Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Высокий темп современной жизни, предъявляющий требования к личности в области ее профессиональной мобильности, компетентности, стрессоустойчивости, служебной взаимозаменяемости и т.п., вызвал необходимость активного развития служб профессионального ориентирования, профессиональной диагностики, профессиональной переподготовки. Появление новых профессий, требующих специалистов высокого уровня, развитие инновационных производств, нуждающихся в уникальных работниках, влияет на активизацию деятельности по воспитанию, обучению, подбору, отбору, развитию кадров.
Благодаря работам первых психотехников (Ф. Парсонс, Е.А. Климов и др.), как зарубежных, так и советских, стало возможным в проблеме профориентации выделить такие ее составляющие части, как профнаправленность, профпригодность и профессиональную успешность.
Появление профориентологии, изучающей факты, механизмы и закономерности профессионального становления личности, нацелено на создание условий для психологической и педагогической помощи при выборе профессии, в процессе профессиональной адаптации и на этапах карьерного роста, а также актуализацию профессионально-психологического потенциала личности.
Психологическая составляющая профориентологии предполагает оказание психологической помощи в вопросах выбора вида деятельности в соответствии с индивидуально-личностными запросами, определение возможностей, предпочтений и направлений карьерного роста, обеспечения профессиональной успешности.
Анализ научной литературы выявил большое количество публикаций на тему психологической помощи, в том числе многообразие направлений психологической помощи в профессиональных вопросах. Систему профессионального консультирования безработных рассматривал М.А. Бендюков. Психотехнологии как средство формирования субъектной позиции клиента системы профконсультирования изучала А.А. Козлова. В.В. Пчелинова В.В. сформулировала специфику формирования предпочтений о мире профессий. В.В. Верна и А.А. Иззетдинова заинтересовались современными тенденциями и перспективами развития карьерного консультирования в РФ. Д.А. Донцов и Е.А. Поляков обосновали методологию психологического профконсультирования и профориентации.
Целью нашей работы является изучение особенностей использования диагностических методик в работе по профконсультации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть профконсультацию как вид психологической консультации;
- выявить специфику методов и средств профконсультации;
- сформулировать профессиональные требования к профконсультанту;
- проанализировать диагностические методики как средство достижения целей профконсультации.
Объект исследования – профконсультация.
Предмет исследования – диагностические методики в профконсультации.
Теоретической основой нашего исследование послужили субъектно-деятельностная концепция профессионального труда Е.А. Климова и психология профессионального консультирования В.Ф. Зеера.
Методология исследования интегрирует всеобщие (философские), общенаучные и частные (для родственных наук) методы исследования. Философские методы исследования, основанные на теории познания в контексте методологии науки, трактуемые с позиции диалектического подхода: рассмотрение мира в его целостности, в единстве и борьбе противоположностей, адекватное понимание мира и процессов его развития. Общенаучные теоретические методы исследования включают обобщение, сравнение, синтез, абстрагирование, аналогию, классификацию и др. Частные методы психологии как науки представлены сравнительным и комплексным методами исследования.
Работа состоит и введения, двух глав, заключения, списка литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИИ
1.1. Профконсультация как вид психологической консультации
Практическая психология, являясь активно развивающейся отраслью психологической науки, содержит, наряду с психологической поддержкой и психологическим сопровождением, – психологическую помощь, которую мы определяем как область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении разнообразных проблем, порождаемых душевной жизнью человека в обществе [38].
По мнению Ф.С. Исмагиловой, к основным видам психологической помощи обычно относят психологическое интервью, психодиагностику, психологическое просвещение, психопрофилактику, психологическое консультирование, психологическую коррекцию, психотерапию [16].
