Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования: Тема общеевропейского процесса интеграции привлекала и привлекает к себе значительное внимание исследователей. Сейчас этот процесс достиг такого уровня, что с полным основанием можно говорить, что Европа превращается в единую политическую и социально-экономическую систему. Конец холодной войны пришелся на серию событий с 1979 по 1991 год, главным образом в Восточной Европе. В конце концов, это привело к падению « железного занавеса» , воссоединению Германии и прекращению советского контроля над их восточноевропейскими сателлитами и всемирной сетью коммунистических партий в дружественной цепной реакции после Панъевропейского пикника 1989 года. Финал привел к разделению Советского Союза на 15 некоммунистических государств в 1991 году. Итальянский историк Федерико Ромеро сообщает, что наблюдатели в то время подчеркивали следующее:
Исчезло системное и идеологическое противостояние капитализма и коммунизма. Геополитического раздела Европы больше не было. Ядерное сдерживание трансформировалось в менее вооруженную, почти гипотетическую версию того, что было раньше. Соперничество сверхдержав быстро прекратилось, что привело к каскадным эффектам в различных регионах мира.
После окончания холодной войны Европейское экономическое сообщество выступило за более тесную интеграцию, сотрудничество во внешних и внутренних делах и начало увеличивать свое членство в нейтральных и бывших коммунистических странах. В 1993 году в соответствии с Маастрихтским договором был учрежден Европейский Союз , ставший преемником ЕЭС и способствующий политическому сотрудничеству. Нейтральные страны - Австрия, Финляндия и Швеция - присоединились к ЕС, а те, которые не присоединились, были связаны с экономическим рынком ЕС через Европейское экономическое пространство . Эти страны также подписали Шенгенское соглашение, которое сняло пограничный контроль между государствами-членами
Объектом исследования является региональная политика Европейского Союза на примере Италии.
Предмет исследования – основные тенденции и итоги реализации региональной политики ЕС в отношении Италии.
Цель в работы: изучение и анализ особенностей Италии и опыта региональной политики
ЕС в её отношении.
В соответствии с поставленной целью определенны с ледующие задачи:
Рассмотреть этапы исторического развития и тенденции формирования единой региональной политики ЕС как политической системы;
выделить политические и социально-экономические диспропорции в регионах стран Евросоюза в конце 1980-х по 2021 год;
проследить динамику осуществления «политики сплочения»;
изучить исторический этап вступления стран второго и третьего
расширений и их особенности.
Глава 1. Регионализм в Западной Европе
1.1.Этапы и тенденции исторического процесса формирования Западной Европы
Соединенные Штаты выделили около 20 миллиардов долларов в виде грантов по плану Маршалла и других грантов и долгосрочных займов под низкий процент в Западную Европу с 1945 по 1951 год. Историк Майкл Дж. Хоган утверждает, что американская помощь имела решающее значение для стабилизации экономики и политики Запада. Европа. Он привел к современному менеджменту, который резко повысил производительность, и стимулировал сотрудничество между рабочими и менеджментом, а также между странами-членами. Противостояли местным коммунистическим партиям, они потеряли престиж, влияние и роль в правительстве. В стратегическом плане, говорит Хоган, план Маршалла укрепил Запад против возможности коммунистического вторжения или политического переворота. Тем не менее, роль плана Маршалла в быстром восстановлении обсуждалась. Большинство отвергают идею о том, что он только чудесным образом возродил Европу, поскольку факты показывают, что общее восстановление уже началось благодаря другим программам помощи из Соединенных Штатов. Историки экономики Брэдфорд Де Лонг и Барри Эйхенгрин пришли к выводу, что это была «Самая успешная в истории программа структурной перестройки». Они заявляют:
Он не был достаточно большим, чтобы значительно ускорить восстановление за счет финансирования инвестиций, помощи в восстановлении поврежденной инфраструктуры или устранения узких мест в сфере сырьевых товаров. Однако утверждаем, что план Маршалла действительно сыграл важную роль в создании условий для быстрого роста Западной Европы после Второй мировой войны. Условия, связанные с помощью по плану Маршалла, подтолкнули европейскую политическую экономию в том направлении, которое оставило после Второй мировой войны «смешанную экономику» с большим количеством «рынка» и меньшим количеством «контроля».
