Фрагмент для ознакомления
2
стратегии. Этот регион из-за его особого геостратегического положения — расположенного в самом сердце Евразии, на заднем дворе России, Ближнего Востока, Южной Азии и Китая — и его ядерной важности ситуация стала меняться с 1994-1995 годов, когда первая война в Чечне продемонстрировала слабость российской армии. Помимо отказа от притязаний России на монополию над энергетическими ресурсами региона, Соединенные Штаты также осознали, что как ведущая военная держава мира они не могут полностью игнорировать Азию, занимающую центральное место в их общей стратегии. Этот регион из-за его особого геостратегического положения — расположенного в самом сердце Евразии, на заднем дворе России, Ближнего Востока, Южной Азии и Китая — и его ядерной важности Соединенные Штаты также осознали, что как ведущая военная держава мира они не могут полностью игнорировать Центральную Азию в своей глобальной стратегии. Этот регион из-за его особого геостратегического положения — расположенного в самом сердце Евразии, на заднем дворе России, Ближнего Востока, Южной Азии и Китая — и его ядерной важности Соединенные Штаты также осознали, что как ведущая военная держава мира они не могут полностью игнорировать Центральную Азию в своей глобальной стратегии. Этот регион из-за его особого геостратегического положения — расположенного в самом сердце Евразии, на заднем дворе России, Ближнего Востока, Южной Азии и Китая — и его ядерной важности238 интересовал Вашингтон задолго до событий 11 сентября 2001 года. Судя по всему, четыре фактора побудили США ввязаться в него и попытаться уравновесить влияние Москвы: углеводородные ресурсы Каспия (которые, однако, были переоценены); ухудшение отношений с Россией; нестабильность последнего, а также укрепление связей между Вашингтоном и Анкарой 239. Еще в 1994 году США также обеспокоились российскими маневрами в странах Каспийской зоны, особенно на Кавказе. По этой причине они рассматривали возможность разрыва тет-а-тет между Москвой и этими государствами, поощряя их к диверсификации своих внешних отношений. Еще одним направлением, выбранным Вашингтоном для достижения этой цели, стало содействие развитию военного сотрудничества с республиками Центральной Азии. Например, новым государствам Центральной Азии после принятия в ОБСЕ и Совет североатлантического сотрудничества (ССАС) в январе 1994 г. была предложена возможность присоединиться к программе «Партнерство ради мира». В феврале 1995 г. Вашингтон также принял решение поддержать строительство трубопровода для открытия производства от Каспия до Турции, трубопровода, который не будет проходить через российскую территорию. Целью было, конечно, уменьшить монополию Москвы на экспорт углеводородов с Каспия, поддержать независимость новых государств за счет укрепления их экономического потенциала, усилить региональную роль Турции и, наконец, защитить интересы американских компаний, уже участие в разработке энергетических ресурсов в регионе.
Политика, разработанная Вашингтоном, была резюмирована в шести пунктах в речи, произнесенной в октябре 1996 года по случаю открытия Института Центральной Азии Школы перспективных международных исследований Джона Хопкинса Джеймсом Ф. Коллинзом, советником Государственного департамента по особым поручениям. Новые независимые государства получат:
• Поддержка независимости, суверенитета и безопасности каждого государства Центральной Азии;
• Помощь в создании рыночной экономики и демократического правления;
• Поддержка интеграции этих государств в мировое сообщество и международные финансовые институты, а также их участие в евроатлантическом диалоге по безопасности;
• Поощрение государств Центральной Азии к установлению мирных отношений со своими соседями с целью создания условий для более тесного сотрудничества между ними и содействия разрешению локальных конфликтов;
• Вклад в предотвращение распространения оружия массового поражения, в борьбу с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и ухудшением состояния окружающей среды; поддержка американских коммерческих интересов и политики глобальной диверсификации энергоресурсов
Что касается европейской политики в Центральной Азии, то ее можно анализировать глобально и двусторонне, то есть на уровне Европейского союза (ЕС) и в рамках отношений между государствами. Европейский Союз присутствует в Центральной Азии. Она имеет геополитические и экономические интересы как потенциальный потребитель энергетических продуктов и поставщик инвестиционного капитала, услуг и оборудования. Его политика направлена на сохранение стабильности в регионе путем создания представительных демократических институтов, а также снижения риска конфликтов и дальнейшего продвижения экономических реформ. Для стран региона, производителей энергии и сырья, Европейский Союз в настоящее время является единственным крупным рынком за пределами СНГ. Взаимодополняемость экономик стран-членов Союза и республик Центральной Азии, безусловно, является преимуществом для развития двусторонней торговли. Таким образом, государства-члены Союза являются первоклассными поставщиками капитала, ноу-хау, товаров, услуг и технологий, необходимых для развития ресурсов новых государств Центральной Азии.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. История Казахстана (с древнейших времен и до наших дней). В пяти томах, Том 3. - Алматы: «Атамура», 2001. - 586 с.
2. Халфин Н.А. Россия и ханства Средней Азии. - Москва: Наука, 1974. - 408 с.
3. Российский государственный военно-исторический архив. Ф.165. Оп.1. Д.1741. Л.46.
4. История дипломатии. В пяти томах. Том 2. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1963. - 820 с.
5. Венюков М.И. Международные вопросы в Азии // Русский вестник, 1877. № 6. С. 467-498.
6. Львов И. Завоевание Туркестана // Русский вестник. 1868. № 7. С.152-178.
7. Исхаков Ф. Национальная политика царизма в Тур-кестане (1867-1917 гг.). Ташкент: Агт-Яех, 2009. - 135 с.
8. Andre Gunder Frank, The Centrality of Central Asia, (Amsterdam, 1992).
9. Akchura Yusuf "Three types of politics" in Paksoy H. B. (ed.) 1994. Central Asia Reader. The Rediscovery of History. London.
10. Brower Д. Turkestan and the Fate of the Russian Empire. - 210 p.
11. Morisson A. Russian Rule in Samarkand 1868 - 1910. A Comparison with British India. - Oxford: University Press. 2008. - 364 p.