Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы заключается в том, что религиозное право – одна из исторических форм права, в системе которого источником постулируется воля божества (Бога), выраженная в священных текстах или преданиях. Совокупность национальных правовых систем государств мира, где доминирует религиозное право называется религиозной правовой семьёй (или семьёй религиозного права). Характерная особенность религиозного права – персональный, а не территориальный характер его юрисдикции: предписания религиозного права обычно распространяются только на представителей данной религиозной общины; иноверцы изъяты из-под их действия.
В настоящее время существует потребность концептуального, основанного на современной методологии исследования соотношения права и религии в процессе формирования права и функционирования правовой системы, что будет способствовать решению ряда проблем общей теории государства и права, а также улучшению качества и эффективности законотворческой и правоприменительной деятельности.
Священные религиозные книги (Талмуд, Библия, Коран) были и остаются одними из древнейших источников права, сохраняющих свое значение в традиционалистских правовых системах. В настоящее время религиозные тексты как источники права наиболее характерны для мусульманского права, что является отличительной особенностью данной правовой системы. Национальные религиозные правовые системы, основывающиеся, как правило, на священных текстах, написанных тысячелетия тому назад, обращены в прошлое время.
Одним из самых интересных результатов такого сосуществования стало возникновение смежных религиозно-правовых нормативных систем – совокупности норм, регулирующих особую сферу общественных отношений. Религиозные нормы имеют тесную связь с системой источников права: выступают как основа права, формируют его внутреннее содержание или как фактор развития права. Через систему источников права, как структурного элемента системы права, можно исследовать и определить религиозные нормы в составе правовой системы, ведь система права является структурным элементом правовой системы.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в результате действия религиозных текстов как источников права в отдельных правовых системах.
Предмет исследования составляют механизмы взаимодействия религиозных текстов в процессе социально-правового регулирования общественных отношений в отдельных правовых системах.
Цель исследования – изучить и проанализировать влияние религиозных текстов в качестве источников права на формирование отдельных правовых систем.
Данная цель обусловила постановку следующих задач: охарактеризовать религиозные тексты как источник мусульманского права; проанализировать религиозные тексты в индусском праве; рассмотреть религиозные тексты в иудейском праве как подсистему общей системы израильского права.
Методология исследования основана на системном методе. При изучении религиозных аспектов автор опирался на законы метафизики и диалектики, общенаучные методы познания (единства, анализа, синтеза, исторический, системный и структурно-функциональный), и частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительный).
Теоретическую основу исследования составили работы Ю.Н. Арсеньева, А.В. Бабенкова, А.О. Газиева, Д.С. Давидова, Х.В. Идрисова, Н.А. Крашенинниковой, Д.Т. Кулиева, С.Г. Пашковой, Р.Ю. Рахматуллина, А.Г. Хареханова, Р.Л. Хачатурова и др.
Структура работы предопределена поставленными целью и задачами и состоит из введения; трех разделов; заключения; списка использованных правовых актов и литературы.
1. Религиозные тексты как источник мусульманского права
Исламская религия, фикх и Шариат фундаментально основаны на Священном Писании (Книге) мусульман – Коране. Помимо Священного Корана как главного источника Ислама и Шариата, другими также являются Сунна Посланника и Пророка Мухаммада, иджма и кияс. Сунна Пророка – это многочисленные примеры из жизни Посланника Мухаммада, его действия, поступки, высказывания (иногда – молчаливое согласие, одобрение), которые служат образцом, моделью лучшего поведения, руководством к действию как для всей мусульманской уммы (общины), так и для каждого правоверного мусульманина в отдельности. При этом Священный Коран и Сунна Пророка являются первичными (основными), а иджма и кияс – производными (второстепенными) источниками данной системы.
Иджма – это единогласное (единодушное) мнение исламских ученых, живущих в один период времени, пришедших к согласию в каком-либо положении Шариата.
В свою очередь, кияс представляет собой процесс суждения по аналогии, выявление положения, прямо неустановленного в Священном Коране и Сунне Пророка, посредством иджтихада путем обращения к Священному Корану и Сунне Пророка по сходным (аналогичным) положениям. Иджтихад – процесс научно-религиозного познания, при котором муджтахид прилагает все усилия в познании и понимании шариатского положения.
При этом важно не путать и полностью не отождествлять понятия фикха и Шариата в Исламе. Шариат – система предписаний, связанных с выполнением определенных обязанностей (действий), которые были возложены на верующих Всевышним Аллахом через Священный Коран и Сунну Пророка. В свою очередь, фикх – это исламская религиозно-правовая доктрина, основанная на мазхабности. Мазхаб – совокупность религиозно-правовых школ (учений, доктрин) фикха в исламской религии. И Шариат, и фикх основаны на главных их источниках – Священном Коране и Сунне Пророка. При этом фикх и Шариат – это проявления одного явления, если позволительно так выразиться, для более точного, правильного понимания – «как две стороны одной медали». Данное положение, позиция подкрепляются указаниями главных источников мусульманской системы права – Священным Кораном и Сунной Пророка. Указания по фикху и Шариату, содержащиеся в этих источниках, «разъясняют достоинство фикха и показывают, что фикх является наукой, позволяющей постичь установления Шариата, связанные с выполнением определенных обязанностей, которые были возложены на нас Аллахом через Коран и Сунну Пророка» . Как весьма красноречиво высказывается в этом контексте Д.Т. Кулиев: «Аллегорически соотношение между шариатом и фикхом можно представить, как плодоносящее дерево, где шариат является питательной почвой для выращивания плодов, а фикх представлен человеческими усилиями, направленными на улучшение качества этих плодов. При этом шариат (почва) имеет более важное значение для мусульман» .
