Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения детской конфликтности в старшем дошкольном возрасте 6
1.1. Понятие «конфликт» и «конфликтность» в детской психологии 6
1.2. Особенности проявления конфликтного поведения у дошкольников 12
1.3. Роль игры в коррекции детской конфликтности 15
Выводы по первой главе 25
Глава II. Экспериментальная работа по коррекции детской конфликтности средствами игры в старшем дошкольном возрасте 29
2.1. Описание процедуры и диагностических методик исследования 29
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 31
2.3. Результаты формирующего и контрольного эксперимента 37
Вывод по второй главе 41
Заключение 43
Список литературы 45
Глоссарий 48
Фрагмент для ознакомления
2
В констатирующем эксперименте принимает участие не меньше 100 чел. В формирующем участвуют 10 чел. – дети, у которых по итогам первого этапа отмечен наиболее высокий уровень конфликтности.
Данное экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов:
1) подготовительный этап, включающий в себя беседу с детьми, с родителями и воспитателями, подбор методик, формирование первичной выборки;
2) констатирующий этап, включающий в себя подготовку и проведение диагностического обследования, анализ и обсуждение результатов;
3) формирующий этап, на котором реализовалась психолого-психолого-педагогическая программа, направленная на коррекцию конфликтности у детей старшего дошкольного возраста;
4) контрольный этап, направленный на выявление результата проведенной работы, сравнение и анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Задача констатирующего этапа эксперимента состояла в определении уровня конфликтности старших дошкольников в обеих группах.
Для выявления уровня конфликтности использовались следующие критерии [5, c.104]:
-избегание конфликта;
-компромисс;
-сотрудничество;
-приспособление;
-соперничество.
На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей были выделены три уровня конфликтности у дошкольников: низкий, средний и высокий.
При проведении исследования была применены методики изучения детской конфликтности:
1) Методика К.Н. Томаса («Оценка способов реагирования в конфликте») позволила определить типичные способы реагирования на конфликтные ситуации (соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление). Эта методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности [18, c.66].
2) В исследовании были использованы также методика, определяющая склонность к внутри личностному конфликту «Тест на конфликтность» (Кноблоха-Фальконета) и оценивающая данный критерий по двум шкалам «эго хватание» и «гармоничность».
«Тест на оценку уровня конфликтности личности» позволил определить как в каждом отдельном случае, так и общий уровня конфликтности детского коллектива.
Метод наблюдения в процессе игровой деятельности.
В процессе наблюдения мы смогли выявить черты личности детей, способствующих конфликтности.
2.2 Результаты констатирующего эксперимента
С целью изучения уровня овладения старшими дошкольниками навыками предотвращения и разрешения межличностных конфликтов в процессе взаимодействия, нами был разработан и реализован констатирующий этап исследования. Содержание данного этапа составила беседа с детьми, анализ их рисунков, диагностика, направленная на изучение коммуникативных умений и типичных особенностей взаимодействия дошкольников.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме нашего исследования, нами были выделены следующие признаки уровня овладения ребёнком навыками предотвращения и разрешения межличностных конфликтов в процессе взаимодействия со сверстниками:
наличие у ребенка достаточных знаний и представлений о межличностных конфликтах; о причинах их возникновения; о способах предотвращения и разрешения межличностных конфликтов;
сформированность у него коммуникативных умений;
применение навыков предотвращения и разрешения межличностных конфликтов в реальных ситуациях общения со сверстниками.
В эксперименте приняли участие дети в возрасте 6 лет, в количестве 52 человек. В результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что в исследуемой группе испытуемых 8 человек (15 %) - имеют высокий уровень овладения навыками предотвращения и разрешения межличностных конфликтов, средний – 20 человек (39 %) и начальный – 24 человека (46 %).
На основании этого те дети, которые менее всего владеют навыками предотвращения и разрешения межличностных конфликтов (то есть с наиболее высоким уровнем конфликтности) составили экспериментальную группу. Остальные 28 человек составили контрольную группу.
Рис 1.«Оценка способов реагирования в конфликте» (К. Н. Томас).
Рис 2. Анализ показателей по тесту на конфликтность (Кноблох – Фальконет).
Рис 3. Анализ показателей по методике «Кубики Кооса».
В целях математического определения насколько различны нравственные представления двух сравниваемых классов, был проведён статистический анализ по критерию - U Манна-Уитни в тех методиках, где имеются числовые ряды баллов, пригодных для статистики (Таблица 1, рис. 4).
