Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной работы заключается в том, что государственный долг, как показатель состояния экономики, влияет не только на бюджет каждого региона, но и на уровень жизни населения. В связи с чем, грамотное управление государственным долгом является важнейшей социально-экономической задачей.
Сбалансированность бюджета зависит от наличия (отсутствия) государственного долга. Президент России в послании Федеральному собранию РФ от 20.02.2019 одной из главных задач бюджетной политики отметил обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы как базового принципа ответственной публичной финансовой политики. Кроме того, одной из целей государственной программы РФ «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» непосредственно является эффективное управление публичным долгом и финансовыми активами РФ. В условиях весьма неблагоприятной конъюнктуры относительно цен на нефть и глубинных проблем активизации экономического роста современный период обуславливает серьёзное внимание к публичной долговой политике. Данные концепции современной финансово-бюджетной политики РФ и экономической действительности обуславливают актуальность выбранной темы исследования.
В связи с этим одной из главных задач бюджетной политики страны, заключается в поиске оптимального решения проблемных вопросов бюджета регионов и их сбалансированности. Проведение в прошлом десятилетии экономических реформ в России изменило основу механизма межбюджетных отношений между бюджетами разных уровней, что потребовало формирование новой методологии регулирования бюджетного механизма трансфертного распределения. Снижение нерациональных расходов в регионах привело к положительным сдвигам в части расходов бюджета и отказу от его эмиссионного финансирования.
Объект исследования – государственный долг РФ.
Предметом исследования является влияние государственного долга на экономику Российской Федерации.
Цель исследования – рассмотреть государственный долг. Управление государственным долгом.
Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
раскрыть причины возникновения государственного долга и его виды;
рассмотреть последствия государственного долга и методы управления им;
изучить влияние государственного долга на развитие экономики современной России.
Методологической базой исследования послужили работы Б.М. Волин, А.В. Галухин, Ю. Голицын, А.Ю. Жигаев, Д.Ж. Кештова, А. Корчагин и др., а также материалы с официальных сайтов сети Интернет.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и список литературы.
1. Причины возникновения государственного долга и его виды
В условиях современного этапа трансформации российской экономики, важными инструментами является стимулирование социально-экономического развития государства, его ключевых показателей, макроэкономических индикаторов. Одним из наиболее эффективных инструментов формирования процесса развития национальной экономики является бюджетная политика и его регулирование, объектом чего выступает бюджетная система страны.
Анализируя бюджетную политику, стоит заметить, что бюджетные средства государства направляются на финансирование органов управления, на выполнение функций органами правопорядка, обеспечивается внутренняя и внешняя безопасность России. Важная роль принадлежит федеральному бюджету в обеспечении экономического регулирования воспроизводственных процессов, благодаря активной поддержке бюджета происходит развитие социальной сферы, экономики, бюджет выступает гарантом социальных прав граждан [4].
Однако, в виде активной государственной политики по стимулированию социально-экономического развития страны, совершается процесс увеличения бюджетных расходов, что формирует дефицит федерального бюджета. Как итог, государство применяет инструменты финансирования своего бюджетного дефицита, что возможно при помощи роста государственного долга.
Государственный долг - это результат финансовых заимствований государства и ее субъектов управления, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета, как инструмента функционирования страны. Государственный долг равен дефициту бюджета за прошлые года с учетом вычета бюджетного профицита.
Определение роли и значения государственного долга в экономической литературе и науке неоднозначно. Изначально, госдолг воспринимается как недостаток государственного управления социально-экономические развитием страны. Это тот дефицит бюджета, которые необходимо покрывать привлеченными заимствованными средствами.
Государственный долг – это сумма предшествующих расходов, превышающих доходы, а также сумма бюджетных дефицитов. Рост госдолга сулит сокращение финансирования бюджетными средствами. Следствием оказываются временные ограничения по выплатам социального характера. Уровень благосостояния населения снижается.
О коротких, средних и долгих сроках в отношении госдолга идет речь, когда основанием разделения является время действия обязательства. Краткосрочный долг действует не больше года, среднесрочное обязательство предполагает возврат долга максимум через 5 лет. Долгосрочный вариант дает о себе знать при превышении пятилетнего срока (Рисунок 1) .