Исходя из того, что наиболее фундаментальным, важным и первостепенным из указанных источников для исламской религии, фикха и Шариата является Священный Коран, ознакомимся с ним более подробно.
Священный Коран как неповторимая речь Всевышнего Аллаха Коран (от арабск. « القر آن »[qurˈʔaːn] – аль-Кур’а̄ н) – Священное Писание мусульман, основа исламской религии и мирской жизни правоверных. Слово «Коран» в буквальном переводе с арабского языка означает – чтение, чтение вслух, в некотором смысле – назидание. Это речь Всевышнего Аллаха, переданная Посланнику Мухаммаду через ангела Джабрииля (Архангел Гавриил в христианской религии) в течение почти 23 лет. Священный Коран структурно состоит из 114 глав (разделов), именуемых Сурами, насчитывающих разное количество стихов (аятов). Во всех 114 Сурах Священного Корана содержится более 6000 аятов. Все Суры Священного Корана имеют свои наименования, например, Сура 1 «АльФатиха» (Открывающая), Сура 2 «Аль-Бакара» (Корова), Сура 114 «Ан-нас» (Люди) и др. Самый объемный аят Священного Корана – 282 аят, именуемый «аят про долг» расположен в самой объемной по количеству аятов Суре 2 «Аль-Бакара» (Корова). Самая малочисленная по количеству аятов Сура Священного Корана – Сура 108 «Аль-Каусар» (Изобилие) содержит три аята.
Порой у некоторых людей возникают сомнения в божественности Священного Писания, в источнике его происхождения. Даже раздаются мнения о том, что Священный Коран «написан» человеком. Придерживаться мнения об искусственности (рукотворности) Священного Писания – большое заблуждение, которое ведет человека в неверие (куфр). Ведь в самом Священном Писании указано: «Скажи: «Если бы люди и джинны объединились для того, чтобы сочинить нечто, подобное этому Корану, это не удалось бы им, даже если бы они стали помогать друг другу»» (аят 88 Суры 17) .
Речи Всевышнего Аллаха, донесенной до людей Пророком Священного Корана, не может быть подобна речь его созданий – джиннов и людей, ибо речь творений Всевышнего Аллаха никогда не сравнится с речью самого Создателя, так как нет Ему равных. Как отмечает Имам Абу Джа`фар ат-Тахави, характеризуя Священное Писание: «Коран – это Речь Аллаха. Он пришел от Него как речь без подобия («биля кейфийя»). Аллах ниспослал его Своему Посланнику как откровение (вахью). Верующие принимают его как абсолютную истину и верят, что он не создан, подобно речи людей. Всякий, кто слышит его и заявляет, что это человеческая речь, становится неверующим. Аллах порицает его, осуждает и угрожает ему Адом в Своих словах: «Я брошу его в Адское пламя» (Коран 74:26). Аллах угрожает огнем тем, кто говорит: «Это просто речь людей!» (Коран 74:25). Мы знаем и убеждены, что это Речь Творца людей и она совершенно не похожа на людскую речь» .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акыда ат-Тахавия (Разъяснение вероубеждения Ахлю-Сунна вальДжама’а) / перевод с араб. Ахмад Абу Яхья аль-Ханафи. – М.: Даруль-Фикр, 2017. –55 с.
2. Ас-Саади (толкование смыслов Священного Корана). [Электронный ресурс]. – URL: https://quran-online.ru/17:88 (дата обращения: 23.05.2022).
3. Ат-Тирмизи Сунан (Сборник хадисов ат-Тирмизи, Хадис 2884). [Электронный ресурс]. – URL: https://isnad.link/book/sunan-attirmizi/42-kniga-o-dostoinstvah-korana-hadisy-2875-2949 (дата обращения: 23.05.2022).
4. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю., Минаев В.С. Иудейское религиозное право: специфика, отличия // Государственное и административное управление в России: история и современность, цифровизация, инновации, интеллект: материалы международной научно-практической конференции. – Тула, 2020. – С. 319-325.
5. Бабенков А.В. Соотношение моральных, религиозных и правовых норм в древнеиндийских Дхармашастрах // Glossa: Вестник студенческой науки. Издание кафедры теории и истории государства и права Курского государственного университета. – 2020. – № 4. – С. 199-204.
