Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Главной задачей любого предприятия на рынке растущей конкуренции является наиболее эффективная организация труда своих сотрудников.
Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что разработка системы оценки, а затем мотивации и стимулирования персонала предприятия являются одним из главных направление и эффективным методом обеспечения оптимального использования трудовых ресурсов на предприятии и достижением им лучших экономических показателей своей хозяйственной деятельности.
Стимулирование персонала можно представить как комплекс мер, которые удовлетворяют материальные и нематериальные потребности работника с целью извлечения наибольшей выгоды из его трудового процесса. Также стимулирование имеет отношение и к социальным задачам и ответственности предприятия по развитию трудового и личностного потенциала своих работников.
Таким образом, объектом данной работы являются процесс по оценке и стимулированию труда персонала компании.
Цель исследования заключается в комплексном анализе вопросов, связанных с эффективным стимулированием персонала на предприятии.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
определить сущность и роль стимулирования персонала в компании,
перечислить основные инструменты и цели стимулирования.
Работа состоит из двух частей. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты трудовой мотивации персонала, основные теории, методы и подходы мотивации трудовой деятельности. Во второй части анализируется понятие стимулирования труда в разных статьях.
Для раскрытия данной темы были использованы труды ученых в области трудовой стимуляции людей (Маслоу, Герцберг), различные современные исследования проблем, связанных с материальным и нематериальным стимулированием, электронные публикации, сайты и порталы, посвященные проблемам организации труда на современных предприятиях.
1. Теоретические аспекты стимулирования трудовой деятельности и поведения в организации
Стимулирование труда работника представляет собой комплексный процесс по побуждению и увеличению мотивации работника, проводимому руководством компании во время анализа трудовых ситуаций и эффективности работников [2, c.41]. Таким образом, стимулирование в первую очередь направлено на изменение модели поведения и отношения к труду каждого работника.
Главной целью стимулирования труда сотрудников организации является повышение их трудовой мотивации, т.е. заинтересованности своим трудом, которая влияет на показатели производительности труда и экономические результаты деятельности предприятия.
Рисунок 1 - Основные параметры эффективности труда работников организации [13, c.99]
Стимулирование персонала можно представить как комплекс мер, которые удовлетворяют материальные и нематериальные потребности работника с целью извлечения наибольшей выгоды из его трудового процесса. Также стимулирование имеет отношение и к социальным задачам и ответственности предприятия по развитию трудового и личностного потенциала своих работников.
Чтобы раскрыть экономическую важность организации системы стимулирования труда работников, рассмотрим типичные проблемы, которые имеют место быть на предприятиях, где существует низкая мотивация труда.
Таблица 1 - Основные проблемы неэффективной системы мотивации труда на предприятии [16, c.125-126]
Проблемы Признаки Отражения в организационном процессе
Высокая текучесть кадров Низкие заработные платы, неудовлетворенность трудом Усиление психологических конфликтов
Некачественный труд, низкая дисциплина Отсутствие карьерных перспектив Отсутствие механизмов повышения квалификации
Отсутствие условий для реализации потенциала Низкий профессионализм сотрудников Отсутствие программ по трудовому развитию в компании
Продолжение Таблицы 1
Слабая связь между результатом труда и его поощрением Неэффективность методов нормативного описания труда Низкое стремление персонала к повышению своей квалификации
Низкая исполнительная дисциплина Проблемы в кооперации труда Плохая организация труда, фиксирование норм материального стимулирования
Таким образом, разработка системы мотивации и стимулирования персонала предприятия являются одним из главных направление и эффективным методом обеспечения оптимального использования трудовых ресурсов на предприятии.
Стимулирование персонала включает в себя также систему применения руководством по отношению к трудовому персоналу различных стимулов, которые могли бы воздействовать на рост его усилий, стараний, целеустремленности в работе и решении задач, стоящих перед предприятием.
Стимулами в данном случае выступают любые блага (или потребности работника), получение которых предполагает совершение им трудовой деятельности, т.е. материальные и нематериальные блага могут формировать мотивы труда у сотрудников компании.
Таким образом, процессы стимулирования труда персонала представляют собой выбор руководителем способов вознаграждения работника за его участие в производстве товаров или услуг предприятия или реализации его важных стратегических целей, который основан на сопоставлении эффективности трудовых процессов и требований предприятия к труду.