Актуальность психологического просвещения подтверждают процессы обесценивания и устаревания знаний в современном мире, отсутствие специальных знаний и навыков здорового образа жизни, стратегий поведения у взрослой части населения, не позволяющих оказывать результативное воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку детям и молодежи. В этом смысле психологическое просвещение В.В. Знаков охарактеризовал как шаг к преодолению экзистенциального кризиса, способ самоосознания, формирование смыслообразующих ценностей жизни [13].
Психопрофилактическая работа, направленная на сохранение психического здоровья человека, ориентирована на решение проблем по адаптации к данной конкретной ситуации и условиям; разработке специальных программ, способствующих улучшению жизнедеятельности; создание условий, предупреждающих дезадаптации при смене условий или ситуаций; обеспечение благоприятного психологического климата; осуществление мероприятий по предупреждению и снятию напряжения или психологической перегрузки.
Психодиагностика как направление психологической помощи обеспечивает условия для психологического сопровождения личности, создает базу для преодоления разрыва между теорией и практикой, между академическими концепциями личности и реальностью ее исследования [1]. С психологической диагностикой тесно связано важнейшее направление психологической помощи – психологическое консультирование. Теоретически обоснованный и экспериментально проверенный психологический диагноз – это фундамент психологического консультирования – многофункционального направления психологической помощи [10].
Понятие консультирования появилось позднее понятия «психотерапия», однако уже имеет богатую историю, теоретический понятийный аппарат и практику применения.
М.Н. Певзнер представляет консультирование как «особым образом организованное взаимодействие между консультантом и клиентом, направленное на разрешение проблем и внесение позитивных изменений в деятельность отдельного специалиста или организации в целом» [21, с. 9].
Понятие психологического консультирования зародилось в 1940-1950-е гг. в гуманистическом направлении в психотерапии, основателем которого является Карл Роджерс. Главной предпосылкой возникновения психологического консультирования как отдельного направления в психологической работе была все более нарастающая социальная потребность в оказании психологической помощи психологически здоровым людям, не имеющим клинических нарушений, но испытывающих трудности в повседневной жизни [39].
По определению О.О. Андрониковой психологическим консультированием называется «профессиональная помощь человеку в поиске разрешения жизненных трудностей, оказываемое квалифицированными специалистами – психологами, социальными работниками, педагогами или врачами, прошедшими специальную подготовку» [3, с. 20].
В психологическом словаре Р.С. Немова под консультированием (имеется в виду психологическое консультирование) понимается «обозначение процедур, включая беседу, тестирование, формулирование рекомендаций и т.п., предназначенных для того, чтобы помочь человеку решить свои жизненные проблемы» [31, с. 182].
Р. Кочюнас выделяет основные «положения, относящиеся к сущности процесса консультирования:
1) консультирование помогает консультируемому выбрать способ действия по собственному усмотрению;
2) консультирование помогает обучаться новому поведению и способствует личностному росту;
3) консультирование акцентирует ответственность консультируемого, а консультант создает условия, поощряющие его волевое поведение;
4) сердцевиной консультирования является эффективное взаимодействие между консультантом и консультируемым лицом, основанное на философии «клиентцентрированной» терапии» [22, с. 10].
Позиции консультанта в ходе психолого-педагогического консультирования могут быть различны:
1) консультант как советчик – снабжает клиента информацией по интересующим его вопросам, дает конкретные практические советы;
2) консультант как помощник – его задача – не давать практических советов, а помочь клиенту мобилизовать свои внутренние ресурсы, дать ему почувствовать ответственность за происходящее с ним и принять адекватное решение;
3) консультант как эксперт – показывает варианты решения проблемной ситуации, оценивает вместе с клиентом их эффективность, помогает выбрать лучший.
Выделяется две формы консультирования: индивидуальная (содержание определяется индивидуальными потребностями консультируемого) и групповая (содержание и цели определяются членами группы).
Консультации могут быть как разовыми, эпизодическими, так и выстроенными в определенную систему. Система консультаций по своей логике отражает основные этапы процесса консультирования [2].
