Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одна из важнейших психических функций и познавательных способностей человека – память. Особенное значение память имеет в процессах обучения, приобретения и накопления знаний, начиная с периода младшего школьного возраста. Развитие и формирование памяти младших школьников всегда было одним из центральных вопросов, которому посвящено немало трудов по педагогике и психологии.
Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день существует проблема развития памяти младших школьников т.к. память, есть важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности. Память является важнейшей частью жизни человека, и самым важным периодом развития памяти является младший школьный возраст. Именно этот период закладывает предпосылки для дальнейшего полноценного формирования памяти и ее совершенствования в будущем.
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Известно, что без достаточного уровня сформированности процессов памяти невозможно полноценное и эффективное обучение ребенка, т.к. весь учебный процесс основан на произвольной памяти школьника.
Постоянное совершенствование и изменение в связи со стандартами ФГОС учебных программ увеличивает необходимый объем информации при обучении учащихся. Полученную информацию они должны не только сохранять и понимать, но и уметь воспроизвести. В связи с этим возможно увеличение количества жалоб педагогов и родителей на плохую память учеников, что негативное сказывается на дальнейшем обучении в школе.
Для развития памяти младших школьников лучше всего применять методы, которые упростят восприятие информации и сделают скучный процесс увлекательным.
Изучению памяти человека посвящены работы и исследования А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина, Я.Л. Коломинского, Р.С. Немова, Е.А. Панько, И.М. Сеченова, А.А. Смирнова, А.Г. Асмолова, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконина и многих других ученых.
Несмотря на разработанность проблемы в психолого-педагогической литературе возникает противоречие между необходимостью развития памяти у младших школьников и недостаточно методическим обеспечением.
В связи с этим представляется актуальной тема для исследования: «Развитие памяти у младших школьников как условие успешности в школе».
Объект исследования: память как психический процесс.
Предмет исследования: особенности развития памяти у младших школьников.
Цель исследования: изучить особенности развития памяти у младших школьников.
Для реализации поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. изучить и проанализировать понятие и виды памяти в психолого-педагогической литературе;
2. изучить динамику развития памяти младших школьников;
3. выделить приемы и методы развития памяти младших школьников;
4. определить уровень развития памяти у младших школьников;
5. дать практические рекомендации по развитию памяти у младших школьников.
Гипотеза исследования: процесс развития памяти у младших школьников будет происходить наиболее эффективно, если:
выявить уровень развития памяти у младших школьников;
дать практические рекомендации по развитию памяти у младших школьников;
создать для учащихся благоприятный психологический климат, способствующий развитию памяти.
Методы исследования:
1. теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики);
2. эмпирические (наблюдение, констатирующий эксперимент);
3. методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного предъявления результатов).
База исследования:
Выборка составила человек.
Теоретическая значимость исследования: раскрывается понятие память, его специфика, особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста, представлены результаты констатирующего этапа исследования особенностей развития памяти у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по развитию памяти у детей младшего школьного возраста.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2014. – 811 с.
2. Байзулинова, Г.Х. Мнемотехника в учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО / Г.Х. Байзулинова // Ступень в педагогическую науку. – М., 2017. – С. 32-35.
3. Блонский, П. П. Память и мышление [Текст] / П. П. Блонский. - Изд. 3-е, [репр.]. - Москва : URSS : ЛЕНАНД, cop. 2017. – 204 с.
4. Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. – Москва : ИД ГУ ВШЭ, 2017. – 526 c.
5. Емельянова, Е.С. Разработка тренажера для диагностики и развития памяти / Е.С. Емельянова, Ж.А. Шепелева, В.В. Ефремов // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2019. – № 4 (10). – С. 25-26.
6. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание и деятельность. Психология памяти: Хрестоматия / П. И. Зинченко / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. – Москва: ЧеРо, 2000. ‒ 476 с.
7. Леонтьев, А. Н. Развитие высших форм запоминания. Психология памяти: Хрестоматия / А. Н. Леонтьев / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. – Москва: ЧеРо, 2000. ‒ 436 с.
8. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / Ю.Б. Гиппенрейтер // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. - М.: АСТ, 2018. - 646 с.
9. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учебное пособие для студентов вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / А. Г. Маклаков. - Москва [и др.] : Питер, 2012. - 582 с.
10. Немов, Р. С. Общая психология [Текст] : учеб. для бакалавриата / Р. С. Немов. – В 3 т. – Т. 1. Введение в психологию. – М. : Юрайт, 2016. – 548 с.
11. Никитина, Т. Б. Как развить память у детей : [как запоминать цифровую информацию, как запоминать сложные слова, как запоминать иностранные слова, как запоминать исторические даты] / Т. Б. Никитина. - Москва : АСТ-Пресс, 2017. - 319 с.
12. Нормальная физиология / под ред. К. В. Судакова. – Москва: Мед. Информ. Агентство, 2008. – 94 с.
13. Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология : Учебник / [Л. Ф. Обухова]. - М. : Роспедагентство, 1996. - 372 с.
14. Общая психология : [учебник для педагогических институтов] / [акад., д-р психол. наук, проф. А. В. Петровский, д-ра психол. наук, проф. М. Г. Ярошевский, В. С. Мухина и др.] ; под ред. проф. А. В. Петровского. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Просвещение, 1976. - 479 с.
15. Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н. Н. Палагина. – Москва: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 234 с.
16. Пиаже, Ж. Психология интеллекта : [Пер.] / Жан Пиаже. - М. [и др.] : Питер, 2003. - 191 с.
17. Пронина, М. В. Эффективные способы успешного запоминания учебного материала младшими школьниками / М. В. Пронина, С. К. Бисалиева. – Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – 158 с.
18. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога : учебное пособие : в двух книгах / Е. И. Рогов. - Москва : ВЛАДОС-Пресс, 2008. – 476 с.
19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер 2014. – 450 с.
20. Урунтаева, Г. А. Детская психология [Текст] : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Г. А. Урунтаева. - Москва : Академия, 2013. – 334 с.
21. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконина ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 6-е изд., стер. - Москва : Академия, 2011. – 383 с.