Фрагмент для ознакомления
1
Введение 6
Глава 1 Сущность и взаимодействия спроса и предложения 8
1.1 Особенности спроса экономических ресурсов 8
1.2 Предложение: сущность, факторы роста 13
1.3 Рыночное равновесие: определение, виды и модели 14
1.4 Шоки спроса и предложения 17
Глава 2 Факторы, влияющие на спрос и предложение в условиях российского рынка 23
2.1 Факторы, определяющие поведение потребителя 23
2.2 Спрос и предложение на российском рынке 26
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Фрагмент для ознакомления
2
Важная категория рынка, показатель рыночной конъюнктуры – это спрос покупателя.
Через объем спроса мы можем видеть соотношение потребности как нужды, которая приняли определенную форму, которая определяется уровнем культуры, личностью потребителя и потребления как фактически удовлетворенной потребности.
Если рассматривать потребительский спрос как категорию экономики, то он представляет собой потребность, которая обеспечена средствами в качестве денег, которая представлена на рынке .
Если же рассматривать спрос как предмет деятельности коммерции, то он представляет собой объем товаров, который покупатель хочет и может купить по удовлетворяющей его цене в течение конкретного временного промежутка.
Главными компонентами спроса являются наличие конкретных потребностей в товарах или услугах и обеспеченность этих потребностей денежными средствами. Базовыми факторами, которые бы способствовали тому, чтобы спрос удовлетворялся, являются приемлемые для клиентов цены и соответствующее спросу по объему и структуре предложение товаров.
Совокупный и индивидуальный спрос
Теперь рассмотрим понятия совокупного и индивидуального спроса.
На спрос покупателя влияет огромное количество факторов, которые может типизировать на 6 групп:
1) Экономические (денежные доходы населения, распределение денежных доходов между конкретными группами населения; ценовой уровень на конкретные виды товаров; объем и структура производства; объем импорта; объем и особенности нетоварного поступления товаров; структура денежных доходов; возможность получения займа; соотношение потребления в товарном и нетоварном виде; качество обеспеченности населения жильем, товарами среднесрочного и длительного пользования, услугами платного и бесплатного характера; особенности состояния транспортных и других связей; особенности структуры торговой сети и пр.);
2) Социально-демографические (структура общества, численность и состав населения в плане возраста и пола; структура семей; качество и уровень образования и развития в сфере культуры; особенности распределения благ между членами социума; традиции в плане истории конкретной страны; мода, особенности проживания, плотность населения и пр);
3) Технологические (на сегодня являются важными - прогрессивные системы товароснабжения, реализации и хранения товаров, применение новых информационных систем и пр.);
4) Психологические (специфика организма человека, его реакция на внешнюю среду, религию, рекламу, отношение к имиджу и пр.);
5) Природно-климатические (влияние географического положения, специфика времени года, климата, температуры воздуха и пр.);
6) Прочие (правовые факторы, особенности культуры и истории, политики и пр.) .
Следует заметить, что спрос создается при воздействии нескольких факторов одновременно.
Типизируют факторы на количественно измеримые (экономические, к примеру) и те, степень влияния которых не оценивается и не может оцениться (психологические, к примеру).
Виды потребительского спроса
На рисунке 1 мы показали виды факторов, влияющих на спрос, по характеру их влияния.
На рисунке 2 мы показали виды спроса по времени его предъявления.
На рисунке 3 мы показали виды спроса по объему.
На рисунке 4 мы показали виды спроса по степени зрелости.
На рисунке 5 мы показали виды спроса по сроку реализации.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аникин А. В. История финансовых потрясений. Российский кризис в свете мирового опыта. М., 2020.
2) Баликоев В. З. Общая экономическая теория. учебник – М.: ОМЕГА-Л , 2020 - 684 с.
3) Басарева В. Г., Регионы : антикризисные модели поведения потребителей // ЭКО. — 2019. — № 9. — С. 79-85
4) Бузгалин А. В. Человек, рынок и капитал в экономике XXI века / А. В. Бузгалин, А. И. Колганов // Вопросы экономики. 2019. № 3. С. 125-141.
5) Вечканов, Г. С. Макроэкономика: моногр. / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. - М.: Питер, 2020.
6) Гвоздков С. Д., Политические идеологии и рынок символических благ в культуре массового потребления // Социально-гуманитарные знания. — 2019. — № 6. — С. 280-286.
7) Гончаренко, В. М. Дисбаланс спроса и предложения в условиях неопределенности / В.М. Гончаренко, М.С. Елаева, А.Б. Шаповал. - М.: Инфра-М, Форум, 2018. - 160 c.
8) Горюнов Ф. А. В петле инфляции / Ф.А. Горюнов. - М.: Издательство политической литературы, 2020.
9) Журавлева Г.П. Экономическая теория : макроэкономика-1, 2, метаэкономика, экономика трансформаций [Текст]: учебник для вузов / Журавлева, Г.П. – Москва.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020.
10) Изряднова О., Динамика производства и потребления в первой половине 2019 г. // Экономическое развитие России. — 2019. — Т. 26, № 9. — С. 7-11
11) Ильин В. И. Показное потребление [Электронный ресурс] / В. И. Ильин. – Режим доступа: http://www.consumers.narod.ru/book/pokaznoe.html (дата обращения: 25.05.2022).
12) Калинин А. М., Экспортный потенциал российской экономики: целевые ориентиры и требования к государственной политике // Проблемы прогнозирования. — 2019. — № 4. — С. 148-157
13) Кукушкина О.А. Цифровая экономика как экономика будущего // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XIX Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2019.
14) Ларионов И. К., Экономическая теория. Политическая экономия. – М.: Дашков и Ко, 2018
15) Матвеева, Т.Ю. Введение в макроэкономику / Т.Ю. Матвеева. - М.: ГУ ВШЭ; Издание 2-е, испр., 2019Меньшиков С. М. Инфляция и кризис регулирования экономики: моногр. / С.М. Меньшиков. - М.: Мысль, 2018.
16) Михеева Н. Н., Экономическая динамика российских регионов: кризисы и пути восстановления роста // Регион: экономика и социология. — 2019. — № 2 (102). — С. 56-79
17) Неустроева Е.М. Инфляция: причины, особенности проявления в регионах РФ // Экономическая наука сегодня: теория и практика : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 июня 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019.
18) Никифоров, А. А. Макроэкономика / А.А. Никифоров, О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская. - М.: Дело и сервис, 2020.
19) Ценомер – цены в России. Мониторинг потребительской корзины и динамика цен на продукты[Электронный ресурс]// Режим доступа: http://tsenomer.ru/(дата обращения 25.05.2022)
20) Шумпетер Й. А., Десять великих экономистов от Маркса до Кейнса. — Москва : Издательство Института Гайдара, 2011. — 413, [1] c.
21) Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. Лекция О.В. Буклемишева «Экономика болеет…» в рамках цикла антивирусных лекций [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.econ.msu.ru/(дата обращения 25.05.2022)