Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время ведущие специалисты страны в области физической культуры и спорта говорят об актуальной проблеме повышения физической активности населения любого возраста, социального положения и различных профессий. Каждый год при анализе статистики продолжительности жизни у граждан Российской Федерации, уровня физической подготовленности и трудоспособности выявляются более низкие показатели по сравнению с предыдущим годом.
Подрастающее поколение, а именно школьники и студенты, зачастую испытывают дефицит двигательной активности. Следовательно, данная категория населения не обеспечена полноценным физическим развитием и укреплением здоровья. Оставшаяся часть населения также не всегда готова к активному образу жизни, регулярным занятиям спортом и физической культурой.
Малоактивный образ жизни, а в последствии и ухудшение здоровья могут повлиять на качество и продолжительность жизни граждан. Единый критерий для оценки физической подготовленности населения – Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» безусловно предназначен для увеличения числа граждан, активно занимающихся физической культурой и спортом, а также для повышения показателей физической подготовленности населения всей страны в целом.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» берет свое начало еще в 30 годах двадцатого века, когда юный комсомол выступил инициатором создания Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне». Газета «Комсомольская правда» 24 мая 1930 года напечатала его обращение, где он предлагал установить всесоюзные испытания на право получения значка «Готов к труду и обороне», а также ввести единый критерий для оценивания физической подготовленности молодого поколения. Общество заинтересовала новая инициатива комсомола, и Всесоюзным советом физической культуры было поручено разработать проект комплекса ГТО, который 11 марта 1931 года был утвержден.
Основной целью Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» стало повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечении преемственности в осуществлении физического воспитания населения.
Необходимо отметить, что новый комплекс ГТО сохранил свое название. Это явно свидетельствует о том, что страна намерена укрепить свои позиции в спорте на мировой арене.
Новый комплекс охватывает население от 6 до 70 лет и старше и содержит 11 ступеней. Если сравнить с советским вариантом, то в новом явно выделяются структурные изменения.
Испытания делятся на обаятельные и по выбору. С каждый годом все больше предлагается дополнительно включить испытания по наиболее популярным видам спорта среди молодого поколения. Наличие значка ГТО учитывается при поступлении в вузы, где каждый значкист получает дополнительные баллы на вступительных испытаниях.
В настоявшее время комплекс помогает определить тот перечень необходимых знаний, умений и навыков для каждого человека, который необходим ему для ведения здорового образа жизни и занятию спортом.
Цель исследования: изучение всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» как инструмент повышения эффективности физического воспитания обучающихся 7-8 классов.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Дать общую характеристику ГТО;
• Охарактеризовать виды подготовки и виды спорта, входящих в комплекс ГТО;
• Провести анализ школьной программы по физической культуре;
• Охарактеризовать средства и методы подготовки обучающихся к сдаче нормативов комплекса ГТО.
Объект исследования: методика физического воспитания школьников.
Предмет исследования: ГТО в процессе физического воситания.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. ГТО общая характеристика ступени
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» берет свое начало еще в 30 годах двадцатого века, когда юный комсомол выступил инициатором создания Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне». Газета «Комсомольская правда» 24 мая 1930 года напечатала его обращение, где он предлагал установить всесоюзные испытания на право получения значка «Готов к труду и обороне», а также ввести единый критерий для оценивания физической подготовленности молодого поколения. Общество заинтересовала новая инициатива комсомола, и Всесоюзным советом физической культуры было поручено разработать проект комплекса ГТО, который 11 марта 1931 года был утвержден.
ГТО стал «своего рода физкультурным орденом», как называл его К. Е. Ворошилов. Его целью было «дальнейшее повышение уровня физического воспитания и мобилизационной готовности советского народа, в первую очередь молодого поколения…». Первый комплекс ГТО представлял из себя всего лишь одну ступень и предполагал выполнение 21 испытания: 6 теоретических и 15 практических. К данным испытаниям допускались мужчины не моложе 18 лет и женщины не моложе 17 лет. Каждый кандидат на получение значка «Готов к труду и обороне» должен был иметь удовлетворительное состояние здоровья, которое определял врач . Теоретические испытания представляли из себя проверку знаний по военной тематике, а также истории физкультурных достижений и оказанию первой помощи.
