Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Феномен, как общественное мнение имеет тенденцию к постоянному изменению. И то, к примеру, как мыслили избиратели сегодня, может в значительной мере отличаться от того, как они будут мыслить завтра и какое решение примут непосредственно в ситуации, когда им будет необходимо осуществить свой выбор в пользу того или иного кандидата. Существует мнение, что наибольшее влияние на формирование общественного мнения оказывают средства массовой информации (СМИ), которые всегда контролируют «вектор движения», опираясь на два известных метода воздействия на сознание индивидов в обществе: убеждение и внушение. И если в основе убеждения лежит прежде всего воздействие на сознание индивида при помощи обращения к критическому суждению через «логическое упорядочивание фактов и выводов согласно единой мировоззренческой концепции человека», то внушение следует охарактеризовать как «процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением критичности при восприятии информации, отсутствием развернутого логического анализа и оценки», трудностью дальнейшего осмысления и коррекции сформированного представления по поводу того или иного процесса или явления.
Внушение действует через обращение к чувствам отдельных индивидов и общества в целом, а поскольку насыщенное эмоциональным содержанием сообщение снижает возможное сопротивление индивида, приемы внушения чаще всего применяются «в период предвыборных кампаний, когда поддерживающие непопулярные политические силы СМИ с помощью ярких выхваченных из контекста фактов накаляют атмосферу в обществе».
Одним из наиболее действенных и одновременно наименее изученных приемов внушения в политике является в настоящее время прием, основывающийся на действии так называемой «спирали молчания». Данный приём характеризуется тем, что подается только выгодная информация, а невыгодная – сознательно умалчивается или подавляется; это значит, что при помощи подбора соответствующих цитат, ссылок на специально подогнанные опросы общественного мнения и рейтинги, однополярные факты и политические прогнозы социологов можно добиться того, что простодушные, некритически настроенные граждане легко могут быть убеждены в чем угодно.
Возможность и колоссальная эффективность подобного приёма внушения целиком и полностью объясняется особенностью действия «спирали молчания», когда индивид вынужден умалчивать о собственной позиции, если эта позиция противоположна внушаемой, так как он испытывает сильный страх перед возможной социально-психологической изоляцией.
Приём основанный на действии «спирали молчания» чаще всего используется телевизионными СМИ в период предвыборной компании и способен во много раз усилить позицию одного кандидата или партии по сравнению с другими.
Цель работы - изучить концепцию "Спираль молчания" (Э. Ноэль-Нойман).
Задачи:
1) рассмотреть общественное мнение как социальный феномен;
2) охарактеризовать историю развития концепции "Спирали молчания";
3) проанализировать значение концепции "Спираль молчания" (Э. Ноэль-Нойман).
1. Общественное мнение как социальный феномен
Общественное мнение - совокупность индивидуальных взглядов, установок и убеждений по определенной теме, выраженных значительной частью сообщества. Некоторые ученые рассматривают совокупность как синтез взглядов всего или определенного сегмента общества; другие рассматривают ее как совокупность множества различных или противоположных взглядов. В своей работе в 1918 году американский социолог Чарльз Хортон Кули подчеркивал общественное мнение как процесс взаимодействия и взаимного влияния, а не как состояние широкого согласия. Американский политолог В.О. В 1961 году Ки определил общественное мнение как “мнения частных лиц, к которым правительства считают благоразумным прислушиваться”. Последующие достижения в области статистического и демографического анализа привели к 1990-м годам к пониманию общественного мнения как коллективного мнения определенного населения, такого как определенная демографическая или этническая группа.
Влияние общественного мнения не ограничивается политикой и выборами. Это мощная сила во многих других сферах, таких как культура, мода, литература и искусство, потребительские расходы, маркетинг и связи с общественностью.
В своем одноименном трактате об общественном мнении, опубликованном в 1922 году, американский публицист Уолтер Липпманн прокомментировал свое наблюдение о том, что демократии склонны делать из общественного мнения загадку, заявив, что “были опытные организаторы общественного мнения, которые достаточно хорошо понимали тайну, чтобы создать большинство в день выборов”. Хотя реальность общественного мнения в настоящее время признана почти повсеместно, существует много различий в том, как оно определяется, что в значительной степени отражает различные точки зрения, с которых ученые подходили к этому вопросу. Противоположное понимание общественного мнения сформировалось на протяжении веков, особенно по мере того, как новые методы измерения общественного мнения были применены к политике, торговле, религии и социальной активности.
Политологи и некоторые историки склонны подчеркивать роль общественного мнения в управлении и политике, уделяя особое внимание его влиянию на разработку государственной политики. Действительно, некоторые политологи рассматривают общественное мнение как эквивалент национальной воли. Однако в таком ограниченном смысле в любой момент времени может быть только одно общественное мнение по какому-либо вопросу.
Социологи, напротив, обычно рассматривают общественное мнение как продукт социального взаимодействия и коммуникации. Согласно этой точке зрения, не может быть никакого общественного мнения по какому-либо вопросу, если представители общественности не общаются друг с другом. Даже если их индивидуальные мнения с самого начала довольно схожи, их убеждения не станут общественным мнением, пока они не будут переданы другим в той или иной форме, будь то через телевидение, радио, электронную почту, социальные сети, печатные СМИ, телефон или личный разговор. Социологи также указывают на возможность одновременного существования множества различных общественных мнений по данному вопросу.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Башмаков, В.И. Социология управления: Учебник для бакалавров / В.И. Башмаков; Под ред. В.Н. Князев. - М.: Юрайт, 2016. - 360 c.
2. Волков, Ю.Г. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 224 c.
3. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов узов; Под ред. В.И. Добренькова.2-е издание. – М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс,2017. -572 с.
4. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов / Б.М. Генкин. - М.: Норма, 2016. - 464 c.
5. Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. – М.: Эксмо, 2017. -316 с.
6. Граждан, В.Д. Социология управления: Учебник для бакалавров / В.Д. Граждан. - М.: Юрайт, 2016. - 604 c.
7. Граждан, В.Д. Социология управления: Учебник для бакалавров / В.Д. Граждан. - М.: Юрайт, 2016. - 607 c.
8. Добреньков В.И. Социология: Краткий курс/ Добреньков В.И., Кравченко А.И.. М.: Инфра-М., 2018. - 231с.
9. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2017. - 860с.
10. Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузов. М.: NOTA BENE, 2018. -269с.
11. Касьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы._р/нД, 2017. -319с.
12. Козырев, Г.И. Основы социологии и политологии: Учебник / Г.И. Козырев. - М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2016. - 272 c.
13. Коротец, И.Д. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / И.Д. Коротец, Т.Г. Тальнишних. - М.: ИНФРА-М, Академцентр, 2016. - 256 c.
14. Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов - М.: Юнити, 2017.- 479с.
15. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов несоциологических специальночтей, естественно-научных и гуманитарных вузов./ Кравченко А.И., Анурин В.Ф.- СПб и др. Питер, 2018 -431с.
16. Кравченко А.И.Социология: Хрестоматия для вузов-М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2017.-734с.
17. Лоусен Тони, Гэррод Джоан Социология: А-Я Словарь-справочник/ Пер. с англ. – М.: Гранд, 2017. - 602с.
18.https://www.researchgate.net/publication/254120390_Agenda_Setting_and_Agenda_Melding_in_an_Age_of_Horizontal_and_Vertical_Media_A_New_Theoretical_Lens_for_Virtual_Brand_Communities
19. https://wikicsu.ru/wiki/Agenda-setting_theory