Выбор методов стимулирования зависит от политики компании в области управления персоналом и могут осуществляться в формах материального и нематериального стимулирования.
Материальное стимулирование может осуществляться в денежной и неденежной формах и касаться удовлетворения материальных потребностей работника (например, повышение заработной платы, выплаты премий, предоставление льгот, компенсация некоторых расходов рабочего) [5, c.73].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алтухов С.И. Организация и мотивация как функции управления. – Новосибирск: СГГА, 2018. – 602 с.
2. Баженов С.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности// Науковедение. - №4. – с.1-11
3. Барышева А. Мотивация. – СПб.: Питер, 2016. – 208 с.
4. Беленькая В.И. Система мотивации сотрудников в организации: теоретический аспект//СУГУ. – 2020. – с.1-6
5. Бергер Д. Энциклопедия систем мотивации: подходы, методы, рекомендации. – М.: АББ, 2019. – 761 с.
6. Васильева О.Н. Модели и методы материального симулирования. – М.: Ленанд, 2016. – 288 с.
7. Ветлужских Е. Мотивация и оплата труда: инструменты, методики, практика. – М.: Альпина Букс, 2017. – 233 с.
8. Вишнякова М.И. Мотивация и стимулирование персонала как важный фактор успеха предприятия в современной российской экономике//МГУ. – 2019. – с.1-7
9. Иванова С. 50 советов по нематериальной стимуляции. – СПб.: Дело, 2015. – 142 с.
10. Ильин, И. Нематериальное стимулирование труда как инструмент управления персоналом. – М.: Фербер, 2019. – 246 с.
11. Каверин, С.Б. Мотивация труда. — М.: Институт психологии РАН, 2015. — 224 с.
12. Когдин, А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом. - М.: Изд-во Вершина, 2018. — 272 с.
13. Колесников О. Нематериальное стимулирование: зачем оно нужно. Доступ через http://www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=75384
14. Колесников Д.И. Мотивация персонала в современной организации// СФУ. – 2020. – с.42-35
15. Ключевский А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала// Синергия. – 2020. – с.2-4
16. Лобановой Т.Н. Мотивационные стратегии в управлении персоналом. – Вопросы государственного и муниципального управления. - №1. – с.179-200
17. Маслоу, А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 2017. — 478 с.
18. Минченко Л.В. Особенности мотивации персонала на промышленных предприятиях//НИУ ИТМО. -№1. – с.3-8
19. Митрофанова И.В. Мотивация и стимулирование труда: эволюция концептуально-методологических подходов//Экономика и менеджцент национальной экономики. - №9. – 2019. – с.436-451
20. Оганесян, И.А. Управление персоналом организации. — М.: Аламфея, 2018. – 511 с.
21. Петоченко Т.М. Стимулирование труда как гарантия эффективности использования трудовых ресурсов//ИПИ. – 2017. – с.1-7
22. Петренко Е.П., Хрипкова Т.П., Сентябова Т.А. Материальное стимулирование — ключевой фактор управления мотивацией // Клиническая лабораторная диагностика. – 2017, № 9. - С. 22-23
23. Рассадин, В.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала / Труд и социальные отношения. – 2018, № 3. - С. 53-59.
24. Рутицкая В. Система нематериального стимулирования персонала. Доступ через http://hr-portal.ru/article/sistema-nematerialnogo-stimulirovaniya-personala
25. Трапицына С.Ю. Мотивация персонала в современной организации. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2016. – 240 с.
26. Тюрина К.А. Сравнительный анализ российского и зарубежного подходов к мотивации труда//Вектор экономики. – 2020. – с.5-10
27. Уткин, Э. А. Основы мотивационного менеджмента. — М.: ЭКМОС, 2018. — 352 с.
28. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. – М.: Инфра-М, 2019. – 226 с.
29. Институт менеджмента, инноваций и бизнес-анализа [Электронный ресурс]. Доступ через http://www.refa.de/home
30. Все об организации труда в компании [Электронный ресурс]. Доступ через http://www.jobgrade.ru/
31. Аналитический центр по труду [Электронный ресурс]. Доступ через http://eactt.ru/
32. НИИ труда [Электронный ресурс]. Доступ через http://www.niitruda.ru/
33. Международная организация труда [Электронный ресурс]. Доступ через http://www.ilo.org