Сдать нормативы ГТО, а тем более получить значок, стало очень достойным достижением для каждого. Испытания проходили и в городах, и в деревнях, и даже на различных предприятиях. Уже к концу 1931 года насчитывалось 24 тысячи значкистов (так называли тех, кто получил значки за выполнение норм ГТО). Молодежь, сдавшая все испытания на высокие результаты и в последствии награжденная значком, имела льготы для поступления в учебные заведения. Со временем соревнования Чемпионов комплекса ГТО по отдельным его видам получили популярность не меньшую, чем, например, Спартакиады по футболу.
Популярность комплекса ГТО росла с каждым годом и уже в 1934 году в стране насчитывалось около 5 миллионов физкультурников, большая часть из которых заслуженно носила значок ГТО. Этот факт также нашел свое отражение и в одном из литературных произведений С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», где пожарные, милиция и фотографы разыскивают двадцатилетнего парня, спасшего из огня девочки. Из его примет было только известно – «среднего роста, плечистый и крепкий, ходит он в белой футболке и кепке. Знак «ГТО» на груди у него. Больше не знаю о нем ничего».
В ходе своего развития нормативы зачастую изменялись, дополнялись, и в целом тщательно обсуждались работниками физического воспитания. Даже во время Великой Отечественной войны комплекс ГТО стал одним из важнейших способов массовой военно-физической подготовки, и прошел суровую проверку этого времени.
В послевоенные годы комплекс ГТО продолжал выполнять свою главную задачу – дальнейшее развитие фискального движения. Во многом он требовал совершенствования и уже к 1955 году был значительно изменен. Существенно изменились возрастные группы Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития и требования к участникам. Но время шло и с годами ряд положений комплекса ГТО переставал соответствовать тем требованиям, которые предъявлялись в области физического воспитания в целом в стране. Необходимость изменения всего комплекса постоянно давала о себе знать.
Новый, введенный в 1972 году, комплекс ГТО улучшил физкультурно-спортивную ситуацию по всем стране. Он позволил охватить население в возрасте от 10 до 60 лет и имел 5 возрастных ступеней, для каждой из которых были свои характерные особенности. Существенные изменения вносились и в 1985 году, когда была изменена структура и большая часть испытаний комплекса ГТО.
С распадом Советского Союза в 1991 году комплекс ГТО фактически перестал существовать, что повлекло за собой большая пропасть в физической активности граждан. Сдача нормативов прекратилась, комплекс ГТО был полностью исключён из всех учебных программ.
Важно отметить, что юридически комплекс ГТО упразднен не был.
В начале 2000 годов, на волне воодушевления от различных спортивных побед, руководство страны, а также руководство различных регионов выступили с инициативой возрождения комплекса ГТО в современном формате. Итогом плодотворной работы различных организаций стал Указ президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года №172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)», и уже с 1 сентября 2014 года комплекс вводился в действие .
Основной целью Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» стало повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечении преемственности в осуществлении физического воспитания населения.
Внедрение комплекса преследует следующие цели и задачи:
1. повышение эффективности использования возможностей̆ физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения;
2. увеличение числа граждан , систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации;
3. повышение уровня физической подготовленности и продолжительности жизни граждан Российской Федерации;
4. формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового образа жизни;
5. повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий;
6. модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение различными возрастными группами (от 6 до 70 лет и старше) населения Российской Федерации (далее — возрастные группы) установленных нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса по 3 уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса и основывается на следующих принципах:
1. добровольность и доступность;
2. оздоровительная и личностно ориентированная направленность;
3. обязательность медицинского контроля;
4. учет региональных особенностей и национальных традиций.
