Фрагмент для ознакомления
2
распространенной в 80—90-е годы XIX века. Впоследствии она стала, по выражению самого Антуана, «одной из лабораторий современной реалистической школы». Эстетика театрального натурализма была обоснована в работах Эмиля Золя: «Экспериментальный роман», «Натурализм в театре», «Наши драматурги».
Натурализм, зародившись, противостоял драматургии развлека-тельного свойства, ремесленничеству коммерческого театра, холодному академизму и рутине современного ему искусства. Представители теат-рального натурализма выступили с требованием, чтобы актеры «пережи-вали пьесу», стремились к естественности и простоте игры, пытались найти мотивировку поведения своих героев.
Следует отметить, что во Франции натуралистическое направление наиболее полно проявлялось в инсценировках романов Эмиля Золя и в его пьесе «Тереза Ракен».
Однако натурализм терял свою актуальность и как всякое направле-ние в искусстве с ходом времени обнаруживал свою ограниченность. Критики говорили, что пьесы натуралистов превращались в «дарвини-стические этюды», что спектакли были статичными «вырезами из жиз-ни», что социальная природа человека полностью подчиняла себе Духов-ную.
Театральный натурализм приводил и к увлечению анализом болез-ненных явлений человеческой психики, клиническим подробностям в образах, излишней физиологичности. Так, в одном из спектаклей «Сво-бодного театра» на сцене использовались настоящие мясные туши.
Не случайно натурализм к концу XIX века пришел в упадок и вы-родился в «театр ужасов» — с одной стороны, и в символизм, импресси-онизм — с другой. Но сейчас, когда Антуан создавал свой театр и борол-ся с рутиной, натурализм, действительно, был еще молод и свеж. [7; http://forlit.philol.msu.ru/lib-ru/zolya1-ru (21.05.2022)]
Андре Антуан в деталях отобразил художественную программу «Свободного театра» в своей книге, в которой писал:
«Ядро труппы театра состояло в течение трех лет из молодых людей, игравших комедии для своего удовольствия».
И когда Антуан приглашал артистов-любителей в свой театр, он хо-рошо осознавал, что им стоит рассчитывать, в первую очередь, на благо-склонность публики. К примеру, во «Власти тьмы» Толстого в 1888 году исполнителями ролей были служащий министерства финансов, секретарь секретариата полиции, архитектор, химик, винный торговец, коммивоя-жер, фабрикант, а главные женские роли играли портниха, брошюровщи-ца, почтовая служащая. Однако критики отметили отличную сыгранность.
А критик и любитель русской классики Вогюэ выразил в своей ста-тье искреннее удивление перед той правдой и искренностью, с которой были сыграны главные роли. Поддержка критики и внимание аудитории были крайне важны для актеров, которые теперь уже полностью перешли в театр, бросив свои старые профессии, и без опаски выступали на са-мых разных сценах, особенно, когда «Свободный театр» хотел устроить гастроли в другие страны. [15 ; 222].
Антуан задался справедливым вопросом: почему с небольшим опы-том актеры, имеющие только природный дар и без классического теат-рального образования, смогли постичь такой разнообразный репертуар? И притом играть очень достойно.
Однако ответ на этот вопрос связан с тем положением, в котором находилась актерская школа в тот период времени. Это была, по словам Антуан, школа декламации, да еще и поглощенная музыкальной школой, которая занимала более престижное место.
В консерватории работало четыре класса декламации. Ими руково-дили актеры главных французских театров, в частности «Комеди Фран-сез», но, занятые в театре, они очень мало времени уделяли ученикам. Антуан подверг резкой критике такую систему образования, когда педа-гог может дать больше советов, чем провести практических занятий с учениками.
Как уже неоднократно упоминалось ранее в работе, Антуан много и тщательно работал с актерами. С другой стороны, создание новых драма-тических произведений нового поколения писателей также требовало от театра поиск новых средств выразительности. Эти произведения напол-нены жизненными наблюдениями, натуралистическими деталями, что требовало
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андре Антуан Открытое письмо А. Антуана критику Франсиску Сар-се, опубликованное в газете «тан» (1 887)//Хрестоматия по истории зарубежного театра/ред. Л.И. Гительман – СПб, 2007 - 642 с. ( с.346)
2. Введение в культорологию:Учеб пособ в 3-х ч./Под ред В.А. Сапры-кина.-М., 1995
3. Гвоздев А.А. Западноевропейский театр на рубеже XIX-XX столетий.- Л., 1939.
4. Гительман Л.И. Из истории французской режиссуры/Л.И.Гительман - Л., 1976. – 120 с.
5. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX–XX вв.: очерки / отв. ред. М. Ю. Давыдова. – Москва: РГГУ, 2001. – 436 с.
6. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы 20 века/Б.И. Зингерман -. М., 1979. – 360 с.
7. Золя Э. Натурализм в театре [электронный ресурс] – режим доступа: http://forlit.philol.msu.ru/lib-ru/zolya1-ru (21.05.2022)
8. Иллюстрированная история мирового театра / под ред. Джона Рассела Брауна. –Москва: БММ. – 592 с.
9. Искусство режиссуры за рубежом /Пер. И. П. Стребловой - СПб.: Изд-во СПб ГАТИ; Изд-во Чистый лист, 2004. – 320 с. С. 44, 50-55.
10. История западноевропейского театра: В 8 т. /Под ред. С.С. Мокульского и др. -М., 1956-1989.
11. История зарубежного театра: В 4 т. /Под ред. Г.Н. Бояджиева и др. 2-е изд. М., 1981-1987.
12. Мокульский С.С. история западноевропейского театра: В 2 т.- М., 1936-1939.
13. Очерки по истории европейского театра /Под ред. А.А. Гвозде-ва, А.А. Смирнова.- СПб., 1923.
14. Театральная энциклопедия в 5 тт. –М.: Советская энциклопедия, 1961-1967
15. Хрестоматии по истории западноевропейского театра: В 2 т. /Сост. и ред. С.С. Мокульского. М., 1953-1955.