Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обусловлена тем, что основной вид пенсионного обеспечения детей, т.е. несовершеннолетних граждан, - пенсия по случаю потери кормильца. Именно для этой категории лиц законодатель устанавливает существенные особенности правового регулирования, которые представляют теоретический и практический интерес. В русском языке понятие «кормилец» употребляется в мужском роде и означает того, кто кормит кого-либо, добывает кому-либо пропитание, содержит кого-либо на иждивении. С юридической точки зрения кормилец - физическое лицо, обеспечивающее или обязанное обеспечивать содержание других физических лиц. Смерть кормильца, т.е. прекращение его физического существования, навсегда лишает членов его семьи возможности получить от него необходимое содержание и влечет различные юридические последствия. Так, согласно ст. 1088 Гражданского кодекса РФ лицо, несущее гражданско-правовую ответственность за смерть кормильца, обязано возместить вред, связанный с его потерей. В сфере социального обеспечения нетрудоспособные члены семьи, состоявшие на иждивении кормильца, приобретают право на пенсию по случаю его потери. В современных условиях, когда бюджет семьи формируется обычно за счет доходов всех или любых трудоспособных ее членов, юридическое понятие кормильца относится к лицам любого пола. Пенсия может быть назначена (на определенных условиях) при потере матери, жены, бабушки, сестры.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с выплатой пенсии по случаю потери кормильца.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие выплату государственных пенсий по случаю потери кормильца, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настощей работы является изучение государственных пенсий по случаю потери кормильца.
Задачами работы ставится:
• Изучить понятие и правовое регулирование государственной пенсии;
• Исследовать виды государственных пенсий;
• проанализировать особенности государственных пенсий по случаю потери кормильца;
• Определить тенденции развития правового регулирования пенсии по случаю потери кормильца.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЫХ ПЕНСИЙ
1.1. Понятие и правовое регулирование государственной пенсии
Выступая в качестве члена Совета Европы, Россия в международном публичном измерении признала в качестве цели своей политики создание и обеспечение условий для достойного существования личности.
Традиционно на уровне международно-правовых актов закрепление получают стандарты в области естественных прав и свобод человека, а также гражданские и политические права. Однако правовой статус личности трудно рассматривать в отрыве от прав в области социального обеспечения. Так, одним из основополагающих начал в области прав человека, имманентных (присущих) современным либеральным политическим режимам, является принцип равенства человека. При этом такое равенство устанавливается вне зависимости от разных социальных статусов, включая имущественное и социальное положения индивида.
Соответственно, немыслимым представляется равенство индивидов в условиях острого социального неравенства, несправедливого распределения материальных ресурсов в обществе. Такое неравенство является существенным дестабилизирующим фактором для любого политического режима.
Задачами международно-правовых стандартов, в том числе правового статуса личности, являются, с одной стороны, аккумулирование положительного опыта развитых государств и передача его государствам, где еще не сложились полноценные демократические правовые институты (правовая интеграция и обмен опытом демократических преобразований). С другой стороны, не менее важными задачами международно-правового регулирования наиболее важных естественных прав человека являются установление стандартов, обязательных для государств-участников, предоставление дополнительных процессуальных механизмов защиты субъективных прав от возможного нарушения в межгосударственных органах, например в Европейском Суде по правам человека (в случаях, предусмотренных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод).
Стоит отметить, что основы социального обеспечения в качестве элемента правового статуса личности находят свое закрепление не только в Европейской социальной хартии, но и во всеобщих (универсальных) международно-правовых актах. В то же время после ратификации указанной Хартии Федеральным законом от 3 июня 2009 г. № 101-ФЗ Европейская социальная хартия стала частью национальной правовой системы Российской Федерации и получила приоритет над национальным правом в свете ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ).
В целом содержащиеся в Европейской социальной хартии положения о стандартах социального обеспечения личности корреспондируют с провозглашенной в ст. 7 Конституции РФ идеей социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Однако спустя десять лет после ратификации Европейской социальной хартии стоит констатировать весьма низкий уровень реализации установленных данным международно-правовым актом стандартов социального обеспечения в России.