Современный Комплекс ГТО состоит из 11 ступеней в соответствии с возрастными группами населения от 6 до 70 лет и старше:
I. СТУПЕНЬ — возрастная группа от 6 до 8 лет
II. СТУПЕНЬ — возрастная группа от 9 до 10 лет
III. СТУПЕНЬ — возрастная группа от 11 до 12 лет
IV. СТУПЕНЬ — возрастная группа от 13 до 15 лет
V. СТУПЕНЬ — возрастная группа от 16 до 17 лет
VI. СТУПЕНЬ — возрастная группа от 18 до 29 лет
VII. СТУПЕНЬ — возрастная группа от 30 до 39 лет
VIII. СТУПЕНЬ — возрастная группа от 40 до 49 лет
IX. СТУПЕНЬ — возрастная группа от 50 до 59 лет
X. СТУПЕНЬ — возрастная группа от 60 до 69 лет
XI. СТУПЕНЬ — возрастная группа от 70 лет и старше.
Нормативы разделены по степени сложности на 3 типа, соответствующие золотому, серебряному и бронзовому знаку. Деление нормативов на 3 типа по сложности и 11 ступеней по возрасту с подразделением на возрастные этапы и по половому признаку, возможность выбора тестов и их многовариантность, право субъектов РФ вносить в рекомендуемые на федеральном уровне тесты два других вида, соответствующих национальным и региональным традициям, дают возможность произвести индивидуальный подбор программы ГТО для каждого тестируемого с учетом его физиологических особенностей.
Первые 2 ступени предназначены для мальчиков и девочек дошкольного и младшего школьного возраста, т.е. охватывают категории первого и второго детства.
I ступень включает нормативы ГТО для мальчиков и девочек 6-8 лет трех степеней сложности (бронзовый, серебряный и золотой знак), т.е. она охватывает детей дошкольного возраста и школьников 1-2 классов и учитывает факторы их акселерации или ретардации. Из 9 тестов 6 обязательных и 3 по выбору, из них 3 многовариантных. Для получения бронзового, серебряного или золотого знака ГТО дети (мальчики и девочки) должны выполнить нормативы соответственно 4-х, 5-и или 6-и тестов, при этом выполненные нормативы должны содержать тесты на силу (подтягивание на перекладине, выжимание из положения лежа на полу, прыжок в длину), быстроту (бег на 30 м, челночный бег 3х10 м, бег на лыжах с фиксированием нормативного времени), гибкость (наклоны вперед) и выносливость (смешанное передвижение на 1 км, бег на лыжах на 2 км, кросс на 1 км). Учитывая, что упражнения в детском возрасте должны быть разнообразными и игровыми, в I ступень включены тесты на попадание в цель теннисного мяча, плавание без учета времени. Недельный двигательный режим рекомендуется всего 10 часов, т.к. в этот возрастной период больше энергии, чем в другие периоды, затрачивается на процессы роста. Появляются различия между гимнастическим снарядом для мальчиков и девочек (высокая перекладина для мальчиков, низкая для девочек), т.к. начинает сказываться разница в их росте.
II ступень рекомендуется мальчикам и девочкам 9-10 лет (школьникам 3-4 класса). В этой ступени дети (мальчики и девочки) для сдачи нормативов бронзового, серебряного или золотого знака должны из 9 предлагаемых тестов выполнить соответственно 5, 6 или 7 тестов. Тесты для возрастной категории второго детства отличаются большей интенсивностью, увеличиваются дистанции бега, плавания, длина прыжков, сокращается нормативное время выполнения тестов, увеличивается количество обязательных для выполнения тестов и на 2 часа количество часов рекомендованного двигательного режима в неделю. В упражнения на силу добавляется прыжок в длину с разбега, усложняется игровое упражнение (теннисный мяч заменяется мячом весом 150 г, который необходимо метнуть на нормативное расстояние).
Переходный этап от детского к подростковому возрасту, который наступает у девочек в 11 лет, а у мальчиков в 12 лет фиксирует III ступень ГТО, рекомендованная для мальчиков и девочек 11-12 лет (школьников 5-6 классов). На этой ступени сохраняется игровое упражнение (метание мяча), к которому добавляется туристский поход, и продолжается наращивание интенсивности тестов и продолжительности рекомендованного двигательного режима, т.к. еще меньше энергии затрачивается на процессы роста, но сохраняется на уровне II ступени количество тестов, которые необходимо выполнить для получения бронзового, серебряного и золотого знака. На этой ступени появляются тесты на стрельбу, т.е. уделяется внимание началу подготовки не только к труду, но и к обороне.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анисимова А.Н., Бегун И.С., Методические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня общеобразовательных организаций. М.: Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания, 2015.
