Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Согласно Конституции Российской Федерации Россия, является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человечества.
Пенсионный фонд РФ является одним из органов, входящим в систему органов государственного социального обеспечения, оказывающие предоставление пенсионного обеспечения и меры поддержки семьям в случае рождения второго и последующего ребенка, а так же сопутствующие выплаты.
Объектом является – правоотношения в сфере деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации
Предмет – действующее законодательство в сфере деятельности Пенсионный фонд Российской Федерации, как субъект пенсионных правоотношений.
Цель исследования является анализ деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, как субъект пенсионных правоотношений
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структуру Пенсионного фонда;
- изучить функции цели и задачи Пенсионного фонда РФ ;
- провести оценку и анализ перспектив и направлений реформирования системы пенсионного обеспечения ;
- исследовать деятельность центра по выплате пенсий;
- выявить проблемы системы пенсионного обеспечения страны и направления их решения.
Методами исследования являются: социально-правового, историко-правового, статистического и логико-юридического исследования, диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики.
Практическая и теоретическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в разработке социальных программ, а также в учебном процессе, в профессиональной подготовке специалистов.
Работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Структура Пенсионного фонда
Пенсионный фонд России представляет самостоятельную, обособленную от органов государственной власти организацию, основным назначением которой является управление денежными средствами, аккумулирующимися на его счетах в рамках системы обязательного пенсионного страхования.
Отделения организации присутствуют в каждом регионе и городе страны, при этом имеет довольно сложную вертикальную структуру. Разберем ее в иерархическом порядке, начиная с руководящих органов.
Центральный аппарат включает в себя Правление ПФР, являющееся основным распорядительным органом фонда. Оно состоит из Председателя и его заместителей, курирующих работу по отдельным направлениям деятельности. Кроме этого, в состав Центрального аппарата входит Ревизионная комиссия, осуществляющая внутренний аудит, и информационный центр, ответственный за функционирование и администрирование системы персонифицированного учета.
Деньги, которыми заведует данная структура, являются собственностью государства, однако они не входят в часть бюджетов какого-либо уровня. В этой связи ПФР, а также ФСС (соцстрах) и ФОМС (обязательное медицинское страхование) называют внебюджетными фондами.1956 год в отечественной истории отмечен знаменитым XX съездом КПСС, где официально был развенчан культ личности Иосифа Сталина, в результате чего были инициированы кардинальные изменения в общественной жизни советского общества. Однако эта дата знаменательна и тем, что с выходом закона «О государственных пенсиях» рабочие и служащие могли рассчитывать на получение ежемесячного денежного пособия по нетрудоспособности в старости.
В то время экономика страны была полностью под контролем государства. Управление организациями и предприятиями на местах осуществлялось в рамках советской плановой доктрины. В этой связи государство, по сути, и было единственным работодателем, поэтому и пенсия выплачивалась за счет бюджета страны. В конце советской эпохи экономика и система государственного управления оказалась в глубоком кризисе. В этой связи государство дистанцировалось от исполнения своих обязательств в новых условиях. На этом фоне в 1990 году был создан Пенсионный фонд России, который хоть и оставался государственной организацией, однако обладал определенной степенью самостоятельности, а денежные средства, находящиеся в распоряжении ПФР, не входили в состав бюджета какого-либо уровня. На протяжении последнего десятилетия XX века ПФР испытывал значительные трудности с наполняемостью, однако, по мере улучшения экономической обстановки в стране, пенсионная система стабилизировалась, хотя и активно реформируется, в том числе и в современный период. Основной целью ПФР, ради чего и было принято решение о создании фонда, является управление денежными средствами, за счет которых происходит обеспечение пенсионной системы в стране. Это выражается в аккумулировании денежной массы, поступающей в фонд за счет, преимущественно, страховых взносов, и в выплате пенсий гражданам, имеющим на нее право. С этой задачей ПФР справляется и сегодня.
Кроме этого, к функциям этой организации следует отнести:
1. администрирование системы персонифицированного учета;
2. со финансирование отдельных социальных программ;
3. осуществление контроля поступления страховых взносов и надзор за исполнением страхователями их обязанностей по ОПС;
4. выдача сертификатов маткапитала и контроль расходования его средств.
Большой объем задач, возложенный на эту организацию, и внушительный штат сотрудников обуславливает сложную организационную структуру.
Рисунок 1 – правление ПФР
Главным распорядительным органом фонда выступает правление. Руководителем с 2008 года занимает Дроздов А. В. Именно председатель утверждает бюджет фонда, а также принимает ключевые решения по вопросам, связанным с функционированием пенсионной системы. В состав правления также входят заместители председателя. Каждый из них специализируется на отдельных направлениях деятельности ПФР. Неотъемлемой частью структуры пенсионного фонда является ревизионная комиссия. К ее задаче относится внутренний аудит, в том числе проверка обоснованности расходования бюджета организации.
