Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие
детей с дошкольного возраста.
Моторная сфера играет важную роль в формировании и развитии, как
психики ребенка, так и его речи. С помощью двигательной функции
осуществляется психическая регуляция не только учебно-познавательной, но
и речевой деятельности ребенка. Стоит отметить, что показателем
готовности дошкольника к обучению в школе, а также важным условием для
становления полноценной личности ребенка является своевременное
овладение правильной речью.
Многие авторы отмечают, что количество детей со стертой формой
дизартрии в последние годы значительно возросло.
2
От того, как рано или поздно выявлены дефекты речи, от того, когда
начата логопедическая работа с ребенком, страдающим нарушением речи во
многом зависит результат исправления дефектов речи.
К сожалению, проблема раннего логопедического воздействия пока
еще не всегда находит свое понимание у врачей-педиатров, не всегда и
родители, имеющие детей с проблемами, на ранних этапах развития
обращаются за помощью к логопеду или педагогу-дефектологу. В старшем
дошкольном возрасте, когда у детей в норме уже должны появиться все
звуки речи, родители начинают замечать нарушенное произношение своих
детей и только тогда обращаются за помощью к специалистам, которые и
диагностируют у детей стёртую форму дизартрии. Большое количество детей
с данным нарушением остаются в массовых садах даже после выявления
дизартрии.
Анализ современной психолого-педагогической литературы, в
частности, исследований М.М. Кольцовой, А.Р. Лурия, показывает
онтогенетическую взаимозависимость между развитием мелкой моторики и
речевым развитием детей, в исследованиях указанных авторов отмечается
оказание существенного влияния движения руки на развитие речевой
функции.
В исследованиях М.М. Кольцовой рассматривается важность работы,
направленной на изучение и совершенствование моторной сферы детей
дошкольного возраста, автор указывает на относительную самостоятельность
и легкую упражняемость моторной сферы, что предоставляет богатые
возможности для развития и совершенствования мелкой моторики.
Объектом исследования является моторная сфера у дошкольников с
легкой степенью дизартрии.
Предметом исследования является содержание работы по преодолению
нарушений моторной сферы у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Цель курсовой работы – рассмотреть нарушения моторной сферы при
дизартрии.
Задачи:
- изучить психолого-педагогическую характеристику дошкольников с
дизартрией.
- выявить особенности развития моторной сферы у дошкольников с
легкой степенью дизартрии.
- проанализировать нарушение моторной сферы при дизартрии.
- исследовать преодоление моторных нарушений у детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией.
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, аналогия,
сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
литературы.
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО
ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
дизартрией
Психолого-педагогическая характеристика воспитанников с дизартрией
представлена в трудах Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, О. Е.
Грибовой [21]. Они отмечают, что у детей с дизартрией имеются отклонения
в речевом и психомоторном развитии, наблюдается недостаточная
сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью.
Нарушение функционирования премоторных зон коры головного
мозга, которые отвечают за кинестетическую организацию движений,
отражается у детей с дизартрией на фоне изменений мышечного тонуса,
нарушений координации движений, недостаточности дифференцированной
моторики.
Это характерно для всей моторной сферы – общей моторики,
мимической, мелкой и артикуляционной.
Воспитанников с дизартрией можно условно разделить на несколько
групп в зависимости от их общего психофизического состояния:
1. дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием;
2. дизартрия у детей с церебральным параличом;
3. дизартрия у детей с олигофренией;
4. дизартрия у детей с гидроцефалией;
5. дизартрия у детей с задержкой психического развития;
6. дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией.
В дошкольный период происходит развитие высших психических
функций (память, внимание, мышление и т.д.), познавательной активности,
двигательной сферы. Психофизиологические функции развиваются
благодаря многим факторам: общению со взрослыми и сверстниками;
различным формам познания, через активное взаимодействие его с
окружающей средой; включению в различные виды деятельности,
позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям. В старшем
дошкольном возрасте движения и действия воспитанника, производятся под
контролем и регулируются самим ребенком, на основе представления о
предстоящем действии и условиях его осуществления.
Согласно представлениям Л. С. Выготского, речь, тоже играет
большую роль в формировании высших психических функции, вследствие
чего они становятся осознанными и произвольными. У обучающихся с
дизартрией наблюдается расстройство высших психических функций: низкая
интеллектуальная работоспособность, эмоциональная лабильность,
нарушения памяти, внимания. Воспитанники старшего дошкольного возраста
с дизартрией, в процессе общения испытывают трудности в речевой
4
коммуникации, что сопровождается снижением мотивационных
потребностей сферы общения, а так же у них выявляется нарушение
познавательной деятельности [3, c 57].
