Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1. РЕФЛЕКСИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ
1.1. Рефлексия как научная категория …………………………………………5
1.2. Современные научные подходы к исследованию рефлексивного мышления ………………………..………………………………………………..8
1.3. Диагностические методики исследования рефлексивности мышления 11
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОСТИ МЫШЛЕНИЯ
2.1. Исследование рефлексивности с помощью опросника А.В. Карпова...18
2.2. Исследование рефлексивности мышления по методике В.Г. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконова …………………………………………………..20
2.3. Исследование дифференциального типа рефлексии по методике Д.А. Леонтьева, Е.М. Лаптевой, Е.Н. Осина и А.Ж. Салиховой …………………. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….....27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………..28
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………31
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Возрастание запроса в современном обществе на личность, способную анализировать происходящее вокруг, давать обратную связь и мыслить нестандартно, повышает интерес исследователей к рефлексивности мышления, которое необходимо для обеспечения способности человека к неожиданному взгляду на сложившуюся природу вещей и восприимчивость к иннвационным подходам в решении проблем.
Являясь конструктивным методом формирования способностей к нестандартности, рефлексивное переосмысление и преобразование личностью собственного опыта актуализирует проблему изучения рефлексивного мышления в зарубежной и российской психологической науке.
В связи с тем, что рефлексивное мышление в психологии как отдельный вид образовался сравнительно недавно, есть потребность в его исследовании и углубленном изучении.
Интерес, проявленный к рефлексивной организации мышления в целом (Н.Г. Алексеев, В.В. Давыдов, И.Н. Семёнов и др.); к рефлексивным приемам регуляции мышления, участвующего непосредственно в решении практических задач (Н.И. Гуткина, Ю.Н. Кулюткин, А.М. Матюшкин, Е.Р. Новикова и др.); к механизмам включения рефлексии в развитие мышления личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, О.С. Анисимов, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, Г.П. Щедровицкий и др.) подтвержден многочисленными научными статьями, диссертациями и монографиями.
Целью нашей работы является ознакомление с современной научной практикой исследования рефлексивности мышления.
Для достижения цели мы должны решить следующие задачи:
- ознакомиться с рефлексивностью мышления как научной категориней;
- изучить современные научные подходы к исследованию рефлексивности мышления и диагностические методики;
- провести эмпирическое исследование рефлексивности мышления.
Объект исследования – рефлексивность мышления.
Предмет исследования – научные подходы и диагностические методики исследования рефлексивности мышления.
В качестве гипотезы исследования мы выдвигаем предположение в том, что современная психологическая наука в своем арсенале имеет батарею методик для исследования рефлексивности мышления.
Выбор методов исследования определялся исходя из задач исследования и наличия достоверных, апробированных методик в области исследования рефлексии. Теоретические методы: анализ литературы (научной и методической), обобщение, сравнение, аналогию, синтез, классификацию и др. Диагностические методики: опросник А. В. Карпова (приложение 1); методика «Исследование рефлексивности мышления» В.Г. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконова (приложение 2); методика «Исследование дифференциального типа рефлексии» Д.А. Леонтьева, Е.М. Лаптевой, Е.Н. Осина и А.Ж. Салиховой (приложение 3).
Работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы, приложений.
1. РЕФЛЕКСИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ
1.1. Рефлексия как научная категория
Культивирование рефлексии как важной формы познавательной, творческой активности личности и развитие рефлексивных способностей как существенной грани ментального развития человека декларируется одной из задач современных развивающих технологий. .
Рефлексия – (от позднелатинского reflexio – обращение назад) мыслительный рациональный процесс, направленный на самоанализ, понимание, осознание себя, собственных действий. Формирование рефлексии начинает развиваться в младшем школьном возрасте.
Рефлексия (от лат. reflecus) – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ, обращение назад, т.е. способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя, способность осознавать свои особенности, осознавать, как эти особенности воспринимаются другими, и строить свое поведение с учетом возможных реакций.
