Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Компьютерные информационные технологии стремительно развиваются. Можно говорить о том, что сегодня – это основной признак развития современного общества. Человек имеет много возможностей при работе с информационными технологиями. Он может учиться и повышать свою квалификацию. Он может общаться и обсуждать те проблемы, которые его беспокоят. У человека есть возможность получить любую, интересующую его информацию и посетить любой уголок мира.
Интернет-коммуникация - это специфическая форма межличностного взаимодействия, которая имеет положительные и отрицательные характеристики. Несмотря на многообразие направлений исследования феномена интернет-общения, до сих пор не предложено единого подхода. Который мог бы служить основой для формирования представления о феномене Интернет. Развитие Интернет-технологий ускоряется и идёт по пути всё большей социализации. Люди имеют много возможностей для работы и общения в сети. На фоне этой тенденции сегодня весьма популярны микроблоги и различные социальные сети. Влияние Интернета на человека имеет амбивалентный характер. Это может как способствовать. Таки препятствовать позитивному развитию подростка. Дети и подростки больше всех подвержены отрицательному влиянию, поскольку у них появляется риск интернет-зависимости. Достаточно большоечисло исследователей выделяют отрицательные особенности социальных сетей.
Термин «коммуникативное поведение» был введён в 1989 году лингвистом, доктором филологических наук И.А. Стерниным в рамках изучения национального коммуникативного поведения. В современной педагогической практике коммуникативное поведение рассматривают как фактор формирования межкультурной компетенции и коммуникации (О.Н. Великанова, 2016; В.В. Решетникова, 2015; И.А. Пугачёв, 2013 и др.). И.А. Пугачёв и Л.П. Яркина считают, что коммуникативное поведение определяет тематику общения и восприятие тех. Или иных коммуникативных действий носителями языка. Особенности общения в больших коммуникативных сферах осуществляются по типу семья или коллектив. При этом есть знакомые, незнакомые, иностранцы и много других [11;24].
Согласно В.Б. Кашкину, коллективное коммуникативное поведение имеет свои специфические черты. Все члены группы как участники общения имеют взаимное признание своих статусов. Достижения друг друга подвергаются публичной оценке. Шутка является основным способом, чтобы разрядить обстановку и снять напряжение. В группе чаще всего преобладает способность к выражению согласия с групповыми идеями, действиями и решениями. Это можно обозначить как навыки группового общения [25, с.273]. Ю.Е. Прохоров отмечает, что коммуникативное поведение определяется коммуникативным сознанием человека. Под коммуникативным сознанием он понимает совокупность механизмов сознания человека, которые обеспечивают коммуникативную деятельность [5].
Сеть Интернет даёт много возможностей пользователям любого возраста, при условии, что люди знают, как этим правильно пользоваться и не впасть при этом в зависимость. Но сегодня всё чаще говорят о реальных угрозах, которые Интернет несёт людям. Речь идёт об интернет – зависимости и пустое времяпрепровождение, которое порой полностью заменяет человеку, чаще подростку, любое живое общение. Это действительно угроза для молодых людей, поскольку они не могут регулировать свои желания и свои потребности.
Объект исследования: коммуникативное поведение подростков в социальных сетях.
Предмет исследования: способы обучения подростков безопасному коммуникативному поведению в социальных сетях.
Цель работы: изучение особенностей общения подростков в социальных сетях и формирование способов их обучения безопасного коммуникативного поведения в социальных сетях.
Задачи:
1. Дать характеристику понятию социальная сеть и раскрыть понятие коммуникативного поведения.
2. Выявить психические особенности активных пользователей социальных сетей.
3. Рассмотреть способы обучения детей и подростков навыка безопасного коммуникативного поведения.
Практическая значимость работы: дополнено представление о коммуникации и особенностях социально-коммуникативного развития в подростковом возрасте и каким образом влияют на коммуникацию подростков социальные сети. Проанализированы основные факторы, которые могут представлять угрозу безопасности при коммуникации подростков в социальных сетях. Результаты исследования могут быть использованы педагогами. Психологами и социальными педагогами при формировании практических подходов в обучении детей и подростков навыкам безопасного коммуникативного поведения в социальных сетях.
Методы исследования: теоретические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, синтез, классификация.
Структура работы: введение, одна глава, три параграфа, заключение. Список используемой литературы.
