Фрагмент для ознакомления
2
В психологии понятие «конфликт» используется достаточно широко. Конфликтом называют и межличностные проблемы, и внутриличностные переживания, и кризисные явления, и столкновение алгоритмов решения учебных задач обучающегося и др.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций.
В отечественной литературе большинство определений конфликтов носит так же социологический характер: противоборство между индивидуальными и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. [10, с. 32].
«Конфликт – это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями» [11, с. 96].
Российские конфликтологи Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк уточняет понятие конфликта. По их мнению, конфликт – «это деятельность людей, и, следовательно, всегда предполагает преследование цели» [цит по 2, с. 55].
Н.В. Гришина рассматривает конфликт как биполярное явление – противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, при этом любая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами) [14, с. 63].
Б. И. Хасан, один из известных российских исследователей конфликта, дает следующее понятие конфликта: «Конфликт – это такая форма взаимодействия, в которой действия не способны сосуществовать в неизменном виде. Они взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации» [21, с. 20]. Вместе с тем каждый конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, т.е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для собственного разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет» [27, с. 20].
Н. В. Гришина выделяет несколько типов поведенческого реагирования субъекта на трудную ситуацию. Первый активный тип реагирования на сложную ситуацию рассматривается как деятельная форма адаптации субъекта к сложной ситуации, активное преобразование среды. Данная активность может носить как конструктивный характер (повышение уровня поисковой деятельности, расширение возможных вариантов решения проблемы, мобилизация сил на решение задачи – в целом повышение эффективности деятельности и общения), так и деструктивный (дезорганизация деятельности, спонтанные и импульсивные поиски выхода, разрушительные действия по отношению к другому или самому себе, ухудшение функционирования, нервные вспышки, истерические реакции) [14, с. 74].
Второй пассивный тип поведения, деятельности и общения в сложной ситуации может быть реализован также в двух формах: приспособление и как уход из ситуации. Приспособление рассматривается как отказ от отстаивания интересов и целей, снижение уровня претензий, уступка обстоятельствам, снижение эффективности деятельности до уровня, который соответствует изменившимся условиям. Однако уход из ситуации реализуется в таких поведенческих проявлениях, как: избегание взаимодействия, отказ от выполнения задачи, уход в фантазии, употребление алкоголя, наркотиков и т.д.
Важной особенностью конфликта считается характер потребности человека, за удовлетворение которой он борется. Согласно теории А. Маслоу, все потребности можно сгруппировать, выделив в них пять значений:
– физиологические потребности;
– потребность в безопасности и защищенности;
– социальные потребности;
– потребность необходимости в уважении;
– потребность самовыражения [цит по 3, с. 114].
А.Я. Анцупов и А.И. Шепилов под конфликтом понимают наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями [5, с. 47].
Каждый конфликт имеет конструктивные и деструктивные функции. В зависимости от соотношения положительных и отрицательных компонентов в конфликтах их разделяют на конструктивные, имеющие положительные и отрицательные последствия одновременно, и деструктивные. Таким образом, конфликты можно систематизировать в зависимости от степени разработанности способов их разрешения.
Структуру конфликта можно представить как «совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс» [23, c. 122].
Основными действующими лицами любого социального конфликта (межличностного или межгосударственного) являются люди. Принимать участие в конфликте они могут как в качестве частных лиц (в семейном конфликте), так и в качестве официальных лиц или юридических.
Основных участников конфликта зачастую называют сторонами или противоборствующими силами. «Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга» [19, c. 62].
Ключевым звеном любого конфликта являются противоборствующие стороны. В случае если хоть одна сторона покидает конфликт, то он прекращается. В ситуации, когда один из участников межличностного конфликта заменяется новым, меняется и сам конфликт, т.е. начинается новый. Это обусловлено индивидуализированностью интересов участников межличностного конфликта.
Сторона конфликта, которая первой начала конфликтные действия, называется инициатором конфликта. Оппоненты конфликта обладают такой характеристикой, как ранг – «уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте, сила, выражающаяся в сложности и влиятельности его структуры и связей, его физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности, знания, навыки и умения, его социальный опыт конфликтного взаимодействия. Это широта его социальных связей, масштабы общественной и групповой поддержки» [17, c. 68].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, Ю.В. Возрастная психология. Характеристика психологических особенностей подростков и юношей [Текст] / Ю.В. Александрова – СГУ, 1999. – 66 с.
2. Аллахвердова, О. В. Конфликтология [Текст] / О. В. Аллахвердова. – СПб.: Лань, 1999, – 670 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2016. – 363 с.