Важной проблемой отечественного права социального обеспечения является вопрос объективности определения величины прожиточного минимума.
Аналогичной выглядит ситуация и с фактической реализацией в национальной правовой действительности положений ст. 12 Европейской социальной хартии, касающейся установления величины государственных пенсий и пособий.
При этом, устанавливая федеральную социальную доплату к пенсии до уровня прожиточного минимума, федеральный законодатель запрещает в период ее получения осуществление трудовой деятельности. Фактически такой подход приводит к установлению формальных негативных санкций за интеграцию инвалида в рабочую среду путем снижения государственных социальных гарантий при осуществлении им трудовой деятельности и не стимулирует к социализации такой личности, что противоречит, в частности, ст. 15 Европейской социальной хартии.
Более того, устанавливая прожиточный минимум, федеральный законодатель устанавливает дифференцированный подход к его величине в зависимости от принадлежности человека к определенной социальной группе: трудоспособное население, пенсионеры, дети.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996 (ETS № 163)). Россия ратифицировала данный документ (Федеральный закон от 3 июня 2009 г. № 101-ФЗ «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года», вступ. в силу 01.12.2009) // Бюллетень международных договоров. 2010. № 4.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
4. Федеральный закон от 3 июня 2009 г. № 101-ФЗ «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года» // СЗ РФ. 2009. № 23. Ст. 2756.
5. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3699.
6. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6965.
7. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4920.
8. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4832.
9. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, № 9, ст. 328.
10. Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 21. Ст. 699.
11. Постановление Конституционного Суда РФ № 18-П // Собрание законодательства РФ, 07.12.2009, № 49 (2 ч.), ст. 6041.
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 2018 г. № 13-П // Российская газета. 2018. 10 июля.
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2009 г. № 18-П // СЗ РФ. 2009. № 49 (2 ч.). Ст. 6041.
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2017 г. № 36-П «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4831.
Литература
15. Пешкова Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2018.
16. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. М.: Редакция "Российской газеты", 2020. 176 с.
Статьи из периодических изданий
17. Азарова Е.Г. Пенсионное обеспечение детей, потерявших кормильца: особенности правового регулирования // Журнал российского права. 2017. № 8 (248). С. 115.
18. Азарова Е.Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: Монография. М., 2012. С. 84.
19. Азарова Е.Г., Андриченко Л.В., Бочарникова М.А., Голованова Н.А., Захаров М.Л., Коршунова Т.Ю., Ломакина Л.А., Плюгина И.В., Серегина Л.В., Чиканова Л.А. Аналитический обзор на тему: «Соответствие российского законодательства требованиям международной организации труда» / отв. ред. Л.А. Чиканова // СПС КонсультантПлюс. 2014.
20. Атагимова Э.И. Правовая культура общества как основа правового государства // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2017. № 3. С. 78.
21. Атагимова Э.И., Федоров И.Н. Нравственно-правовое воспитание и правовое просвещение в современной школе: проблемы и пути решения // Мониторинг правоприменения. 2016. № 3 (20). С. 72.
22. Зорькин В.Д. Кризис доверия и государство. Конституционные нормы и законы не должны вступать в жесткое противоречие с реальностью // Российская газета. 2009. 10 апр. С. 12.
23. Напсо М.Б. Актуальные проблемы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение в контексте реформирования пенсионной системы Российской Федерации // Современное право. 2019. № 2. С. 38 – 46.
24. Ростова О.С. О реализации государственной программы материнского (семейного) капитала // Администратор суда. 2017. № 4. С. 13 – 17.
25. Тарабан Н.А. Международно-правовые стандарты народного суверенитета и их роль в эволюции мирового конституционализма // Международное публичное и частное право. 2019. № 1. С. 3 - 6.
26. Трофимова Г.А. Социальное государство как эффективный механизм // Административное и муниципальное право. 2016. № 8. С. 706.
27. Хабриева Т.Я. Основные векторы и проблемы развития социального законодательства // Журнал российского права. 2014. № 8 (212). С. 5 - 6.
28. Ясакова Е. Зафиксирует на шесть лет // Российская газета. 2018. 3 окт.