ГЛАВА I. Теоретические основы психологических характеристик с разным типом коммуникативного поведения в социальных сетях
§1. Понятие социальная сеть
Наибольшее число контактов в мире осуществляется сегодня через Интернет. Люди имеют возможность общаться друг с другом, находясь при этом, друг от друга на огромных расстояниях. Социальные сети стали при этом своеобразным пространством, формирующим стереотипы людей и их поведение. В настоящее время можно говорить о том, что активные пользователи социальных сетей имеют свои социально-психологические
характеристики и личностные качества. Можно отметить некоторые из них:
-субъекты ориентированы на социальное взаимодействие в сети;
-удовлетворение личных стремлений и интересов;
-стремятся производить на участников взаимодействия в сети заведомо одобряемое впечатление.
Изучением личностных особенностей особенностей активных пользователей социальных сетей занимали исследователи Т.С. Середина, А.Е. Войскунский, О.Н. Арестова, М.Ю. Горбунова и др. Социологические опросы по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения показывают, что наиболее часто используемыми социальными сетями в нашей стране являются «ВКонтакте» и «Одноклассники». В общей сложности на эти ресурсы заходят 51 % и 44 % опрошенных. Сегодня потребность участи граждан в параллельной виртуальной реальности носит массовый характер. Это не может не вызывать тревоги у специалистов, поскольку реальное живое общение людей заменяется постепенно виртуальным. Виртуальная реальность имеет свои особенности и специфику и не может не отражаться на развитии личности субъекта. У активных пользователей социальных сетей формируются свои психологические особенности, которые располагают к формированию компьютерной зависимости [14].
Можно говорить о том, что эти черты общие для большинства активных пользователей сети. Это в свою очередь позволяет говорить о том, что есть предпосылки и тенденции говорить о формировании нового образа жизни современных людей. Сегодня людям, чтобы взаимодействовать с представителями других культур и интересов, можно даже не выходить из своего дома. В Интернет - среде сформирована специфичная среда, которая изменяет характер взаимодействия между субъектами. Социальные сети не поддаются внешнему контролю и не имеют единого центра. Каждый человек действует в них так, как считает это нужным. Интернет как современное средство массовой коммуникации обладает свойством формировать из пассивного слушателя – активного участника. Людям нравится не просто говорить о событиях или в них принимать участие. Людям нравится эти события создавать самим.
Феномен Интернета и социальных сетей в своих исследованиях рассматривали авторы А.В. Назарчук, И.А. Ачкурин и др. Авторы С.В. Палия и А.А. Шапиро изучали процессы коммуникации, происходящие в Интернет -среде. Социальная сеть – это структура, которая отражает отношения
индивидов и связь между ними через социальные взаимоотношения [5].
В контексте понятия информационной среды, термин социальная сеть ввёл в 1954 году социолог Джеймс Барнс. Сегодня под социальной сетью понимают Интернет-сайт, виртуальную платформу, веб - сервис или портал в Интернете, цель которых – объединить большое количество людей. Этим людям предоставлен максимум возможностей коммуницировать. Последние технические открытия в сфере коммуникации сделали социальные сети доминирующей формой социального взаимодействия субъектов между собой. Можно говорить о том, что наступила новая информационная эра, для которой характерна самостоятельная культура взаимоотношения людей. Первые онлайн - конференции возникли вследствие потребности участников мероприятий в создании определенной содержательной атмосферы [4].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акчурин, Ы.А. Виртуальные миры и человеческое познание [Текст]/ Ы.А. Акчурин // Концепция виртуальных миров и научное познание —
СПб., 2000. — С.9-29.
2. Алексеева, М., Лебедева А. Интернет: рождение новой реальности //
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psyvlad.ru/wp/(дата обращения: 21.05.2022).
3. Бабенко, В.С. Виртуальная реальность [Текст]/ В.С Бабенко // Толковый
словарь терминов - СПб.: Магадан, 2012. - 86 с.
4. Балымов, И.Л. Представления студентов о человеке в Интернете и
общении с ним [Текст]/ И.Л. Балымов // Известия Российского
государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. No
15 (39): Аспирантские тетради: Научный журнал. - СПб., 2007. - С. 245
- 248.
5. Бирюкова, Е.А. Интернет-коммуникация как средство межкультурного
общения: жанровые и языковые особенности [Текст]/ Е.А. Бирюкова // Язык.
Словесность. Культура. -2014. -No 6. - С. 75-98.
6. Богдан, М.С. Психологические особенности общения зависимых от социальных сетей [Текст] / М.С.Богдан. - Психология и социология: проблемы
практического применение. Материалы международной научно-
практической конференции (г.. Киев, 14-15 марта 2014). - Херсон:
Издательский дом «Гельветика», 2014. - 116 с.