2. Безносиков Е. Я. Всесоюзному физкультурному комплексу «Готов к труду и обороне СССР» 50 лет : учеб.-метод. пособие для студ. / под ред. Е. Я. Безносиков. Минск, 2011. 36 с.
3. Ваганова И. Ю., Коляскина Т. Ю., Разумова А. В. Формы продвижения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (анализ предложенных проектов) // Педагогическое образование в России. 2015. №12. С. 231-237.
4. Гавердовский Ю. К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика / Ю. К. Гавердовский. М.: Физкультура и спорт, 2007.
5. Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2004
6. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2010.
7. Гриднев, В. А. Новый комплекс ГТО в ВУЗе: учебное пособие для студентов высших учебных заведений всех специальностей дневной формы обучения / В. А. Гриднев, С. В. Шпагин. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ».– 2015
8. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
9. О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) : указ от 24 марта 2014 г. № 172 / Президент Российской Федерации // Сборник официальных документов и материалов. 2014. № 3. С. 34.
10. Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО): постановление от 11 июня 2014 г., № 540 / Правительство Российской Федерации // Администратор образования. 2014. № 14. С. 2226.
11. Паршикова Н. В., Бабкин В. В., Виноградов П. А., Уваров В. А. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне»: документы и методические материалы. М.: Советский спорт, 2014. 60 с.
12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
13. Приказ Министерства спорта РФ от 19 июня 2017 г. № 542 «Об утверждении государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) на 2018-2021 годы».
14. Салахиев Р. Р. и др. «История и возрождение физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»: учебно-методическое пособие / Р. Р. Салахиев и др. – Казань: КФУ, 2015
15. Силаева Н.А., Формирование рационального двигательного режима учащихся 10-12 летнего возраста в процессе школьного физического воспитания: Автореф. дисс… канд.пед.наук. Малаховка, 2009.
16. Синявский Н.И. , Фурсов А.В., Тиунова Т.А., Иванов К.Г. Проектирование модели деятельности тьютора в условиях реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в образовательном учреждении // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 4 (134). С. 256–260.
17. Синявский Н.И., Фурсов А.В. Механизм взаимодействия и организация системной работы центра тестирования, малого инновационного предприятия и образовательных организаций по внедрению ВФСК ГТО // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Материалы VII всероссийской научно-практической конференции. 2017. C. 256–259.
18. Столяр К. Э. и др. Дисциплина «Физическая культура и спорт». ВФСК ГТО в практике физического воспитания студентов: учебное пособие / К. Э. Столяр и др. – Москва: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2016
19. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года : утв. распоряжением от 7 августа 2009 г. № 1101р / Правительство Российской Федерации // Сборник официальных документов и материалов. 2009. № 10. С. 1432.
20. Фурсов А.В., Синявский Н.И. , Дмитриева Е.В., Тиунова Т.А. Онлайн-сервис «АС ФСК ГТО» как инструмент тьютора в подготовке школьников к выполнению нормативов комплекса ГТО в образовательных организациях // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 5 (147). С. 172–175.
21. Фурсов А.В., Синявский Н.И. Онлайн-сервис в сопровождении комплекса ГТО как инструмент учителя физической культуры в подготовке школьников к выполнению нормативов ВФСК ГТО в образовательных организациях // Здоровье нации – основа процветания России: Материалы XI всероссийского форума «Общероссийская общественная организация “Лига здоровья нации”». 2017. С. 302–306.
22. Фурсов А.В., Синявский Н.И., Герега Н.Н. Взаимодействие центра тестирования и образовательных организаций по внедрению комплекса ГТО // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2. № 3. С. 15-18.
23. Фурсов А.В., Синявский Н.И., Дмитриева Е.В., Герега Н.Н. Взаимодействие центра тестирования и образовательных организаций по внедрению комплекса ГТО // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 6 (148). С. 227–231.
24. Фурсов А.В., Синявский Н.И., Тиунова Т.А. , Иванов К.Г. Отношение школьников к внедрению физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в образовательной организации // Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта. «Спорт для всех» и внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 280–283.