В отечественной психологии основы изучения рефлексии заложены в трудах Б.Г. Ананьева , С.Л. Рубинштейна и др. Ученые рассматривали рефлексию как объяснительный принцип развития самосознания и психики в целом.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев Н.Г. Рефлексия и формирование способа решения задач : переизд. дис. … канд. психол. наук. М. : Колледж предпринимательства и социал.-труд. проектирования, 2002. 136 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. 299 с.
3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания : избранные психологические труды / под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2008. 431 с.
4. Анисимов О.С. Гегель: мышление и развитие: (путь к культуре мышления). М.: Агро-вестник, 2000. 800 с.
5. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. М.: АСТ ; СПб : Прайм-Еврознак, 2009. 811 с.
6. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение : избранные психологические труды. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2008. 406 с.
7. Гуткина Н.И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий // Психология личности: теория и эксперимент. М.: МГУ, 1982. С. 100-108.
8. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. М.: Academia, 2005. 170 с.
9. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Институт психологии РАН, 2004. 424 с
10. Кузнецова А.А. Исследование рефлексивного мышления и свойства рефлексивности у педагогов общеобразовательных школ г. Москвы // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2016. №2. С. 116-122.
11. Кулюткин Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М.: Наука, 1979. С. 22-28.
12. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 4. С. 110-135.
13. Лаптева О.И. Рефлексивное мышление как основа профессионального роста педагогов в дополнительном образовании : автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2003. 24 с.
14. Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности : Ранние работы / Под ред. А.А. Леонтьева. М. : Смысл, 2003. 439 с.
15. Личностная и профессиональная рефлексия: психологический практикум / Сост. Г.С. Пьянкова. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2012. 135 с.
16. Лямина Л.В., Хасанова Р.Р. Рефлексивное мышление: возможности формирования // Современные инновации. 2017. №6 (20). С. 106-109.
17. Матюшкин А.М. Основные направления исследований мышления и творчества // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 1. С. 9-17.
18. Новикова Е.Р. Особенности рефлексивных механизмов мышления у школьников подросткового возраста // Вестник МГУ. Серия 14 Психология. 1984. № 4. С. 71-72.
19. Ожиганова Г.В. Рефлексия, рефлексивность и высшие рефлексивные способности: подходы к исследованию // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. №4. С. 56-60.
20. Психологические исследования: Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов / Сост. Т. И. Пашукова, А. И. Допира, Г. В. Дьяконов. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 177 с.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2012. 705 с.
22. Савченко Е.В. Методика диагностики рефлексивных умений на личностном уровне рефлексивной компетентности // Пензенский психологический вестник. 2015. №2. С. 13-36.
23. Садыкова А.Р. Формирование рефлексивного мышления у студентов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин в технических вузах : автореф. дис. ... канд. педаг. наук: 13.00.08 / Моск. гос. ун-т тех. и управ. Москва, 2005. 24 с.
24. Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач : Монография. М. : НИИОПП, 1990. 215 с.
25. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 31-40.
26. Терно С.А. Эволюция идеи: рефлексивное мышление – критическое мышление – метакогнитивное развитие // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 10. URL: https://human.snauka.ru/2013/10/3900 (дата обращения: 23.05.2022).
27. Тихомиров О.К. Психология мышления : учебное пособие. М.: Академия, 2007. 287 с.
28. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. 318 с.
29. Шапошникова Т.Л., Шабанова Т.Н., Тедорадзе Т.Г. Современный метод диагностики рефлексии обучающихся // Ученые записки университета Лесгафта. 2020. №8 (186). С. 318-326.
30. Шигабетдинова Г.М. Феномен рефлексии: границы понятия // Вестник ННГУ. 2014. №2-1. С. 415-422.
31. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия // Исследования речемыслительной деятельности. Алма-Ата: Казахстан. пед. ин-т, 1974. С. 12-28.