организаций получают научный инструментарий для развития организации, предупреждения конфликтов интересов, оценки эффективности планируемых преобразований.
Ценностные реорганизации российского общества способствуют активизации развития области культуры, формированию и развитию новых рынков культурных услуг, повышению вклада сферы культуры в экономику. Главными проблемами, которые затрудняют решение научно-прикладных задач, выступает отсутствие единого понятийного представления об эффективности деятельности организаций культуры, а также неоднозначность оценок взаимосвязи между государственной культурной политикой и нравственным состоянием социума.
Эффективность организаций культуры находит свое отражение в развитии самой культуры. Уровень эффективности, который измеряется путем объема потребления культурных благ и услуг в расчете на душу населения, также не дает исчерпывающего представления о единстве ее социального и экономического эффекта. Поддержка области культуры, как главного социального института, выступает обязанностью государства, но в условиях кризисных явлений в экономике она не может быть всеобъемлющей.
Повышается значимость системы государственных и частных институтов как составляющих решения долгосрочных задач государства в области структурных преобразований, которые обеспечивают подготовку социокультурной модернизации российского общества и формируют систему ценностей, которые соответствуют инновационному социально ориентированному типу экономического развития. Изменяющаяся система расселения в государстве не соответствует прежним сетям культурного обслуживания. Это актуализирует проблему институционального дисбаланса, при котором требуется перепроектирование сетей организаций культуры и повышения эффективности их деятельности в целях восстановления единого культурного пространства страны.
Степень разработанности темы исследования. Данную тему в своих трудах рассматривали такие авторы как Голубев В.С., Попов Л.Л., Галимова Л.Р., Шакин П.А., Волков Ю.А., Ковальчук Е.А., Кочетов Р.Л., Чиркова Н.В. и другие.
Цель работы состоит в осуществлении анализа особенностей функционирования в современных условиях системы образования, науки и культуры, а также определении направлений и способов повышения результативности управленческой деятельности в данных сферах.
Задачи, которые решаются в курсовой работе для достижения указанной цели:
- рассмотреть государственное управление России в сфере науки;
- проанализировать правовые основы госуправления в образовании;
- определить проблемы и тенденции управления в сфере культуры;
- рассмотреть рекомендации по улучшению правовых основ в сфере культуры.
Объект исследования представляют собой общественные отношения, которые складываются в области государственного управления наукой, культурой и образованием.
Предмет исследования – правовые основы государственного управления образованием, наукой и культурой.
Методологической основой курсовой работы является общенаучный, диалектический, а также исторический методы познания. Также были использованы методы анализа, синтеза, аналогии и обобщения, и формально-логический метод.
Теоретической основой работы выступают труды отечественных ученых, которые работают в сфере исследования институциональных основ теории управления.
Нормативная основа работы – международно-правовые акты, Конституция РФ, федеральные законы, а также подзаконные нормативно-правовые акты.
Структура работы: введение, две главы, которые включают четыре параграфа, заключение, список использованных источников.
1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ НАУКИ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
1.1 Основы политики России в сфере науки
Фундамент эффективности экономического, социального и культурного развития любого современного государства, наравне с природными и трудовыми ресурсами, составляет научно-технический потенциал. В современном мире растет важность фундаментальной науки, а также наблюдается рост наукоемких производств. Следует констатировать, что после продолжительного периода кризиса науки наступил этап частичной стабилизации. Так, создаются предпосылки для перехода к ее развитию на новых принципах, развиваются новые формы организации и финансирования научно-технической деятельности. Правительством России принимается ряд мер, которые направлены на поддержку молодых ученых.
К примеру, осуществляет свою деятельность Инновационный конвент – это ежегодное общероссийское мероприятие, которое направлено на стимулирование инновационной научной деятельности. Конвент проводится под патронажем Администрации Президента России и в нем принимают участие тысячи специалистов, которые заняты во всех отраслях инновационной деятельности – от изобретателей до руководителей венчурных организаций.
Большим центром фундаментальных исследований в Российской Федерации долгое время выступала Российская академии наук (далее – РАН). В современный период РАН находится в процессе реформирования. Академия руководствуется законодательством российского государства и собственным Уставом. Сегодня Российская академия наук обладает статусом некоммерческой организации, которая создана в форме федерального государственного бюджетного учреждения. Собственником, а также учредителем имущества Академии выступает российское государство. Также модифицировалась и структура самой Академии. В настоящее время Академия наук построена по научно-отраслевому, а также территориальному принципу. Она охватывает несколько отделений по областям науки и региональные отделения, а также региональные научные центры. При этом каждый из них разрабатывает главные векторы фундаментальных исследований в соответствующих областях науки и осуществляет координацию их работы в научных учреждениях.