Рисунок 1 – Классификация государственного долга
Поскольку краткосрочные обязательства берутся государством под высокую процентную ставку, этот вариант долга оказывается самым обременительным. Зачастую действия государства-должника сводятся к продлению и сведению воедино нескольких долгов. Но для подобного шага нужно одобрение кредитора (страны, выступившей займодателем).
Если в качестве основания взять отношение к кредитору, то формами или видами государственного долга будут обязательства внутреннего и внешнего характера. Задолженность по выплатам социального характера в долговую сумму не входит.
Сущность внутреннего долга. Под сущностью внутреннего долга государства следует понимать всю совокупность отношений кредитно-финансового характера. Движение капитала от населения в бюджет и обратно определяет указанные отношения (Рисунок 2) .
Рисунок 2 – Государственный долг
На первых этапах развития рыночной экономики в России причиной возникновения обязательств стало увеличение расходов в границах одного сектора – прежде всего, военного. Повышение уровня безопасности способствовало росту размера внутренней задолженности. Постепенно картина менялась, в действие приводились и другие секторы экономики, например, связанные с научными разработками. Изменение политики государственных расходов повлекло за собой образование рынка кредитного финансирования.
Суммируя, можно отметить, что государство имеет обязательства перед:
предприятиями и гражданами (вклад в госбюджет, исполнение госзаказов, реализация программ);
лицами, делающими вклады в банках.
К госдолгу также относятся государственные облигации и векселя.
Если государственный внутренний долг непрерывно растет, внутригосударственные последствия могут стать катастрофическими. Сокращение финансирования определенных секторов экономики провоцирует протестные настроения (акции, забастовки и т.д.). Одним из ярких примеров недавнего прошлого – ситуация в Греции. Самым серьезным последствием экономического кризиса становится государственный переворот.
Причина роста финансовой напряженности кроется в нарастающей необходимости получения новых кредитов. Крайний случай, когда кредиторы отказываются от дальнейшей финансовой поддержки. В этом контексте проливается свет на тесную взаимосвязь государственного бюджета и государственного долга (Рисунок 3) .
Рисунок 3 – Государственный долг
Когда речь заходит о государственном внутреннем долге Российской Федерации, нужно упомянуть ключевую роль Центробанка. Именно он использует важнейший инструмент (ставка рефинансирования), влияя на экономические показатели страны и уровень ВВП. Когда валовый продукт растет быстрее, чем повышается ставка, страна попадает в категорию платежеспособных и может претендовать на получение очередного займа.
Долгие годы существования рыночной экономики позволили странам, оказавшимся в статусе должника, разработать ряд мер, способствующих сокращению объемов госдолга. Можно выделить следующие:
оплата задолженностей за счет использования ограниченного золотовалютного резерва;
получение отсрочки (пролонгация долга) или объединение долгов в один на более выгодных условиях;
уменьшение ставки по облигациям и векселям (конверсия);
реструктуризация долга;
аннулирование по инициативе должника (редкий случай) или страны-займодателя (так называемое «прощение долгов») .
В солидарность с мнением Цареградской Ю.А. отметим, что рекомендуется рассматривать государственный долг в трёх аспектах, подробно их представим:
1. как экономико-правовую категорию, отражающую эффективность использования государством имеющихся у него финансовых ресурсов;
2. как отношения между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, субъектами международного права – с другой, в которых публично-правовое образование выступает в роли заёмщика временно свободных денежных средств указанных субъектов;
3. как институт в системе финансового права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения обязательств, возникающих из публичных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, других обязательств в соответствии с видами долговых обязательств, принятых на себя публично-правовым образованием.
Статья 6, а также глава 14 БК РФ дают определения соответствующим понятиям. Государственным долгом РФ непосредственно являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по публичным гарантиям, предоставленным РФ. Публичный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в публичной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Отметим, что публичный долг можно рассматривать как с точки зрения расходного обязательства, так и источника финансирования дефицита публичного бюджета. Государственный долг как источник финансирования дефицитов публичных бюджетов находит непосредственное свое закрепление в статье 19 БК РФ, в которой установлен состав бюджетной классификации.