Мы рассматриваем профессиональное консультирование как подвид психологического консультирования, т.е. деятельность специалиста, направленную на «согласование индивидуальных профессиональных возможностей и потребностей клиента с интересами организации или рынка труда, в результате которой происходит профессиональное самоопределение клиента, формируется или совершенствуется его профессиональный план, вносятся продуктивные изменения в его профессиональную деятельность и поведение» [20; с. 7].
Диагностическая профконсультация базируется на трехфакторной теории профориентации Ф. Парсонса [33], основные положения которой он сформулировал еще в 1908 году. Он предложил выделять три фазы профориентационной работы с клиентом:
- первая включает изучение психических и личностных особенностей,
- вторая предполагает изучение требований профессии и формулирование их в психологических терминах,
- третья подразумевает сопоставление этих двух рядов факторов и принятие решения о рекомендуемой профессии.
Таким образом, предполагается, что существует жесткая взаимосвязь между особенностями человека и профессиональными требованиями. Сам выбор профессии рассматривается как поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальностью.
Важное значение в консультировании имеет соблюдение консультантов базовых принципов:
1. Ответственность. Консультант несёт персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических исследований, обоснованность выводов и рекомендаций.
2. Компетентность. Профконсультант должен иметь необходимую специальную теоретическую и практическую подготовку, использовать приёмы и методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно повышать свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности, использовать различные методы адекватно конкретной ситуации консультирования.
3. Добровольность. Клиент участвует в профконсультации только по собственному желанию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетирования и тому подобного) без объяснения причин.
4. Конфиденциальность. Информация, полученная профконсультантом в работе с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача её другим лицам осуществляется лишь с согласия консультируемого и если это соответствует его интересам.
5. Активность. Консультируемый самостоятельно принимает решение по проблеме, с которой он обратился к профконсультанту. Профконсультант оказывает информационную и психологическую помощь в ответ на запрос клиента, создаёт положительные условия и поддерживает активность и самостоятельность консультируемого. Оценки профконсультанта не должны ограничивать свободу клиента в принятии им решения.
6. Позитивный эффект. Профконсультант интерпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиям конкретной профессии с учётом связанных с ней перспектив. Профконсультант акцентирует внимание на возможностях консультируемого, поддерживает и стимулирует его поисковую активность.
7. Лояльность. Профконсультант уважает клиента и его право на свободу в профессиональном самоопределении. Взгляды консультируемого являются приоритетными. В общении с любым клиентом профконсультант должен проявлять доброжелательность, тактичность независимо от своего эмоционального и физического состояния и субъективного отношения к конкретному клиенту [2; 23; 24].
В профессиональном консультировании решаются следующие задачи:
- выявление готовности личности к профессиональному самоопределению, наличие, осознавание и уровень проработанности плана профессионального становления (первичное профконсультирование);
- предоставление справочной информации: общей характеристики профессии, медицинских противопоказаний, путей трудоустройства, возможностей получения профобразования, профпереподготовки и повышения квалификации, востребованности на рынке труда и пр. (информационное консультирование);
- диагностика направленности личности и выявление необходимых для освоения профессии психо-физиологических показателей (диагностическое профконсультирование);
- поддерживание человека в процессе профессионального обучения, преодоления сложностей профессиональной адаптации, карьерное планирование (поддерживающее, корректирующее консультирование) [6; 16; 26].
И. Соломин [43] выделил следующие направления профконсультирования:
- информационное (информирование об особенностях профессий, о развитии рынка труда, о появлении новых профессий и т.д.);
- диагностическое (диагностика личности на предмет профессиональной пригодности, определение профессионально важных качеств личности и т.п.);
- консультационное (работа с причинами затруднений в выборе профессии – страхами, неуверенностью, неадекватной самооценкой и пр. Психокоррекция, помощь клиенту в определении мотивов, формулировании целей, выявлении проблем и актуализации ресурсов);
- тренинговое (использование специальных, групповых или индивидуальных игр и упражнений с последующим обсуждением процесса и результатов их выполнения).