Таблица 1- Сравнительный анализ результатов диагностики на констатирующем этапе по U-критерию Манна-Уитни
Шкала
p<0.01 Uкр. = 31
p<0.05 Uкр. = 42 Значение U- критерия Результаты
сравнительного
анализа
1.«Оценка способов реагирования в конфликте» (К. Н. Томас). 11 Между группами имеются достоверные отличия
2.Анализ показателей по тесту на конфликтность (Кноблох – Фальконет). 6 Между группами имеются достоверные отличия
3.Анализ показателей по методике «Кубики Кооса». 21 Между группами имеются достоверные отличия
При критических значениях p<0.01 Uкр. = 31 и p<0.05 Uкр. = 42 по всем методикам видно, что имеются различия между экспериментальной и контрольной группами
Рис. 4. Сравнительный анализ результатов диагностики детей младшего школьного возраста по U-критерию Манна-Уитни
Основными задачами, по формированию у ребенка осознанного отношения к конфликту являются - научить его правильно реагировать на возникающие в процессе общения со сверстниками противоречия, определять причины их возникновения, находить оптимальные ненасильственные пути примирения, основываясь на принципах справедливости и уважения личности другого, овладение им опытом индивидуального ненасильственного действия.
В связи с этим, нами были выделены следующие условия и методы, способствующие оптимизации данного процесса:
-организация и проведение интерактивных игр, направленных на формирование сплоченности и сотрудничества у старших дошкольников, обучение эффективным способам общения, формирование притязания на социальное признание и снятие конфликтности у детей;
обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
использование психогимнастических этюдов направленных на формирование мотивов позитивного поведения.
На основе выделенных практических методов и данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, нами была разработана и реализована формирующая программа по повышению уровня овладения старшими дошкольниками навыками предотвращения и разрешения межличностных конфликтов. Комплекс практических методов включал в себя интерактивные игры, этюды и много другое.
Используемый комплекс состоял из следующих блоков:
1. Блок интерактивных игр на сплоченность и сотрудничество.
2. Блок интерактивных игр на обучение эффективным способам общения.
3. Блок интерактивных игр, отражающих притязание на социальное признание.
4. Блок интерактивных игр, направленных на снятие конфликтности.
В качестве задач на этапе реализации первого блока выступали следующие: развивать отношения, построенные на равноправии или готовности конструктивно решать проблемы, связанные со статусом ребенка
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.
2. Бекмаганбетова Г.Г. Конфликтность как психологическая проблема. // Журнал. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - № 4, 2007. – С. 141-144.
3. Бит-Мирза К. С., Сидорова А. В., Токарев А. А. Детские конфликты: как их разрешить // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. - С. 32-34.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
5. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. – М.: Академический Проект, 2005. – 240 с.
6. Бондарева Г. С, Булах К. В. Конфликты между детьми в детском коллективе и способы их разрешения. [Электронный ресурс] URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5297/.
7. Вайнер М. Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 48 с.
8. Воспитательная работа в саду [Электронный ресурс] URL: http://apruo.ru/statyi/obrazovatelnie-statyi/366-vospitatelnaya-rabota-v-detskom-sadu.html
9. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-пресс, 2012. – 1008 с.
10. Гальперин П.Я. Лекции о психологии. – М.: КДУ, 2011. – 400 с.
11. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психологи. – Спб.: Педагогическое общество, 2009. – 300 с.
12. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. – Минск: Харвест, 1998. – 552 с.
13. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. – М.: ЭКМОС, 2000. – 320 с.
14. Зедгенидзе В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2005. – 300 с.
15. Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2005. – 302с.
16. Ким М. Г. Воспитание целеустремленности и настойчивости у дошкольников в игре. // Мир науки, культуры, образования. - № 2, 2010. – С. 103-107
17. КоломипскийЯ.Л., Жишевский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности// Вопросы психологии. - 1990. -№2.- С.35-42.
18. Курбатов В.И. Конфликтология.- Ростов-на-Дону, 2007. - 455с.
19. Кучмезова М.А., Ногерова М.Т. Особенности развития воображения у дошкольников в процессе проведения сюжетно-ролевых игр. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - № 44, 2015. – С. 47-51.
20. Люблинская А. А.. Активность и направленность дошкольника. // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.:: Институт практической психологии, 2016. -304 с.
21. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
22. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2013. - 456 с.
23. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство, 2016. - 374 с.
24. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой. - М., 1977.-С. 128-138, 142-143.
25. Психология конфликта/ Сост. и общая ред. Н. В. Гришиной. -СПб.,2001.
26. Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. - 656 с.
27. Репина Т.П. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. - М., 1987. -400 с.
28. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка. - М., 1988. -500 с.
29. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2011. - 460 с.
30. Скотт Дж. С. Конфликты пути их преодоления. – Киев, 1996. – 450 с.
31. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика М.: Академия, 2007. 480 с.
32. Сорокина А. И. Конфликгные проявления как форма позитивной активности в детском возрасте: Дисс .какд. психол. наук.-Уфа, 2001. Вес ник КГУ им. H.A. Некрасова, 2007, Том 13. – 200 с.
33. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия», 2011. - 336 с.
34. Шаграева О.А. Детская психология. - М.: Владос, 2011. - 319 с.
35. Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск, 1996. – 700 с.
36. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Academia, 2016. – 384 с.
37. Яшкова А.Н., Сухарева Н.Ф. Возрастная психология. - Саранск, 2016. - 401 с.