7. Винник, В. Д. Социальные сети как феномен организации общества:
сущность и подходы к использованию и мониторинга [Текст]/ В. Д. Винник //
Философия науки. - 2012. - No4 (55). - С. 110-126.
8. Губанов, Д.А. «Социальные сети: модели информационного влияния,
управления и противоборства [Текст]/ Д.А. Губанов, Д. А. Новиков, А.
Чхартишвили. / под ред. Д.А.Новикова. - М.: Издательство физико-
математической литературы, 2010. - 228 с.
9. Заморский, В.В. Роль социальных сетей в ценностной трансформации
молодежи [Текст]/ В.В. Заморский // Ист., Философ., Полит. и юрид. науки, культурология и Искусствоведение. Вопр. теории и практики. - 2013. -
No 5/2. - С. 60-63.
10. Какорина, Е.В. Язык интернет-коммуникации [Текст]/ Е.В. Какорина // Язык массовой и межличностное коммуникации. - М.: Медиа-мир, 2007. -
С. 393-378.
11. Каптюрова, В.В. Синкретизм монолога, диалога и полилога в Интернет - коммуникации [Текст]/ В. В. Каптюрова // Языковые и концептуальные картины мира. — К.: 2013. — Вып. 43(2). — С. 129-137. — Режим доступа: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/Mikks_2013_43(2)__22.pdf(дата обращения: 21.05.2022).
12. Карпова, Т.Б. Категориальные свойства дискурса рунета [Текст]/ Т.Б.Карпова // Вестник Перм. ун-та. Сер. Российская и зарубежная филология. -
Пермь, 2010. - Вып. 3 (9). - С. 68-73.
13. Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе (англ.) русск. [Текст]/ М. Кастельс // Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 328 с.
14. Назарчук, А.В. Сетевое общество и его философское осмысление [Текст]/ А.В. Назарчук // Вопросы философии. — No 7. — М., 2008. — с. 61-75.
15. Овчинникова, И. Г. Коммуникация и идентификация в социальных
сетях: факторы, типажи, национально-культурная специфика (на
материале социальной сети Твиттер) [Текст]/ И.Г. Овчинникова // Вестник
Пермского университета. Серия: Политология. - 2013. - No 2. - С. 143-
156.
16. Палий, С.В. Социальные сети как средство коммуникации электронного обучения [Текст]/ С. В. Палий // Управление развитием сложных систем. — 2013. — Вып. 13. — С. 152-156.
17. Садыгов, Т. С. Социально-психологические функции социальных сетей [Текст]/ / Т.С. Садыгов // Вектор науки ТГУ. - 2012. - No3 (10). - С. 192-194.
18. Сазанов, В.Н. Социальные сети как новая общественная сфера.
Системный анализ и прогноз [Текст]/ В.Н. Сазанов - М.: Лаборатория СВМ,
2010. - 180 с.
19. Сидоров, А.И. Социальные сети и их влияние на молодежь [Текст]/ А.И.
Сидоров, Мухарлямов А.Ю. // Соврем. наукоемкие технологии. - 2013.
- No 7/2. - С. 219.
20. Тарасенко, В. В. Антропология Интернет: самоорганизация «человека
кликающего [Текст]/ В. В. Тарасенко // Общественные науки и современность. -
2000. - No5. - С.20.
21. Чумакова, В. А. Психологические особенности интернет-коммуникаций в социальных сетях [Текст]/ В. А. Чумакова // Молодой ученый. - 2013. - No3. - С. 451 - 453.
22. Шадских, Ю. Г. Эволюция смыслового значения понятия «виртуальная
реальность [Текст]/ Ю.Г. Шадских // Вестн. Нац. ун-та» Львов. Политехника. Философ. науки. - 2012. - No 723. - С. 73-78.
23. Шайкина, Е.А. Социальные сети в жизни современной студенческой
молодежи [Текст]/ Е.А. Шайкина // Духовность личности: методология, теория
и практика. - 2011. 3 (44). - С. 184-189.
24. Шапиро, А.А. Массовая коммуникация в on-line измерении: изменение парадигмы [Электронный ресурс] / А. А. Шапиро // Вестник Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого, 2013. — No 2. — С. 57-65. — Режим доступа: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/Vnyua_2013_2_9.pdf. (дата обращения: 21.05.2022).
25. Шарков, Ф. И. Коммуникология. Основы теории коммуникации [Текст]/ Ф.И. Шарков. - М .: Дашков и Ко, 2009. - 592 с.
26. Яцишин, А.В. Применение виртуальных социальных сетей для нужд
общего среднего образования [Текст]/ А.В. Яцишин // Информационные
технологии в образовании. - 2014 - No 19. - С. 119-12