Часто наблюдаются эмоционально-волевые нарушения в виде: быстрой
истощаемости нервной системы, общего эмоционального и двигательного
беспокойства или, наоборот, в преобладании вялости и пассивности.
проявляют тревожность, раздражительность, застенчивость, пассивность,
нередко обидчивы, пассивны в общении с людьми. Во время занятий
воспитанник старшего дошкольного возраста с дизартрией: быстро
истощается, неспособен контролировать свою деятельность, не стремится
преодолеть затруднения в процессе деятельности, с трудом переключаются с
одного вида деятельности на другой.
Связь организма с окружающим миром, обеспечивают анализаторные
системы, состоящие из центральных и периферических отделов, которое
формирует систему восприятия. Поражение периферического или
центрального двигательного нейрона при дизартрии, приводит параличу
(отсутствие движения) или парезу (ограничение его объема и силы).
При поражении периферической нервной системы страдают
произвольные и непроизвольные движения, отсутствие или снижение
рефлексов, мышечного тонуса, атрофия мышц. При поражении центральной
нервной системе преимущественно произвольные движения, наблюдаются
мышечная гипертония, наличие патологических рефлексов и синкинезий.
Разнообразные виды деятельности, преобладающие в дошкольном
возрасте (ролевая игра, рисование, конструирование и т.д.) формируют
различные двигательные стереотипы. В своих работах по исследованию
дошкольников с дизартрией Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина, указывают на
несформированность у этих детей общей моторики [11, c 102].
Значительные трудности у воспитанников с дизартрией вызывает
выполнение сложных двигательных актов, требующих точной работы
различных мышечных групп, правильной пространственно-временной
организации движений: трудности с ежедневными выполнениями действий,
общая моторная неловкость, неуклюжесть.
В своих исследованиях Е. Ф. Архипова отмечает, что у дошкольников с
дизартрией формирование моторных функций происходит на более поздних
этапах [1, c 212].
При работе с карандашом и кисточкой воспитанники долгое время не
могут регулировать силу нажима, испытывают трудности в использовании
ножниц. Моторная неловкость рук особенно отмечается на занятиях по
аппликации (пространственного местоположения элементов), и лепки
(слепить что, ни будь из пластилина). Воспитанники с трудом выполняют
мелкие дифференцированные движения в медленном, напряженном темпе, с
напряженными пальцами, и не в полном объеме.
Сниженный уровень устойчивости и переключаемости внимания не
дает дошкольникам длительно концентрироваться на объекте [11]. Состояние
5
речеслуховой и зрительной памяти дошкольников с легкой степенью
псевдобульбарной дизартрии характеризуется затруднениями, как при
запоминании отдельных слов, так и при запоминании логики и смысла
текста. Это является следствием нарушения внимания, фонематического
слуха и артикуляции звуков [3].
У воспитанников с дизартрией проявляются следующие
патологические особенности артикуляционного аппарата:
Дисметрия - несоразмерность, неточность произвольных движений
(чрезмерное увеличение двигательной амплитуды).
Дистония – характерная смена мышечного тонуса.
Гипотония - сниженный тонус мышц.
Гиперкинезы - неконтролируемые, насильственные движения мышц
языка, лица (гиперкинетическая дизартрия).
Спастичность - увеличенный тонус мышц языка, губ, лица и шеи.
Синкинезии - непроизвольные сопутствующие движения при
выполнении произвольных артикуляционных движений.
Тремор - дрожание кончика языка (более выражен при произвольных
движениях) [13].
Так, как двигательные и речевые зоны в коре головного мозга
расположены близко, можно говорить о параллельном формировании речи и
моторики. Нормальное моторное развитие свидетельствует, о нормальном
речевом развитии дошкольника. Кроме того, Л. Н. Ефименкова доказывает,
что воспитанники детских садов с нарушением мелкой моторики рук,
испытывают затруднения при овладении навыками письма [7, c 91].
Итак, можно сделать вывод, что дизартрия - это нарушение
произношения звуков и просодики при нарушенной иннервации речевого
аппарата, возникшее в результате органического поражения центральной
нервной системы. У дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной
дизартрии выделяются определенные психолого-педагогические
особенности, которые необходимо учитывать при построении содержания и
организации коррекционной работы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Архипова, Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей
со стертой формой дизартрии [Текст] // Е. Ф. Архипова, Актуальные вопросы
теории и практики коррекционной педагогики. — М. , 2017. – 307 с .
2. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учеб для студ. дефектол. фак.
педвузов / Л. С. Волкова ; под ред. Л. С. Волковой. – М. : Гуманитар. изд.
центр ВЛАДОС, 2018. – 703 с.
3. Выготский, Л. С. Мышление и речь. [Текст] / Л.С. Выготский. -
М.: Просвещение, 2019. - 415 с.
4. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н.
Гвоздев. – М. : изд. Детство-Пресс, 2014. – 272 с.
5. Грибова, О. Е. Дидактический материал по обследованию речи
детей. Словарный запас. [Текст] / О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова. – М. :
АРКТИ, 2019. – 64 с.
6. Гухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного
возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов. – М. :
АРКТИ, 2019. – 144 с
7. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи у
дошкольников [Текст] / Л. Н. Ефименкова М. : ВЛАДОС, 2017. — 336 с.
8. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : Учебно-
методическое пособие [Текст] / А. Н. Корнев. – СПб. : МиМ, 2017. – 286с.
9. Мартынова, Р. И. Сравнительная характеристика детей,
страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией //
Учебное пособие для студентов специальных педагогических учебных
заведений [Текст] / В. И. Селиверстова, Л. С. Волковой, – М.: Гуманит. Изд.
Центр ВЛАДОС, 2017. – 218с.
19
10. Мастюкова, Е. М Клиническая диагностика в комплексной
оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в
развитии [Текст] / Е. М. Мастюкова. – М. : Просвещение, 2016. – 73с.
11. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левиной –
М. : Просвещение, 2018 – 367с.
12. Пожиленко, Е. А. . Волшебный мир звуков и слов [Текст] :
пособие для логопедов / Е. А. Пожиленко. – М. : Гуманит. изд. Центр
ВЛАДОС, 2019. – 224с.
13. Правдина, О. В. Логопедия [Текст] : Учеб. пособие для студентов
дефектолог. факультетов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. / О. В.
Правдина. – М. : Просвещение, 2013. – 272с.
14. Пятница, Т. В. Логопедия в таблицах и схемах. (В помощь
логопеду) [Текст] / Т. В. Пятница – Минск, : Аверсэв, 2016. – 103 c.
15. Репина, З. А. Нарушение письма у школьников с ринолалией:
учебное пособие [Текст] / З. А. Репина – Свердловск: Свердл. пед. ин-т.,2018.
– 80 с
16. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их
преодоление у младших школьников [Текст] / И. Н. Садовникова. – М. :
Владос, 2017. – 256с.
17. Ткаченко, Т. А. В первый класс - без дефектов речи [Текст] :
метод. пособие / Т. А. Ткаченко. - СПб. : Детство-Пресс, 2019. - 110c.
18. Ткаченко, Т. А. Если дошкольник плохо говорит [Текст] / Т. А.
Ткаченко. – СПб. : Акцидент, 2018. – 112 с.
19. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования
речи [Текст] : Учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова. Урал. гос.
пед. ун-т. – Екатеринбург, 2015. – 50с.
20. Филичева, Т. Б Четвертый уровень недоразвития речи [Текст] / Т.
Б. Филичева Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.
– М., 2019. – 250 с.
21. Филичёва, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим
недоразвитием речи в условиях специального детского сада. [Текст] / Т. Б.
Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Издательство «Альфа», 2013. – 87с.
22. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счёта, письма и чтения:
нарушение и восстановление. [Текст] / Л. С. Цветкова - М.: Юристъ, 2017. –
256с.
23. Чиркина, Г. В. Недостатки письма у детей с дефектами
артикуляционного аппарата, пути их преодоления и предупреждения [Текст]
/ Г. В. Чиркина. – М. : Профессиональное образование, 2013 167 с.
24. Шаховская, С. Н. Преодоление нарушений чтения и письма у
детей (По данным специальной зарубежной литературы) [Текст] / С. Н.
Шаховская. М., 2019. - С.109-116с.
25. Шеремет М. К., Гулько З. П. Формирование готовности
дошкольников с общим недоразвитием речи к обучение в школе в условиях
специального дошкольного учреждения // Имидж современного педагога.
20
Научно-практический образовательно-популярный журнал. – 2018. – № 8-9. –
С. 82-84.