Таким образом, мы подтвердили, что профессиональное консультирование является видом психологического консультирования, решает общие цели и задачи с учетом узконаправленной специфики.
1.2. Специфика методов и средств профконсультации
Рассматривая профессиональное консультирование как подвид психологического консультирования, мы определяем специфику форм, методов и средств профессионального консультирования.
Наиболее распространенными методами являются:
- беседа (структурированная, свободная),
- интервью (структурированное, частично структурированное, свободное),
- наблюдение (включенное, невключенное),
- слушание (активное, эмпатическое, основанное на селективном внимании).
В классификации Н.Д. Линде в психологическом консультировании применяются методы:
- аналитические. Они предназначены для того, чтобы выявить истинные причины тех трудностей, разрешения которых ждет клиент от консультанта. К данной категории относятся: метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений З. Фрейда, метод направленных ассоциаций К. Г. Юнга и его же метод активного воображения, анализ различных проективных рисунков и методы арттерапии, анализ симптомов, анализ ранних воспоминаний А. Адлера и др.;
- моделирующие. Это методы, которые позволяют воспроизвести проблемную ситуацию здесь и теперь с тем, чтобы проанализировать ее и найти решение. Можно воспользоваться способностями человека к воображению и предложить ему представить, что какие-то события происходят с ним прямо сейчас. Метод ролевой игры позволяет моделировать, по сути, любые проблемные ситуации;
- обучающие. Клиента часто необходимо чему-то научить, чтобы он смог справиться с теми задачами, которые перед ним стоят: конкретным навыкам поведения, правильным мыслям, кооперативным чувствам и способам сотрудничества с другими людьми, обретению смысла своей жизни. Обучение может быть прямым или косвенным, иногда необходимо открыто разоблачать заблуждения клиента и снабжать конкретными знаниями, иногда обучение происходит через притчи и анекдоты, примеры и намеки;
- развивающие: тренинги личностного роста, занятия искусством (арттерапия, например), медитация, духовное и религиозное обучение (йога, православная терапия и т.д.). Препятствие, сдерживающее личностную энергию, в процессе реализации этих методов исчезает, и личность переходит к процессу самореализации;
- побуждающие. Терапевты прибегают к разным приемам, стремясь найти позитивную мотивацию, которая стимулировала бы клиента на откровенный самоанализ и работу над собой;
- трансформирующие. В ходе консультирования необходимо добиться конкретных результатов, выражаемых в принятии клиентом решения, определении путей дальнейшего развития, составлении программы действий. Иногда это требует изменений в характере, эмоциональном состоянии, мышлении, поведении или психосоматических симптомах. Поэтому все методы в итоге нацелены на достижение трансформации в той или иной сфере, но можно выделить отдельный класс приемов, непосредственно предназначенных для этих целей [25].
Учитывая специфику профессиональной консультации, мы добавляем в эту классификацию информационные методы, позволяющие предоставить клиенту информацию о профессиях, образовательных организациях, особенностях запроса рынка труда конкретного региона или муниципалитета.
Существует несколько схем или алгоритмов профессиональной диагностики.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимова, М.К. Психологическая диагностика [Текст] / М.К. Акимова. – СПб.: Питер, 2005. – 303 с.
2. Андреева, Е.А. Деятельность профессионального консультанта в системе профориентации [Текст] / Е.А. Андреева, Л.М. Низова // Вестник Межрегионального открытого социального института. – 2016. – № 1. – С. 19-23.
3. Андроникова, О.О. Основы психологического консультирования: учеб. Пособие [Текст] / О.О. Андронникова. – М.: Вузовский учебник, 2018. –414 с.
4. Антончик Е.С. Использование ассоциативных карт в профориентационной работе [Текст] / Е.С. Антончик, Г.С. Тайгуловаст // Актуальные проблемы профориентологии на современном этапе развития общества. Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения. – 2016. – С. 230-236.