6. Басманова Е.А., Косых Е.С. Источники мусульманского права // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 3 (20). – С. 103-105.
7. Бонай А.Х. Становление основных источников и институтов мусульманского права в период праведных халифов // Право, общество, государство: проблемы теории и истории: сборник материалов Международной конференции молодых ученых. – М.: Российский университет дружбы народов, 2021. – С. 125-129.
8. Газиев А.О. Сунна: источник Шариата в исламской теологии // Современный ученый. – 2020. – № 5. – С. 327-331.
9. Давидов Д.С. Исторические основы формирования иудейского права // Историческая методология в правовой теории: сборник материалов Второй международной научной конференции, посвященной памяти профессора В.М. Курицына. – М.: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2018. – С. 50-55.
10. Дыба М.А. Влияние иудейского права на правовую систему государства Израиль // Проблемы реформирования российской государственности: материалы XIII Всероссийской конференции студентов и молодых ученых. – Екатеринбург, 2018. – С. 484-488.
11. Желдыбина Т.А., Насимова А.О. Роль религиозного начала в формировании политико-правовой мысли Израиля // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XX Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2019. – С. 18-20.
12. Идрисов Х.В. Священный Коран как фундаментальный источник мусульманской системы права: происхождение и специфика содержания вопросов ответственности // Вестник Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. – 2022. – № 1 (45). – С. 105-115.
13. Каневский А.А. Иудейское право без государства: история и современность: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 195 с.
14. Кочеткова Е.С., Семёнов Е.А., Васильченко Т.А. Источники мусульманского права и их роль в организации правовых норм современной Азии // День местного самоуправления: научно-практическая конференция: сборник статей. – М.: Перо, 2021. – С. 132-136.
15. Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран: Учебник: В 2 томах. Том 1: Древний мир и Средние века / отв. ред. Н.А. Крашенинникова и О.А. Жидкова – М.: Норма, ИНФРА-М, 2021. – 720 с.
16. Кузьмина С.А., Гришакова К.П. Иудейское (еврейское) право // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сборник статей по материалам CXXXII международной научно-практической конференции. – М.: Интернаука, 2019. – С. 39-41.
17. Кулиев Д.Т. Шариат и фикх: понятие, источники и соотношение // Исламоведение. – 2020. – Т. 11. – № 1. – С. 13-25.
18. Новикова Р.Г. Этико-правовые ценности источников иудейского права: историко-правовой аспект // Основные тенденции и перспективы развития современного права: материалы ежегодной Международной научной конференции памяти профессора Феликса Михайловича Рудинского. – М.: Интернаука, 2018. – С. 73-77.
19. Пашкова С.Г. Дхармашастры и их значение в качестве источника права // Научный вестник Крыма. – 2021. – № 1 (30). – С. 1-6.
20. Рахматуллин Р.Ю. Сунна как источник исламского права // Научный вестник Омской академии МВД России. – 2021. – Т. 27. – № 2 (81). – С. 175-180.
21. Редькин О.И., Берникова О.А. Коран как объект междисциплинарных исследований // Ислам в современном мире. – 2020. – № 16 (4). – С. 51-61.
22. Романовская В.Б., Сальников М.В., Безносова Я.В. Концепция праведного правителя в древнеиндийских религиозно-философских учениях // Теория государства и права. – 2019. – № 2 (14). – С. 95-101.
23. Рублев А.Г. Религия и истоки индийского конституционного права // Евразийский юридический журнал. – 2021. – № 9 (160). – С. 101-103.
24. Сердюков А.А. Право в Древней Индии: современное состояние изучения // Вестник Владимирского юридического института. – 2021. – № 3 (60). – С. 175-178.
25. Смыкалин А.С. Иудейское право: возникновение и развитие // Историография истории политических и правовых учений. Теоретические, методологические и исследовательские проблемы: материалы круглого стола. – Екатеринбург, 2020. – С. 82-84.
26. Соловьёва В.В. К вопросу о характеристике индусской правовой системы // Современная юриспруденция: теория, методология, практика: материалы Международной научно-практической конференции / Под общей редакцией В.В. Соловьёвой. – Воронеж, 2022. – С. 166-170.
27. Султанова А.Р. Источники мусульманского права // Право и государство: история и современность, перспективы развития: сборник материалов по итогам научно-практического семинара. – Стерлитамак, 2019. – С. 162-165.
28. Хареханов А.Г. Личные воззрения шейха Шамсуддина аль-Бирмави в науке основ исламского права через призму его книги «аль-Фаваид ас-Сунниййа: сравнительное изучение»: дисс. … д-ра шариатских наук. – Каир, 2019. – 1200 с.
29. Хачатуров Р.Л. От Законов Ману к вечным ценностям // Евразийский юридический журнал. – 2018. – № 12 (127). – С. 123-124.
30. Шафиитский Фикх. Каноны религиозной практики: очищение, намаз, обязательная милостыня, пост, паломничество (тахарат, салят, закят, сийям, хадж) / под ред. М.И. Садикова. – Махачкала, 2010. – 400 с.