Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одной из особенностей подросткового периода является завершение формирования характера с заострением некоторых черт и последующим их сглаживанием. Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера, представляющие собой крайние варианты нормального характера. В обычных условиях наличие той или иной акцентуации не всегда заметно окружающим и не препятствует благоприятной социальной адаптации. Однако под влиянием стрессов, психотравмирующих ситуаций, жизненных трудностей, которыми достаточно богат подростковый возраст, лица с акцентуациями характера могут стать девиантными.
В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов само оценивания и само отношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости. Таким образом, постепенно у подростка формируется свой Я-образ.
Я-образ способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. Я-образ в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивной Я-образ в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативная Я-образ у подростка, снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации.
Объект исследования: - процесс формирования «Образа - Я» у современных подростков.
Предмет исследования является «Образ Я» современного подростка при различных акцентуациях характера.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности образа-Я при различных акцентуациях характера в подростковом возрасте.
Задачи:
- определить «Образ Я» в отечественной и зарубежной психологии.
- охарактеризовать особенности «Образа-Я» в подростковом возрасте .
- исследовать понятия акцентуаций.
- проанализировать данные исследования.
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Для решения заявленной проблемы использовались следующие методики:
-для определения типа акцентуации характера - методика «Характерологический опросник Леонгард-Шмишек» (в адаптации для подросткового возраста И.В. Крук).
-для определения самооценки подростков - методика Куна «Кто я?».
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы заключается в том, что материалы могут быть применены при выявлении общих особенностей самосознания подростков. Полученные данные также могут быть использованы педагогами и психологами при разработке программ и тренингов по развитию у подростков уверенности в себе и формированию адекватного Образа Я.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Научная новизна исследования заключается в том, что установлены особенности формирования Я-образа у подростков. Выявлены оптимальные и негативные условия, от которых зависит его формирование в переходный подростковый период.
Фрагмент для ознакомления
3
Основная литература
1. Андреева, Ю.В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Ю.В. Андреева. Екатеринбург, 2015. - 174 с.
2. Бубнова И.С. Специфика современных условий семейного воспитания подростков и ее влияние на формирование их Я-концепции [Текст] / И.С. Бубнова, В.И. Рерке // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2019. – №1 (72). – С. 211–214.
3. Вачков, И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников [Текст] / И.В. Вачков, М.Р. Битянова. СПб. : Питер 1-е издание, 2017. - 192 с.
4. Выготский, Л.С. Проблема возраста [Текст]/ Л.С. Выготский // Психология развития и возрастная психология : хрестоматия / ред,-сост. Е.В. Гурова. М. : Изд-во МНЭГ1У, 2014. - 316 с.
5. Гайнанова, А.Р. Особенности становления я-концепции младших подростков [Текст] / А.Р. Гайнанова // Психология обучения. -2017. № 8. - С. 54-67.
6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2016. 384 с.
7. Каминская, Т.Ю. Роль мотивационного компонента «образа Я» в развитии самосознания школьников : автореф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.07 [Текст] / Т.Ю. Каминская. М., 2015. - 29
8. Куповых, Ж.Г. «Образ я» подростков, психологически зависимых от родителей [Текст] / Ж.Г. Куповых, О.Н. Истратова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2017. - Т. 66. - № 11. - С. 233-237.
9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. [Текст] Л.:Медицина,2017- 90 с.
10. Махнёва, Ж.Г. «Я реальное» и «я идеальное» в «образе я» подростков, психологически зависимых от родителей [Текст] / Ж.Г. Махнёва // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Серия: Общественные науки. 2019. - № 2. -С. 123-126.
11. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития [Текст] / B.C. Мухина. 14-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2016. - 656 с.
12. Печерский, В.Г. Психолого-педагогическая поддержка процессов саморазвития личности подростков и юношей в образовательной среде [Текст] / В.Г. Печерский // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. - № 14. - С. 213-220.
13. Рягузова, Е.В. Полисемичность образа героя у современных подростков [Текст] / Е.В. Рягузова // Психология обучения. -2016. № 12. - С. 37-47.
14. Соколова, В.Н. Отцы и дети в меняющемся мире : кн. для учителей и родителей [Текст]/ В.Н. Соколова, Г.Я. Юзефович. М. : Просвещение, 2016. - 223 с.
15. Столин, В.В. Самосознание личности [Текст]/ В.В. Столин. М. : Изд-во Московского ун-та, 2015. - 284 с
16. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста [Текст]/В.А. Сухомлинский. -М.: Учпедгиз, 2014. -223 с.
17. Фельдштейн, Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы / Д.И. Фельдштейн // Национальный психологический журнал. 2018. - № 2. - С. 6-11.
18. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. [Текст] / Д.Б. Эльконин. М., 2015. -102 с.
Дополнительная литература
19. Краковский А. П. О подростках. [Текст] / А. П. Краковский. М., 2016, с. 11—18
20. Кон, И.С. Ребенок и общество [Текст] / И.С. Кон. М. : Академия, 2017. - 336 с.
21. Наумова, Т.А. Образ «Я» Интернет-зависимых и интернет-независимых социальных агентов в виртуальном пространстве : автореф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.05 / Т.А. Наумова. Ижевск, 2016. - 18 с.
22. Сухова, С.Н. Создание ситуаций успеха как средство социальной адаптации младших школьников : дис. . канд. пед. наук : 13.00.02 [Текст]/ С.Н. Сухова. Кострома, 2017. - 292 с.
23. Тищенко, Ю.В. Факторы влияния семьи на формирование самосознания ребёнка / Ю.В. Тищенко // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2019. - № 1. - С. 89-94
24. Юнг К. Конфликты детской души. [Текст]/К. Юнг. М.: Канон, 2016. 384 с.