5. Белобрыкина, О.А. Диагностические возможности профессиограммы в профконсультировании (на примере профессии «Психолог») [Текст] / О.А. Белобрыкина // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – №5. – С. 116-122.
6. Бубнова, С.С. Психологические аспекты профессиональной консультации [Текст] / С.С. Бубнова // Психологический журнал. – 1990. – №1. – C. 28-38.
7. Верна В.В. Карьерное консультирование в РФ: современные тенденции и перспективы развития [Текст] / В.В. Верна, А.А. Иззетдинова // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2020. – № 2 (68). – С. 74-78.
8. Гайда, В.К. Психологическое тестирование: учебное пособие [Текст] / В.К. Гайда, В.П. Захаров. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1982. – С. 13-18.
9. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. Часть 2. – Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2011. – 142 с.
10. Донцов, Д.А. Профессиональное психологическое консультирование: смысл и значение, принципы, формы [Текст] / Д.А. Донцов, М.В. Донцова // Школьные технологии. – 2011. – №5. – С. 164-172.
11. Жуковская, В.Е. Метафорические ассоциативные карты как проективный метод исследования личности [Текст] / В.Е. Жуковская // Личность в пространстве и времени. – 2015. – № 5. – С. 87-91.
12. Заводчиков, Д.П. Вклад научной школы психологии профессионального развития Э.Ф. Зеера в систему профессионального образования [Текст] / Д.П. Заводчиков, А.А. Шаров // Профессиональное образование и рынок труда. – 2020. – №1 (40). – С. 66-74.
13. Знаков, В.В. Многомерный мир человека: типы реальности, понимания и социального знания [Текст] / В.В. Знаков / Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2012. – № 3. – С. 212-219.
14. Иванова, Н.Л. Профессиональное самоопределение: проблема метода диагностики и консультирования [Текст] / Н.Л. Иванова, С.А. Котова // Изв. Сарат. ун-та. Сер. Акмеология образования. Психология развития. – 2010. – №3. – С. 3-7.
15. Иванова, Е.М. Субъектно-деятельностная концепция профессионального труда Е. А. Климова и ее научно-практическая ценность [Текст] / Е.М. Иванова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2010. – №2. – С. 15-22.
16. Исмагилова, Ф.С. Профессиональное консультирование [Текст] / Ф.С. Исмагилова. – Екатеринбург : УрФУ, 2011. – 208 с.
17. Интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников «Проектория» [Электронный ресурс]. URL:https://proektoria.ru (дата обращения 06.05.2022)
18. Капустина, Т.В. Экспресс-методы в психологическом консультировании [Текст] / Т.В. Капустина // Психолог. – 2018. – №3. – С. 76-83.
19. Козлова, А.А. Психотехнологии как средство формирования субъектной позиции клиента системы профконсультирования: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.13. – Москва, 2002. – 22 с.
20. Кондратенко, З.К. Профориентационное консультирование как вид психологического консалтинга в образовательном учреждении [Текст] / З.К. Кондратенко, Н.Г. Арзамасцева // Вестник Марийского государственного университета. – 2018. – №2 (30). – С. 28-36.
21. Певзнер, М.Н. Корпоративная педагогика: учеб. пособие [Текст] / М.Н. Певзнер, П.А. Петряков, О. Грауманн. – М.: Юрайт, 2016. – 304 с.
22. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия [Текст] / Р. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2008. – 464 с.
23. Крылов, К.Г. Этические принципы и правила работы психолога [Текст] / // Практикум по общей и экспериментальной психологии / А.А. Крылов, А.И. Юрьев. – СПб : Питер, 2003. – С. 545-552.
24. Кузнецов, К.Г. Профконсультант: портрет профессионала и квалификационные требования [Текст] / К.Г. Кузнецов, О.Л. Кувшинова // Мир психологии. – 2016. – № 4. – С. 167-177.