Советский Союз сосредоточился на собственном выздоровлении. Он захватил и передал большинство промышленных предприятий Германии и взыскал репарации с Восточной Германии, Венгрии, Румынии и Болгарии, используя совместные предприятия, в которых доминировал Советский Союз. Он использовал торговые соглашения, преднамеренно разработанные в пользу Советского Союза. Москва контролировала коммунистические партии, правившие государствами-сателлитами, и они выполняли приказы Кремля. Историк Марк Крамер заключает:
Чистый отток ресурсов из Восточной Европы в Советский Союз в первое десятилетие после Второй мировой войны составил примерно от 15 до 20 миллиардов долларов, что примерно равно общей помощи, предоставленной Соединенными Штатами Западной Европе в соответствии с планом Маршалла.
Западная Европа начала экономическую, а затем политическую интеграцию с целью объединения региона и его защиты. Этот процесс включал такие организации, как Европейское сообщество угля и стали , которое выросло и превратилось в Европейский Союз , и Совет Европы.
Европейский союз ( ЕС ) является политическим и экономическим объединением 27 государств - членов , которые расположены в основном в Европе. Его члены имеют общую площадь 4 233 255,3 км 2 (1 634 469,0 квадратных миль) и предполагаемую общую численность населения около 447 миллионов человек. ЕС разработал единый внутренний рынок через стандартизированную систему законов, которые применяются во всех государствах-членах в тех вопросах, и только в тех вопросах, где члены согласились действовать как единое целое. Политика ЕС направлена на обеспечение свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала на внутреннем рынке; принимать законы в области юстиции и внутренних дел; и поддерживать общую политику в области торговли, сельского хозяйства , рыболовства и регионального развития. Паспортный контроль был отменен для поездок в Шенгенскую зону. Валютный союз был создан в 1999 г. и вступил в полную силу в 2002 г. и состоит из 19 стран-членов ЕС, которые используют валюту евро. ЕС часто описывают как политическое образование sui generis (без прецедентов и сравнений).
ЕС и европейское гражданство были установлены, когда Маастрихтский договор вступил в силу в 1993 году. ЕС ведет свое происхождение от Европейского сообщества угля и стали (ЕОУС) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), учрежденных, соответственно, Европейским союзом угля и стали. Парижский договор 1951 года и Римский договор 1957 года . Первоначальными членами того, что впоследствии стало называться Европейскими сообществами, была « внутренняя шестерка» : Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды и Западная Германия . Сообщества и их преемники выросли в размерах за счет присоединения новых государств-членов.и у власти за счет добавления областей политики к их компетенции. Соединенное Королевство стало первым государством- членом, вышедшим из ЕС 31 января 2020 года. До этого три территории государств-членов покинули ЕС или его предшественников. Последняя крупная поправка к конституционной основе ЕС - Лиссабонский договор - вступила в силу в 2009 году.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ларина Н. И. Региональная политика в странах рыночной экономики: учеб. пособие / Н. И. Ларина, А. А. Кисельников; НГАЭ и У. — М.: ОАО Экономика. 2009. — 172 с.
2. Дунаев А. Г. Конкурентоспособность национальной экономики и необходимость развития элементов национальных инновационных систем / А. Г. Дунаев // Промышленная политика и административная реформа: сб. докл. на казахстанско-российском семинаре. — 2013. — С. 156.
3. Гаврилов А. И. Региональная экономика и управление: учеб. пособие для вузов / А. И. Гаврилов. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 239 с. Гутник В. Модернизация экономической политики в странах Западной Европы //Проблемы теории и практики управления. — 2013. — № 3. — С.26.
4. Гранберг А.Г. Результаты экономических реформ в постсоциалистических странах //Проблемы теории и практики управления. — 2013. — № 3. — С.10-17.
5. Швецов А. Н. Государственная региональная политика: хронические проблемы и актуальные задачи системной модернизации // Российский экономический журнал. — 2007. — № 11-12. — С. 20-61.
6. Швецов А. Н. Концептуальные особенности, институты и инструменты новой региональной политики Евросоюза //Российский экономический журнал. — 2008. — № 1-2. — С. 91-94.
7. Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования — М., 2005. — 304 с. Гаджиев Г.Н. Развитие регионов в западных странах. // Региональная экономика: теория и практика — 2014. — № 1. — С. 28-31
8. Ли, В. Д. Международный опыт разработки моделей регионального устойчивого развития / В. Д. Ли, Султан Манасулы Акыжанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 5 (109). — С. 360-364.