Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
С середины XIX века многие врачи отмечали значительное распространение среди школьников некоторых заболеваний и патологических состояний. Установили большой процент нарушения зрения, искривлений позвоночника, расстройств пищеварения, нервных недугов. Была определена и причинная связь этих заболеваний, учащихся с неудовлетворительной организацией процесса обучения и условиями быта.
В последнее время, в век глобальных техногенных изменений природы, урбанизации населения, в век высоких технологий и увеличивающегося объёма информации, на фоне резкого снижения качества жизни, усугубления демографического кризиса сложились устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей и подростков. Состояние здоровья детского населения страны вызывает очень серьёзные опасения специалистов. За последние 20 лет в 1,5 раза уменьшилось число «зрелых» и «среднезрелых» детей по готовности к обучению (Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Афанасенкова Н.В., 2000). Так, по данным С.В. Хрущёва (1994), уже в 1994 году у 50% детей школьного возраста отмечались отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 30% детей имели нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, около 70% детей страдали от гиподинамии. Положение на сегодняшний день только ухудшилось.
Актуальность проблемы физического воспитания детей с различными отклонениями в состоянии здоровья в настоящее время несомненна. Школьникам, перенесшим какие-либо заболевания или часто и длительно болеющим, особенно необходима двигательная активность, благотворно влияющая на ослабленный организм. А их зачастую просто освобождают от занятий физической культурой. Такие дети, относящиеся по медицинским показателям к специальной медицинской группе (СМГ), должны заниматься по специальным программам, методикам, учитывающим состояние здоровья, уровень физической подготовленности, функционального состояния организма, специфику заболеваний, медико-педагогические противопоказания и рекомендации по содержанию занятий.
Интерес специалистов к проблеме физкультурного образования детей с ослабленным здоровьем в последние годы существенно возрос.
Практика показывает, что научно-методическое обеспечение работы с данной категорией учащихся существенно отстает от требований времени и остро нуждается в серьезной методологической организационной и практической реорганизации. Многие учителя общеобразовательных учреждений, не владея в достаточным уровнем знаний, проявляют профессионально необоснованную пассивность в этом вопросе. Это существенным образом отражается на уровне здоровья ослабленных школьников.
Объект исследования: процесс физического воспитания школьников в специальных медицинских группах
Предмет исследования: особенности проведения занятий школьников в специальных медицинских группах
Цель исследования: Изучить особенности проведения занятий с учащимися специальных медицинских группах
Задачи исследования:
1) Изучить теоретические аспекты по теме адаптивное физическое воспитание;
2) Рассмотреть методы исследования индивидуальных особенностей детей в процессе физического воспитания;
3) Дать характеристику учащимся специальной медицинской группы;
4) Изучить содержание и организационно-методические особенности построения урока физической культуры с обучающимися специальной медицинской группы
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Сущность и понятие адаптивного физического воспитания
адаптивная физическая культура (АФК) – это вид (область) физической культуры человека с ограниченными возможностями здоровья, включая инвалида, и общества. [2].
Целью адаптивной физической культуры является развитие двигательных, физических и интеллектуальных способностей, коррекция и компенсация нарушенных функций, укрепление здоровья и социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями через занятия физической культурой и спортом.
Исследователи выделяют четыре группы функций адаптивной физической культуры: реабилитационные, педагогические, социальные, функции физического воспитания и спорта [7].
Адаптивное физическое воспитание является базовым видом адаптивной физической культуры.
Адаптивное физическое воспитание – это педагогически управляемый процесс, имеющий коррекционный и компенсирующий характер, организованный с учетом особенностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья и обеспечивающий условия для их психо - физического развития и социальной адаптации.
Методы и средства адаптивного физического воспитания существенно отличаются от занятий спортом со здоровыми детьми. Безусловно, людям с нарушениями психического или физического развития требуется особое отношение со стороны преподавателя, четкое понимание специфики своего обучения. Несмотря на то, что у детей есть отклонения в каждой области (умственная отсталость, нарушение слуха или зрения, церебральный паралич и т. д.), им необходимо стать полноправными членами общества [6]. Адаптивный спорт в системе физического воспитания помогает эффективно интегрироваться в общество, без страха ориентироваться в нем, понимать его возможности и уметь преодолевать трудности, которые, несомненно, возникают.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Антропова М.В. Образование и здоровье школьников: Метод. реком. для работников системы образования. М.Педагогика, 2014.
3Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова. - М.: Владос, 2014. -400c.
4 Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисова. - М.: Владос-Пресс, 2017. - 28 c.
5.Балашова, В. Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре / В.Ф. Балашова. - М.: Физическая культура, 2013. – 248с
6.Варфоломеева, З. С. Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре: учебное пособие: моногр. / З.С. Варфоломеева. - М.: Флинта, 2015. - 47 c.
7.Велитченко В.К. Организация занятий с детьми спецмед группы. - М.: Медицина, 2012.
8.Евсеев, Сергей Петрович Адаптивная физическая культура в практике работы / Евсеев Сергей Петрович. - М.: Советский спорт, 2014. - 990 c.
9.Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина / В.А. Епифанов. - М.: Медицина, 2015. - 304 c.
10.Кастюнин, С. А. Краткий энциклопедический словарь. Адаптивная физическая культура / С.А. Кастюнин. - М.: Флинта, 2017. - 210 c.
11.Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии / Н.Л. Литош. - М.: СпортАкадемПресс, 2015. - 140 c.
12.Потапчук, А.А. Лечебная физическая культура в детском возрасте / А.А. Потапчук. - М.: Речь, 2014. - 254 c.
13. Семеновой, О. Н. Гигиена физической культуры и спорта / Под редакцией В.А. Маргазина, О.Н. Семеновой. - М.: СпецЛит, 2016. - 192 c.
14.Хрипкова А.Г. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова. - М.: Педагогика, 2013.
15.Чудная Р.В. Адаптивное физическое воспитание. - Киев, 2014.