25. Линде, Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика: учеб. Пособие [Текст] /Н.Д. Линде. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 255 с.
26. Магомаева, Х.С. Концепция как теоретический инструментарий профконсультанта [Текст] / Х.С. Магомаева, Х.А. Шарбузова // Мировая наука. – 2019. – № 10 (31). – С. 121-122.
27. Мальцева, Л. В. Профдиагностика и профконсультирование в работе психолога : учебное пособие [Текст] / Л.В. Мальцева. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2018. – 120 с.
28. Мое образование [Электронный ресурс]. URL:https://moeobrazovanie.ru (дата обращения 07.05.2022)
29. Муха, А.Л. Активные методы в профконсультировании [Текст] / А.Л. Муха, Е.В. Ярославкина // Нравственное воспитание в современном мире: психологический и педагогический аспект : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Стерлитамак : АМИ, 2021. – С. 84-86.
30. Мухина, В. Методология психологического исследования [Текст] / В. Мухина, А. Хвостов // Развитие личности. – 2010. – №4. – С. 206-236.
31. Немов, Р.С. Психологический словарь [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. – 560 с.
32. Образовательный и научно-исследовательский проект «Навигатум» [Электронный ресурс]. URL:https://navigatum.ru (дата обращения 07.05.2022)
33. Парсонс, Т. Профессии и социальная структура [Текст] / Т. Парсонс // Социологический ежегодник. – 2016. – № 2015-2016. – С. 172-186.
34. Педагогическое консультирование: учеб. пособие [Текст] / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
35. Пиликян, К.Г. Профессиональная ориентация: консультирование с применением соционических подходов [Текст] / К.Г. Пиликян // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2009. – №1. – С. 32-40.
36. Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности: методические рекомендации для студентов [Текст]. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2015. – 42 с.
37. Проект «Смартия» [Электронный ресурс]. URL:https://smartia.ru (дата обращения 05.05.2022)
38. Пчелинова, В.В. Формирование предпочтений о мире профессий в профконсультировании : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.03. Москва, 2011. 24 с.
39. Роджерс, К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в терапевтической практике [Текст] / К. Роджерс. – М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2015. – 200 с.
40. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие [Текст] / Сост. Е.Е. Миронова. – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 146 с.
41. Сагдиева, М.М. Особенности психодиагностики в профессиональном образовании [Текст] / М.М. Сагдиева // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. – Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. – С. 251-254.
42. Сервис профессиональной навигации «Профилум» [Электронный ресурс]. URL:https://profilum.ru (дата обращения 07.05.2022)
43. Соломин, И. Технология профконсультирования [Текст] / И. Соломин // Школьный психолог. – 2003. – № 4. – С. 88-92.
44. Трифонова, Т.А. Метафорические карты как средство профориентационной работы с лицами с ОВЗ [Текст] / Т.А. Трифонова // Социализация и реабилитация в современном мире: сборник научных статей. – М.: Перо, 2017. – С. 499-508.
45. Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение личности: механизмы и образовательные ресурсы [Текст] / С.Н. Чистякова // ЧиО. – 2014. – №3 (40). – C. 45-50.
46. Шатилов, А.А. Выбор сферы профессиональной деятельности с точки зрения соционики [Текст] / А.А. Шатилов, М.Г. Волкова // Научное и образовательное пространство: перспективы развития. Материалы Международной научно-практической конференции. – Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. – С. 129-137.
47. Центр профориентации «ПрофГид» [Электронный ресурс]. URL: https://profguide.ru (дата обращения 07.05.2022)
48. Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» [Электронный ресурс]. URL: https://proforientator.ru (дата обращения 07.05.2022)
49. Цыпин, П.Е. Профориентация и профессиональная востребованность с точки зрения соционики [Текст] / П.Е. Цыпин // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. – 2018. – № 11-12 (191-192). – С. 21-33.