Согласно БК РФ, государственный долг (федеральный и региональный) может быть как внутренним, так и внешним. Структура российского публичного долга представляет собой группировку публичных долговых обязательств РФ по видам долговых обязательств.
Так, в объём государственного внешнего долга РФ комплексно включаются следующие элементы (рисунок 4) :
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.
3. Безновская, В.В., Коваленко Н.В., Кузнецова Е.В. Денежно-кредитное регулирование инновационного развития экономики России / В.В. Безновская // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2018. – №4 (18). – С. 13
4. Вороная, А.А. Анализ и пути решения общих проблем управления государственным долгом в субъектах РФ / А.А. Вороная, С.Н. Солдаткин // Наука и образование: новое время. – 2018. – № 2. – С. 226-233.
5. Воронько, М.С. Развитие бюджетного процесса в Российской Федерации / М. С. Воронько // Вопросы экономики и управления. – 2019. – № 4 (20). – С. 7-9.
6. Галухин, А.В. Риски при управлении государственным долгом субъектов РФ / А.В. Галухин // Проблемы развития территории. – 2017. – № 5 (91). – 136-147.
7. Голицын, Ю. Государственный долг Российской империи / Ю.Голицын // Финансист. – 2018. – № 9-10. – С. 60-62.
8. Домашенко, А.А. Внешний государственный долг Российской Федерации в условиях кризиса / А.А. Домашенко // Современные научные исследования и инновации. – 2017. – №2 (70).
9. Жигаев, А.Ю. Некоторые актуальные вопросы взаимосвязи финансовой стабильности и денежно-кредитной политики (на примере Федеральной резервной системы США) / А.Ю. Жигаев // Деньги и кредит. – 2016. – № 2. – С. 21-32.
10. Кечайкина, Е.М., Бояркина Л.М. Правовое регулирование государственного (муниципального) внешнего долга как института обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации / Е.М. Кечайгина // Вопросы российского и международного права. – 2020. – Том 10. – № 3А. – С. 12-19.
11. Кештова, Д.Ж. Государственный внутренний долг Российской Федерации: анализ структуры и динамики / Д.Ж. Кештова // Молодой ученый. – 2019. – №45. – С. 25-30.
12. Кирова, И.В., Ростова Д.В. Эффективное развитие российской экономики: препятствия и пути их преодоления / И.В. Кирова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2019. – №9. – С. 100-107.
13. Корчагин, А. Управление внешней задолженностью России / А. Корчагин // Рынок ценных бумаг. – 2016. – № 5. – С. 21-23.
14. Королева, М.Л. Оптимизация долговой стратегии субъекта Российской Федерации (на примере Костромской области) / М.Л. Королева, В.С. Терещенко // Управление социально-экономическими системами. – 2017. – № 1. – С. 45-50.
15. Кудрявцева, С.А. Государственный долг субъекта Российской Федерации: понятие, виды и формы долговых обязательств / С.А. Кудрявцева // Финансы и управление. – 2016. – № 1. – С. 100-116.
16. Ляскин, Г.Г. Подходы к оценке роли монопсонии на рынке труда: региональный аспект / Г.Г. Ляскин, В.А. Шабашев // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2016. № 2. – С. 169-179.
17. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru.
18. Сангинова, Л.Д. Эффективная долговая политика субъектов Российской Федерации: теория и практика / Л.Д. Сангинова // Экономика. Налоги. Право. – 2018. – №1. – 96-105.
19. Саркисянц, А. Россия в системе мирового долга / А. Саркисянц // Вопросы экономики. – 2016. – № 5. – С. 94-108.
20. Солдаткин, С.Н. Долговая устойчивость российских регионов: общая оценка и адекватность регулирования / С.Н. Солдаткин // Научный журнал КубГАУ. – 2017. – № 128(04). – С. 45-50.
21. . Успенская, А.А. Анализ эффективности проведения долговой политики в России: проблемы и пути их решения / А.А. Успенская // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – Том 9. – № 4А. – С. 186-195.
22. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru.
23. Яруллин, Р. Р. Влияние внешнего государственного долга на национальную экономику страны / Р. Р. Яруллин, О. А. Емец. // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – 12. – С. 210-212.