Серьезной задачей перемен Российской академии наук выступила система мероприятий, которая направлена на разделение ее научно-исследовательских, а также административных функций. Управление имуществом РАН и подведомственных ей научных организаций ранее находилось в ведении Федерального агентства научных организаций. Серьезной проблемой выступал вопрос финансирования российской науки. Существенная доля выделяемых средств придется на государственные академии наук.
Организационная структура государственного управления наукой представлена органами исполнительной и законодательной власти на федеральном и региональном уровнях, а также разнообразными фондами и научными объединениями. На уровне исполнительной власти разработку и осуществление мер государственной поддержки развития науки обеспечивает Правительство России как высший федеральный орган исполнительной власти. В структуре Правительства РФ функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности закреплены за Министерством науки и высшего образования РФ.
К основным целям министерства, которые связаны с научной деятельностью, относятся:
- создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала;
- повышение эффективности использования научно-технических достижений;
- интеграция образования и научно-технической деятельности;
- стимулирование инновационной деятельности как центрального источника устойчивого экономического роста и повышения благосостояния общества.
Указанное министерство на самостоятельной основе осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит в Правительство России проекты федеральных нормативных актов по следующим вопросам государственной научной политики:
- формирование приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, перечня критических технологий и приоритетов инновационной деятельности России;
- координация научных исследований, а также разработок;
- развитие информационных технологий в области образования и науки и т.д.
Сегодня министерство несет всю полноту ответственности за реализацию государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. Федеральные и региональные органы власти в сфере науки работают в тесном взаимодействии с Российской академией наук, отраслевыми и общественными академиями наук, образовательными учреждениями высшего профессионального образования, а также научными объединениями.
Региональный уровень органов исполнительной и законодательной власти в сфере науки представлен региональными министерствами, департаментами, комитетами, которые планируют и реализуют региональную политику поддержки научно-исследовательской деятельности. Поддержка может быть связана как с развитием научной инфраструктуры, разработкой региональных научно-инновационных программ, так и с социальными мерами поддержки ученых (гранты, льготы, а также социальные выплаты).
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовое акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) / «Российская газета», 10.12.1998.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «Об образовании в Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
4. Федеральный закон от 27.09.2013 № 253-ФЗ (ред. от 19.07.2018) «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 30.09.2013, № 39, ст. 4883.
5. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 16.04.2022) «О науке и государственной научно-технической политике» / «Собрание законодательства РФ», 26.08.1996, № 35, ст. 4137.
6. Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об инновационном центре «Сколково» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) / «Собрание законодательства РФ», 04.10.2010, № 40, ст. 4970.
7. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 30.04.2021) / «Российская газета», № 248, 17.11.1992.
8. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» / «Собрание законодательства РФ», 14.03.2016, № 11, ст. 1552.
Книги и сборники
9. Антопольский А.Б. Информационные ресурсы управления наукой и науковедения в России // А.Б. Антопольский / Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник: сб. трудов. 2019. С. 864-871.
10. Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Менкенов А.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Котухов С.А. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. 2019.
11. Брянцев И.И. Специфика управления интеграционными системами в образовании // И.И. Брянцев / Образование и наука как стратегические ресурсы развития современного государства: сб. трудов. 2017. С. 12-14.
12. Галимова Л.Р., Борисова О.В. Государственное и муниципальное управление сферой культуры в современной России // Л.Р. Галимова / Образование. Наука. Культура. материалы международного научного форум: сб. трудов. 2018. С. 612-614.
13. Голубев В.С. К проблеме управления наукой: цели и методы // В.С. Голубев / Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник: сб. трудов. Москва, 2017. С. 813-822.
14. Мамонтова Ю.П., Малышева Д.С., Тутаев М.Т. Управление сферой культуры: анализ проблем и направления совершенствования // Ю.П. Мамонтова / Управление и экономическая безопасность: страна, регион, предприятие: сб. статей. 2019. С. 139-143.
15. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. Л.Л. Попов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: РГ-Пресс, 2019. 544 с.
16. Саввиди Д.А., Красноплахтова Л.И. Проблемы повышения эффективности реализации государственной политики в сфере культуры на региональном уровне // Д.А. Саввиди / Актуальные аспекты институциональной экономики: сб. трудов. 2019. С. 336-340.
17. Сухарев О.С. Система управления наукой и технологиями: институциональные изменения и кадровая проблема // О.С. Сухарев / Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник: сб. трудов. 2018. С. 779-783.
18. Шакин П.А., Горбов Н.М. К вопросу о проблематике управления в сфере культуры и искусства // П.А. Шакин / Фундаментальные и прикладные науки сегодня: сб. трудов. 2018. С. 109-111.
19. Шаповалова А.С. Государственное управление в области культуры // А.С. Шаповалова / Материалы 1 ежегодных региональных научно-практических чтений: сб. трудов. Ставрополь, 2021. С. 192-194.
20. Шихирина О.Б. Мониторинг и оценка как инструмент управления в образовании // О.Б. Шихирина / Педагогическая и гуманитарная сферы: история и современность: сб. трудов. 2019. С. 241-245.
21. Шурна Д.Е. Актуальные проблемы управления в области образования и науки // Д.Е. Шурна / Конституционное и административное право: проблемы совершенствования публичной власти: сб. трудов. 2019. С. 177-182.
Статьи из журналов и периодических изданий
22. Братченко С.А. Оценка эффективности современной российской модели государственного управления наукой // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2020. № 5. С. 68-101.
23. Волков Ю.А., Савельева М.Н., Санникова О.А., Башеров О.И. Инновационные технологии управления в образовании // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 2 (42). С. 265-272.
24. Губанова Н.А. Особенности развития управления системой образования на современном этапе развития // Экономика и социум. 2019. № 11 (66). С. 820-823.
25. Губернаторов А.М., Демина О.В. Управление инновационным развитием сферы культуры на основе государственно-частного партнерства // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 10-3. С. 231-236.
26. Ковальчук Е.А. Исследование управление системы образования на основе объединения системного и процессного подходов к управлению // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2021. № 2 (57). С. 17-26.
27. Конопатов С.Н., Салиенко Н.В., Старожук Е.А. Управление развитием образования: междисциплинарный подход // Вестник МИРБИС. 2018. № 4 (16). С. 109-115.
28. Молчанов Н.А. Правовое регулирование науки и образования в интересах национальной безопасности в условиях сетевого общества // Lex russica. 2019. № 11. С. 124 - 130.
29. Слободянюк Ю.А. Особенности государственного управления в сфере культуры на региональном уровне // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. № 4 (56). С. 182-185.
30. Терещенкова Е.В. Модернизация управления образованием: от государственного к государственно-общественному управлению // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2018. № 3 (15). С. 40-43.
31. Трофимова Г.И., Черемисина В.Г. Повышение качества управления образованием на основе тьюторских преобразований знаний // Наука и мир. 2017. № 6-2 (46). С. 50-55.
32. Черных С.И. Государственное управление российской наукой в условиях больших вызовов // Инновации. 2020. № 2 (256). С. 29-36.
33. Чочиева И.И. Особенности государственного управления в сфере культуры // Глобальный научный потенциал. 2020. № 2 (107). С. 193-196.
34. Шангареева А.А., Аралбаева Г.Г. Сущность управления образованием в России, принципы управления системой образования в регионе // Экономика и социум. 2021. № 5-2 (84). С. 638-641.
Авторефераты диссертаций
35. Кочетов Р.Л. Управление интеграцией науки и образования в национальную инновационную систему. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Воронеж. 2021. С. 218.
36. Сабельникова Н.В. Формирование механизма управления эффективностью деятельности организаций сферы культуры. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Санкт-Петербург. 2019. С. 186.
37. Чиркова Н.В. Социокультурные аспекты управления образованием в условиях информационного общества: от управления статикой к управлению развитием. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. – Томск. 2016. С. 135.
Электронные ресурсы
38. Министерство науки и высшего образования РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/ (Дата обращения: 23.05.2022 г.)
39. Министерство культуры РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://culture.gov.ru/ (Дата обращения: 23.05.2022 г.)
40. Российская академия наук [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ras.ru/about.aspx (Дата обращения: 23.05.2022 г.)