4. Андрюшина, Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков [Текст] / Л.О. Андрюшина – дис. канд. псих. наук : 19.00.03; Тверь, 2003 − 202 c.
5. Анцупов, А. Я. Конфликтология [Текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ. 1999. – 551 с.
6. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе [Текст] / А.Я. Анцупов. – М., Владос, 2003. – 208 с.
7. Белопольская, Н. Л. Самосознание проблемных подростков / Н.Л. Белопольская, С.Р. Иванова, Е.В. Свистунова, Е.М. Шафирова. – М. Институт психологии РАН, 2007. – 332 с.
8. Бодалев, А.А. Восприятие человека человеком [Текст] / А.А. Бодалев. 2- е изд. – М.: Издательский дом «Энциклопедист-Максимум»; СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2015. – 240 с.
9. Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов [Текст] / Н.Н. Васильев. - СПб.: Речь, 2002. - 174 с.
10. Волков, Б.С. Конфликтология [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: «Академический проект», 2007. – 397 c.
11. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. – 1136 с.
12. Гераськина, М.Г. Социальная психология [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин; Под ред. А.Н. Сухова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 615 c.
13. Герзон, М. Лидерство через конфликт: Как лидеры-посредники превращают разногласия в возможности [Текст] / М. Герсон – Пер. с англ. Павла Миронова. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. – 344 с.
14. Гришина, Н.В. Психология конфликта [Текст] / Н.В. Гришина – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
15. Жуков, Ю.М. Коммуникативный тренинг [Текст] / Ю.М. Жуков. – М.: Гардарики, 2013. – 223 с.
16. Ковалев, Л.Г. Психология личности подростка [Текст] / Л.Г. Ковалев. - М.: Владос, 2008. – 322 с.
17. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования [Текст] / Р. Кочюнас. - М.: «Академический проект», 2000. - 432 с.
18. Лабунская, В.А. Невербальное поведение: социально-перцептивный подход [Текст] / В.А. Лабунская. – Ростов-на-Дону : Изд Ростовского госуниверситета, 1986. – 136 с.
19. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл, 1997. – 365 с
20. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]: учебник для студ. высш. учеб.заведений. - 10-е изд., перераб. и доп./ В.С. Мухина.- М.: Академия, 2006.
21. Хасан, Б.И. Разрешение конфликтов и ведение переговоров [Текст]: учебное пособие / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов.- Красноярск; Москва, 2001. - 236 с.
22. Аянян, А.Н. Социализация подростков в информационном пространстве [Текст] / А.Н. Аянян, Т.Д. Марцинковская // Психологические исследования. 2016. - Т. 9. - № 46. - С. 8.
23. Завражнов, В. В. Социально-психологические аспекты проблемы конфликтного поведения в подростковом возрасте [Текст] / В.В. Завражнов, Г.М. Зинина // Молодой ученый. – 2016. - №26 (130). – С. 585-588.
24. Захаров, А.И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье [Текст] / А.И. Захарова // Вопросы психологии. - 2011.- № 3. - С. 58-68.
25. Корчагина, Ю.И. Агрессивные дети [Текст] / Ю. И. Корчагина // Здоровье детей. Приложение к газете «1 сентября» №2. - 2008.
26. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста [Текст] / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. - 1996.- № 1. - С.8- 23.
27. Скутина, Т.В. Конфликт как механизм развития отношений с близким сверстником в подростковом возрасте [Текст] / Т.В. Скутина // Педагогика развития: Содержание образования как проблема. Материалы 6-й научно-практической конференции. - Красноярск, 1999.
28. Арендачук, И.В. Формирование информационно-коммуникативных потребностей подростков средствами массовой коммуникации как институтом социализации [Электронный ресурс] / И.В. Арендачук. – Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2016. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-informatsionnokommunikativnyh-potrebnostey-podrostkov-sredstvami-massovoykommunikatsii-kak-institutom (дата обращения 17.05.2022).
29. Гридчин, А.А. Цыганкова Е.Н. Коммуникативные барьеры как источник конфликтных ситуаций в школьном социуме [Электронный ресурс] / А. А. Гридчин, Е.Н. Цыганкова – Общество: социология, психология, педагогика. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-bariery-kak-istochnikkonfliktnyh-situatsiy-v-shkolnom-sotsiume (дата обращения 18.05.2022).
30. Лямина, А. К. Сущность и содержание коммуникативных умений подростков гетерогенной группы [Электронный ресурс] / А.К. Лямина – Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-soderzhanie-kommunikativnyhumeniy-podrostkov-geterogennoy-gruppy (дата обращения 18.05.2022).