Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: Возросший в последнее время интерес к изучению эмоционально-волевой сферы обусловлен тем, что она играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, а также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации учащихся в школе и вне школы. Вопрос проблемы коррекции эмоционально-волевой сферы младших школьников актуален, так как при отсутствии целенаправленного формирования эмоционально-волевой сферы личности в условиях стихийного развития школьники оказываются неспособными к саморегуляции учебной деятельности. У детей с неразвитой эмоциональноволевой сферой наблюдается неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность. Не случайно учителя-практики отмечают возрастание отклонений аффективного развития современного ребенка. В последние годы появляется всё больше детей, склонных к ссорам и агрессии, избегающих своих сверстников, замкнутых, и т.д., тем самым осложняя работу учителя. Немалую роль в возникновении подобных трудностей играет обеднённая эмоциональная жизнь ребенка, все это может способствовать развитию у детей общего эмоционального неблагополучия [9].
Именно поэтому в развитии эмоционально-волевой сферы у младших школьников большую роль играет своевременное проведение коррекционной работы, основными направлениями которой являются [3]: • смягчение эмоционального дискомфорта у детей; • повышение активности и самостоятельности; • устранение личностных реакций, которые вызваны эмоциональными нарушениями, такими, как тревожность, агрессия, повышенная возбудимость;
Степень разработанности темы исследования: вопросам эмоционально-волевой сферы уделено значительное внимание. Данную тему в своих исследованиях изучали Ч. Дарвин (эволюционная теория эмоций); П.К. Анохин (биологическая теория эмоций); Т. Гоббс, Т. Рибо, К. Левин (автономные теории воли); Е.О. Смирнова, О.В. Дашкевич, О.А. Черникова, Е.П. Ильин, В.К. Калин, М.В. Чумаков (взаимосвязь эмоциональной и волевой регуляций). Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников освещены в работах Л.И. Божович, Л.В. Выготский, В.В. Давыдов, Е.Е. Данилова и др. (подходы к изучению способностей младшего школьника к эмоциональной саморегуляции).
Объект исследования: дети младшего школьного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения
Предмет исследования: основные направления изучения и образования детей младшего школьного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения
Цель исследования: анализ и обобщение направлений изучения и образования детей младшего школьного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения
Задачи исследования:
1. Изучить и систематизировать данные о клинических, нейропсихологических, психолого-педагогических исследованиях детей младшего школьного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения
2. Проанализировать историю и современные практики обучения дети младшего школьного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения и коррекции эмоциональных нарушений волевой сферы и поведения в России и за рубежом;
3. Обобщить исследовательские данные о коррекции эмоциональных нарушений волевой сферы детей младшего школьного возраста обучения и практиках их образования.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования в качестве методов использовались теоретический анализ, систематизация и обобщение психолого-педагогических источников
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Эмоционально-волевая сфера, как предмет психологических исследований
Эмоции и воля часто объединяются в одну эмоционально-волевую сферу. Эмоционально-волевая сфера, по определению М.В. Чумакова, - это психоэмоциональное состояние личности, являющееся регулятором деятельности человека. Однако различные исследователи этой проблемы подчеркивают разные стороны этой сферы [7].
Эмоциональную сторону регуляции, ее место в психологической структуре личности и связь с другими аспектами психики подробно рассматривали в своих работах Ч. Дарвин, К. Изард, П. К. Анохин, У. Джемс, П.В. Симонов и другие ученые. В научно-исследовательской зарубежной и отечественной литературе выделяются три теоретических подхода в изучении эмоций: физиологический, психодинамический и когнитивный. К физиологическому подходу относятся эволюционная теория Ч. Дарвина, биологическая теория П.К. Анохина, «периферическая» теория У. Джемса-Г. Ланге. Ч. Дарвин в своем труде «Выражение эмоций у человека и животных» показывает эволюционный путь развития эмоций, также объясняя их физиологическое проявление [11].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акопян, Л. С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста: автореферат диссертации … доктора психологических наук: 19.00.07 / Л. С. Акопян; Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. – Самара, 2019. – 53 с.
2. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М., Скрипторий, 2020.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 464 с. – ISBN 978-5-91180-846-4.
4. Боровкова, А. С. Особенности эмоционально-волевой сферы учащихся начальной школы / А. С. Боровкова. – Текст: непосредственный // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – С. 128–131.
5. Вилюнас, В. К. Психология эмоций / В. К. Вилюнас, Ю. Б. Гиппенрейтер. – Москва: Московский университет, 1984. – 288 с. – Текст: непосредственный.
6. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. - М.: Владос, 2016. - 240 c.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – Москва: ВЛАДОС, 2019. – 335 с. – ISBN 978-5-17-049975-5.
8. Гуровец, Г. В. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике / Г. В. Гуровец. – Текст: непосредственный // Дефектология. – 1996. – № 2. – С. 54–59.
9. Змановская, Елена Валерьевна Девиантное поведение личности и группы. Учебное пособие / Змановская Елена Валерьевна. - М.: Питер, 2017. - 650 c.
10. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 752 с.
11. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос, 2020. - 288 c.
12. Коррекционная педагогика в начальном образовании; Academia - М., 2008. - 320 c.
13. Минин, Анатолий Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи / Анатолий Минин. - М.: Прометей, 2016. - 746 c.
14. Нарушения поведения и развития у детей; Каро - М., 2011. - 176 c.
15. Рожков, М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / М.И. Рожков. - М.: Книга по Требованию, 2020. - 240 c.
16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 712 с. – ISBN 978-5-4461-1063-6.
17. Семенов, С. С. Особенности поведения младших школьников с нарушением эмоционально-волевой сферы / С. С. Семенов. – Текст: непосредственный // Обучение и воспитание: методика и практика. – 2016. – С. 68–72.
18. Титаренко, Т.М. и др. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения, учащегося; Радянська школа - М., 2012. - 126 c.
19. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения; Владос - М., 2008. - 439 c.