Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования
Государство – это совокупность (общность) людей, которые объединены по определенным признакам (территория, народ и власть).
Государство – это результат долгого исторического развития; одна из форм человеческого общения.
Были времена, когда человечество существовало без государства. В настоящее время условия сложились так, что государство является формой, при которой могут существовать разные нации и народы вместе.
Если рассматривать это понятие в достаточно узком смысле, то здесь мы будем иметь в виду стоящий над обществом аппарат управления обществом. Государство имеет структурный характер и состоит из государственных органов, уполномоченных управлять обществом.
Государство в другом – широком – смысле представляет собой, прежде всего, уже не механизм, аппарат чиновников, а общество, сложную систему, составляющие которой связаны отношениями властного характера. Здесь мы уже говорим о наличии государственно-правовых институтов, законов, армии, правоохранительных органов.
Политика ориентируется на потребности людей в обществе при помощи определенных принципов, которые ориентируют в себе ценности гуманизма в отношении индивида, общества и государства. И такими специфическими конкретизациями представлений гуманизма являются права человека, если мы говорим относительно политической сферы. Права человека представляют собой охраняемую законом меру поведения в возможных пределах, которая направлена на то, чтобы удовлетворять интересы человека. Когда мы говорим о правах человека, мы обычно говорим об универсальной категории, которая является вытекающей из природы личности возможности применять элементарные блага, условиями безопасного, свободного существования индивида в обществе. Сегодня права человека – это общесоциальное понятие, которое включает в себя наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности. И это – результат эволюции, поскольку так было не всегда . В современных государствах основной закон – Конституция – является крайне важным документом.
В Конституции закрепляются исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности государства. Для нашей страны на сегодняшний день Конституция значит очень много. Конституция включает в себя нормы, от которых зависит форма и структура государства, функции полномочия важных его органов, основы правового статуса личности и гражданина страны.
Степень разработанности темы.
Вопросам, связанным с исследуемой темой, посвящен ряд монографий и статей в научных журналах. Российской юридической наукой также реализовывалась разработка различных вопросов, имеющих определенное методологическое значение для понимания и анализа рассматриваемой проблематики. Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных ученых-правоведов по проблемам конституционного права: А. И. Коваленко , А. В. Поповой , Б.А. Страшуна , С. А. Филатова и др.
Целью данной работы является рассмотрение роли Конституции РФ в развитии государственности.
Исходя из цели, можно выделить ряд следующих задач:
- рассмотреть федерализм в государственном управлении: сущность, специфику;
- изучить вопрос закрепления правовых норм на конституционном уровне как признак государственности;
- рассмотреть сущность термина «Конституция»;
- описать роль Конституции РФ 1993 года в развитии и закреплении государственности;
- изучить вопрос развития правового государства: Конституция РСФСР, Конституция 1977 года.
Объект исследования – государственность как понятие. Предмет исследования – роль Конституции РФ в развитии государственности.
Глава 1 Теоретические основы государственности. Федерализм
1.1 Федерализм в государственном управлении: сущность, специфика
Современное федеративное государство представляет сложную систему органов государственной власти, иных органов публичной власти, и такую же сложную систему взаимоотношений между данными органами, урегулированных не менее сложным комплексом правовых норм .
Территориальное устройство государства является комплексным конституционно-правовым институтом, который связан со многими вопросами в политической, административной, экономической и географической сферах. В связи с этим данный институт в значительной степени связан с иными государственными и общественными институтами. Вопрос территориального устройства современного государства приобретает особое значение ввиду постоянно происходящих общественно-политических преобразований, территориальных конфликтов, масштабности территории большинства федеративных государств, природных условий, многонационального, многоязыкового состава населения большинства стран мира, исторической специфики развития таких государств.
Рациональная организация территориального устройства федеративного государства может позволить создать необходимые условия для эффективной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, максимально сблизить их с населением, способствовать вовлечению населения в реальное управление и самоуправление, способствовать совершенствованию отдельных форм демократии. В этой связи необходимо отметить, что конкретная форма территориального устройства государства отражает возможность граждан определять условия своего существования.
