Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы в том, что значение зрительного восприятия в жизни детей дошкольного возраста очень велико, так как оно является фундаментом для развития высших психических функций – мышления, развития речи, внимания, памяти, воображения. В дошкольном возрасте эти процессы занимают ведущие позиции, особенно логическое мышление, и в дальнейшем развитии восприятие будет выполнять обслуживающую функцию. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не подметит взрослый. В процессе обучения зрительное восприятие будет совершенствоваться, и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью.
Цель исследования: теоретически и экспериментально изучить особенности восприятия детей до 7 лет.
Объект исследования: восприятие.
Предмет исследования: восприятие детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «восприятие» в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности детей школьного возраста.
3. Выявить особенности развития восприятия в дошкольном возрасте.
4. Выявить этапы, методы и методики исследования.
5. Провести анализ результатов исследования.
Методы исследования. Чтобы решить заданные задачи, нужно реализовать методы исследования: теоретические (анализ, систематизация и обобщение), эмпирические (констатирующий эксперимент, тестирование).
Структура работы. Работа состоит из двух глав, 5 параграфов, списка литературы из 22 источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДО 7 ЛЕТ
1.1. Понятие «восприятие» в психолого-педагогической литературе
Как правило, под восприятием в психолого-педагогической литературе понимают отражение в человеческом сознании предметов и явлений окружающего мира в процессе их непосредственного воздействия на рецепторы в форме целостных образов.
Приведем примеры, когда человек задействует восприятие в привычных для него жизненных условиях. Например, при просмотре футбола мы воспринимаем игровые моменты, создающиеся футболистами, которые в свою очередь, в борьбе за мяч, осуществляют тактическую комбинацию, задуманную ранее. Или другой пример, альпинист, решивший покорить вершину, воспринимает предметы и пространственные отношения между ними, а именно, он видит деревья и скалы, находящиеся вблизи, далекие остроконечные пики гор на горизонте. В свою очередь студент, во время лекции преподавателя, будет воспринимать его речь. Можно привести еще множество примеров, однако подытожим, что образы воспринимаемых вещей или явления окружающего мира, мы получаем при помощи процесса восприятия.
Отметим, что исследователи процесса восприятия отмечают, что оно отличается следующими особенностями:
1. Объективация, т.е. вынесение образа вовне. Это означает, что воспринимая какой-либо предмер, например, книгу, то в нашем сознании возникает образ, который осознается нами не как субъективное психическое переживание, а как объективный, вне нас существующий предмет.
2. Целостность. Это означает, что восприятие всегда обладает целостным характером, т.е. те образы предметов, которые мы получаем посредством процесса восприятия, отражаются в сознании в целостности и в органической совокупности их качеств и свойств.
Из этого следует, что образ восприятия характеризуется не как автоматическая сумма частей и элементов воспринимаемого предмета, а как образ самого объекта во всей его целостности. С целостного предмета начинается наш процесс восприятия, который не создается путем суммирования элементов. Напротив, разделение полученного образа на элементы представляет собой вторичный процесс, позволяющий дополнить целостное восприятие, и происходящий за ним следом. Рассмотрим несколько примеров:
1. Вначале мы видим дом, а потом уже начинаем различать этажи и другие его составные части.
2. Первоначально мы слышим полноценную мелодию, а потом уже выделяем ее составляющие (аккорды и музыкальные тона).
Мы видим, что целостное восприятие предопределяется способностью нашего мозга увидеть в воспринимаемом предмете то, что характерно только для какого-то определенного целого предмета, а после вычленять уже его составные элементы. Отметим, что данная способность присуща не только человеку, но и животным, которая развивалась у них посредством приспособления к условиям окружающей среды, в которой они сталкивались всегда, и прежде всего с предметами и явлениями в их целостности и изоляции.
Постепенно способность видеть составные элементы предмета совершенствовалась у человека в процессе труда, т.к. приходилось иметь дело с целостными объектами и орудиями труда. Эта способность развивалась для того чтобы эффективнее использовать эти объекты и орудия в своей производственной деятельности.
Во многих случаях конкретный характер частей и элементов целостного предмета не имеет для его восприятия важного значения и может быть легко заменен другими конкретными особенностями без того, чтобы была потеряна целостность восприятия. Так, мы воспринимаем мелодию как целостно одну и ту же, несмотря на то, что она сыграна на различных музыкальных инструментах или в различных регистрах, что, как известно, полностью меняет конкретный характер составляющих ее элементов. Необходимо лишь, чтобы при исполнении сохранялось обусловливающее целостность мелодии определенное соотношение составляющих ее музыкальных тонов. Любую букву алфавита мы всегда узнаем как таковую, несмотря на значительное несоответствие в транскрипции. Необходимо лишь, чтобы при всех этих расхождениях сохранялось характеризующее целостность предмета соотношение частей. Для буквы «А» это будут две соединенные под углом наклонные линии с перекрестом посередине. Единство образа всегда обусловлено тем, что мы непосредственно воспринимаем в предмете обусловливающие это единство особенности, хотя не всегда можем определить, в чем они состоят. Так, мы сразу же и легко различаем на картине женское лицо от мужского и в то же время с трудом можем сказать, чем мы при этом руководствуемся.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб.: Изд – во «Питер», 2008. – 400 с.
2. Большой толковый психологический словарь [Текст] / Пер. с англ. Р. Артур. – М.: АСТ; Вече, 2012. – 560 с.
3. Введение в психодиагностику [Текст] / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М.: Академия, 2012. – 190 с. 73
4. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМОПресс, 2012. – 455 с.
5. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии: Уч. Пособие [Текст] / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Речь, 2012. – 694 с.
6. Детская практическая психология [Текст] / Под. ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2005. – 225 с.
7. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст]/ Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
8. Дронь А.В., Данилюк О.В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников [Текст] / А. В.Дронь, О. В. Данилюк. - СПб.: Речь, 2011. – 98 с.
9. Едронова, В. Н. Система методов в научных исследованиях [Текст] / В. Н. Едронова, А. О. Овчаров // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. – № 10 (313). – С. 33-47.
10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И.А Зимняя. – М.: Логос, 2011. – 384 с.
11. Кобель, Г. Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Г. Н. Кобель // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 779-783.
12. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. 4-е изд., стер. [Текст] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2012. – 298 с.
13. Краткий психологический словарь [Текст] / Л.А. Карпенко; под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 431с.
14. Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним [Текст] : Учебно-методическое пособие / В. Г. Крысько. – Москва : Флинта, 2005 г. - 418 с.
15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. спец. учеб. заведений [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 462 с.
16. Матюшкина, М. Д. Методы педагогического исследования [Текст] : Учебное пособие / М. Д. Марцинковская. – СПб.: Питер, - 2012. - 178 с.
17. Психологический словарь [Текст] : справочник / под ред. В. В. Юрчук. – Минск : Элайда, 2010. – 704 с.
18. Стребелева, Г. А. Психолого-педагогическая диагностика развития [Текст]: // метод, пособие - М., 2004. - 164 с. 90
19. Тихеева, Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности [Текст] /Е.И. Тихеева //Дошкольное воспитание. – 2016. - №10. – С.48 - 50. 65.
20. Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст]: учебник для студ. /Г.А. Урунтаева. - 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2016. – 196 с.
21. Циулина, М. В. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие [Текст] / М. В. Циулина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 239 с.
22. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь [Текст] /В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 808 с.