Информационный центр появился в структуре ПФР совсем недавно – в 2015 году. Его деятельность направлена на сопровождение электронных систем в организации. Возглавляет исполнительную дирекцию один из заместителей председателя правления ПФР. Это основная структура, которая определяет характер текущей деятельности фонда.
1.2.Функции цели и задачи Пенсионного фонда РФ
Пенсионное обеспечение традиционно является одной из наиболее социально значимых функций государства и в то же время его обязанностью перед гражданами. На сегодняшний день основным государственным учреждением, деятельность которого направлена на оказание финансовой поддержки пенсионному страхованию, является Пенсионный фонд Российской Федерации .
Правовой режим Пенсионного фонда определяется Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года .
Пенсионный фонд Российской Федерации подчинен Правительству Российской Федерации, которому он ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности.
Бюджет Пенсионного фонда ежегодно утверждается высшим законодательным органом страны. Средства Фонда являются государственной собственностью. Фонд формируется на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам, независимо от их предыдущего места работы и места жительства.
К источникам образования Пенсионного фонда относятся:
1) страховые взносы работодателей;
2) страховые взносы граждан Российской Федерации;
3) ассигнования из федерального бюджета, выделяемые на выплату пенсий и различных видов пособий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999. № 29.
2. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001. № 51.
3. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001. № 51.
4. Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 4.07.2002 № 111-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. № 30.
5. Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008. № 18.
6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013. № 52.
7. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России)» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. № 5. Ст. 180.
8. Басангова Д.А. Проблемы пенсионного обеспечения России // E-Scio. – 2019. - № 3 С. 2-8
9. Васильева А.С. Васильев П.А. Функции пенсионного фонда российской федерации в современных условиях. 2012. - № 18. – С. 39-47
10. Государственные и муниципальные финансы. Баженова В.И., Гришина О.А., Киреева Е.В., Омшанова Э.А., Чалова А.Ю., Слепов В.А. Учебник под редакцией В.А. Слепова, А.Ю. Чаловой. – М. :Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2019. - 336 с.
11. Информация о Главном управлении ПФР по г. Москве и Московской области [Электронный ресурс] режим доступа https://vao.mos.ru/sotsialnaya_sfera/pensionnoe_obespechenie/the-main-department-of-the-fiu-7/ (дата обращения 19.05.2022).
12. Нестеров С. Е. Пенсионный фонд о представлении сведений персонифицированного учета // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение. 2011. -№ 8.- С. 32-35.
13. Омшанова Э.А. Новые пенсионные правила: сбалансированность или эффективность бюджета Пенсионного фонда // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2018. - № 10. - С. 240-242.
14. Пенсионный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс] режим доступа -http:// www. pfrf. ru. (дата обращения 21.05.2022).
15. Подставкина Е.С., Сударкина Е.С. Электронные государственные услуги: проблемы реализации и перспективы решений // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. -2016.- № 2. - С. 463-468.
16. Пучкова Л.М. Проблемы Пенсионного фонда России [Электронный ресурс] // Вестник РУК. -2015. - № 3 (21). - URL: https://www.cyberleninka.rU/article/n/problemy-pensionnogo-fonda-rossii (дата обращения: 11.04.2022).
17. Сергеева Н.Ф. Цифровизация государственных услуг: кейс Пенсионного фонда РФ// Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление.-2021. - № 2 С. 1-8
18. Соболь Т.С., Федотов В.В. Совершенствование механизма предоставления государственных услуг в электронном виде // Наука и общество - 2020: материалы Международной научной конференции. - М., 2020.- С. 376-381.
19. Соловьев А.К. Пенсионная реформа: иллюзия и реальность. - М.: Проспект, 2014. – 330 с.
20. Стецюнич Ю.Н. Организация казначейского исполнения бюджетов бюджетной системы на примере Управления федерального казначейства по Ленинградской области // Закономерности и тенденции формирования системы финансово-кредитных отношений - 2016. - С. 261-265.
21. Чалова А.Ю., Омшанова Э.А. Бюджет стимулирования экономического роста, или как не выйти за рамки бюджетного правила // Федерализм. - 2018. - № 4(92). - С. 115-133.
22. Шарпан А.А. Особенности правового статуса пенсионного фонда российской федерации // Economics. – 2016. - № 3. – С. 26-27
23. Ярбилова С. М. Оценка современного состояния российской пенсионной системы и необходимости дальнейшего ее реформирования // Финансы и кредит. -2008. -№ 10.- 70-76.