Эффективность работы экономических и юридических механизмов, обеспечивающих стабильность той или иной территории, зависит от функциональной организованности всего комплекса органов публичной власти.
Важность исследования вопросов взаимного влияния и взаимной зависимости соответствующей федеративной формы территориального устройства государства и эффективности реализации человеком всего комплекса собственных прав и свобод приобретает в современном мире большое значение в силу повышенного внимания к формам народовластия, к институтам непосредственного решения гражданами вопросов публичной власти.
Рисунок 1 – Модель федерализма
Федерализм как принцип территориального устройства государства оказывает существенное влияние на реализацию прав человека во всех сферах законодательства. Территориальные границы власти выступают и границами между людьми. В этой связи необходимо отметить серьезное воздействие деятельности органов государственной власти субъектов федерации и территориальных органов федеральных органов власти на действенное и эффективное осуществление и защиту прав граждан и их объединений .
Фрагмент для ознакомления
3
1) Асфатуллин С., Об истоках уникального русского федерализма // Наш современник. — 2021. — № 7. — С. 202-205
2) Болдырев О. Ю., Экономический суверенитет государства: о содержании и конституционно-правовом обеспечении (соображения юриста-конституционалиста) // Российский экономический журнал. — 2020. — № 1. — С. 117-128.
3) Бычков В.А. Обсуждение проекта Конституции СССР 1977 г. на страницах периодической печати // 150 лет периодической печати в Сибири: материалы региональной научной конференции. Томск, 2007.
4) Гарина О. В., Отдельные аспекты российского федерализма // Право и государство: теория и практика. — 2020. — № 3, Ч. 1. — С. 60-70
5) Добрынин Н. М., Российский федерализм и федерация: конъюнкция смыслов и реалий // Российский юридический журнал. — 2020. — № 2 (март-апрель). — С. 71-75
6) Ежукова О. А., Модель федеративного устройства России в контексте мировой практики федеративных отношений // Конституционное и муниципальное право. — 2021. — № 9. — С. 46-50
7) Искевич, И. С. Подготовка конституционной реформы Временным правительством / И. С. Искевич // История государства и права. -2019. - № 2. - С. 28-35
8) Ключевский В.О. Лекции по истории России / В.О. Ключевский. - М.: Юристъ, 2020.
9) Коваленко А.И. Конституционное право Российской Федерации / А.И. Коваленко. - М.: Артания, 2020. – 132с.
10) Колдаева, Н. П. Законодательная инициатива как правовой институт / Н. П. Колдаева // Советское государство и право. - 1970. - №2 9. - С. 121-130
11) Крючкова Е.А. Конституция Российской Федерации в схемах. Учебно-методическое пособие / Е.А. Крючкова. - М.: Проспект, 2017.
12) Малько А. В. Теория государства и права. - Москва: Норма, 2020.
13) Павликов С.Г. Статус конституционных (уставных) и мировых судов на современном этапе развития российского государства / С.Г. Павликов. - М.: РГГУ, 2017. Попова А. В. Теория государства и права - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2020.
14) Попова А. В. Теория государства и права - Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2020.
15) Страшун Б.А. Проблемы реализации новой Конституции Российской Федерации / Б.А. Страшун // Право и жизнь. – 2012. -№ 5. – С.20-22.
16) Упоров И. В., Федеративные начала в конституционном праве России: идейно-политические истоки и основные тенденции развития // Право и государство: теория и практика. — 2020. — № 8. — С. 48-55
17) Филатов С.А. Проблемы принятия российской Конституции 1993 года. М. 2013.-327 с.
18) Штоюнда Е. М., Федерализм эпохи глобальной турбулентности (некоторые аспекты взаимодействия различных уровней власти в США в период эпидемии коронавирусной инфекции) // США и Канада: экономика, политика, культура. — 2021. — Т. 51, № 4. — С. 54-60