Фрагмент для ознакомления
2
валидность говорит о том, что выбранную методику можно применять в данных конкретных условиях, причём видов валидности существует достаточно много. Надёжность показывает, что используемые методы исследования дают одинаковые результаты при многократном повторении. Что касается классификации методов исследования, здесь сегодня существует множество самых разнообразных способов, которые позволяют осуществлять классификацию научных исследований.
Их невозможно рассматривать одновременно, но к наиболее часто применяемым на практике относят четыре большие группы:
1. Организационные методы.
2. Эмпирические методы.
3. Метод обработки данных.
4. Интерпретационные методы.
Необходимо более подробно рассмотреть те методы исследования, которые непосредственно используют в психолого-педагогических исследованиях. Если рассматривать группы общенаучных методов, начинать необходимо с общетеоретических методов, которые в своём арсенале имеют анализ, синтез, сравнение, абстракцию, конкретизацию и классификацию.
Достаточно популярны социологические методы исследования, которые включают в себя анкетирование, интервьюирование и выявление рейтингов. Практически всегда рядом здесь находятся социально-психологические методы, к которым относятся психологическое тестирование и социометрия. Математических методов также достаточно много, в частности, ранжирование, шкалирование и корреляция. В ходе исследований принято все методы исследования делить на практические и теоретические.
Иногда их делят по группам, что на практике используется достаточно часто. К группам относят:
1. Методы изучения педагогического опыта.
2. Методы теоретического исследования.
3. Методы математической статистики.
К теоретическим методам относят:
-сравнительно-исторический анализ;
-методы моделирования;
-анализ литературы, архивных материалов и документов;
-методы прогнозирования;
-математические и статистические методы.
Все выше рассмотренные методы позволяют интерпретировать, анализировать и обобщать теоретические положения и эмпирически полученные данные.
К эмпирическим методам относят:
-методы сбора и накопления данных при наблюдении, анкетировании, тестировании, интервьюировании, анализе документов;
-методы оценивания, такие как самооценка, рейтинг и педагогический консилиум;
-методы контроля и измерения, такие как шкалирование, срезы, тесты;
-методы изучения педагогического процесса в измененных условиях, педагогический эксперимент и опытная проверка выводов исследования;
-методы обработки данных, математические, статистические, графические, табличные.
Рассмотрим более подробно методы изучения педагогического опыта. Подобные исследования ценны именно тем, что берутся непосредственно из реального опыта специалистов. Исследователи изучают передовой опыт лучших педагогов. Не всегда бывает так, что положительный опыт имеют педагоги с большим стажем. Здесь много зависит от того, насколько учитель внимательно подходит к некоторым закономерностям, которые могут возникать в образовательном процессе. В связи с этим может изучаться опыт как передовых учителей, так и опыт рядовых педагогов. В подобных случаях целесообразно применять такие методы как беседа, наблюдение, интервью, проводить анкетирование и изучать непосредственно работы самих учащихся [1].
Исследователи изучают графические и творческие работы учеников, изучают педагогическую документацию учителя и многое другое. Когда проводят теоретический анализ, в этом случае чаще всего рассматривают и выделяют признаки и свойства наблюдаемых педагогических явлений. Исследователь анализирует факты, затем их группирует и систематизирует. Задача исследователя выявить здесь общее и отличное, что в дальнейшем позволяет им установить, общий ли это принцип или правило. При использовании теоретических методов исследования часто говорят об индуктивных и дедуктивных методах. Здесь лишь отметим, что под индуктивным методом понимают движение мысли от частного суждения к общему выводу. Дедуктивный метод наоборот движет мысль от общего суждения к узкому частному выводу. Насколько бы широко не использовались практические методы, без теоретических методов обойтись никак нельзя. Именно теоретические методы позволяют выявить и сформулировать проблему исследования. То же самое можно говорить о формулировании гипотезы. Это позволяет объективно оценить все те факты, которые были собраны на практике.
Теоретические методы всегда связаны с изучением соответствующей литературы. Рассматривается литература научная, психологическая, педагогическая и др. исследователь изучает труды классиков, изучает историко-педагогические документы, нормативные документы и многое другое. Не менее актуально в данном случае изучение периодической печати, справочной педагогической литературы и всевозможных учебных и методических пособий. Методы математической статистики применяют для того, чтобы обработать полученные данные. Использование математических методов позволяет установить количественные зависимости между изучаемыми явлениями. Всё это позволяет оценить результаты эксперимента и повысить надежность сделанных в работе выводов. Это, в свою очередь, позволяет сделать теоретические обобщения исследования. Особо следует остановиться на традиционных методах исследования. К традиционным методам относят изучение опыта, наблюдение, анализ школьной документации и изучение первоисточников. Эти методы пришли к нам очень давно и их частое использование при исследованиях лишь подтверждает их актуальность в современный период времени. В чём заключается
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бережнова, Е. В.Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст] /Е.В. Бережнова. - Учебник для среднего профессионального образования по специальностям педагогического профиля Серия: Среднее профессиональное образование. - Издательство: Академия, 2010 г.- 196 с.
2. Борикова, Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную
квалификационную работу. [Текст]/Л.В. Борикова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.-123 с.
3. Борытко, Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб.
пособие для студ. вузов [Текст]/ Н.М. Борытко; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – Москва: Академия, 2006. – 285 с.
4. Габай, Т.В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Т.В. Габай. – Москва: Академия, 2005. – 240 с.
5. Дуранов, М.Е. Логика и культура организации педагогического
исследования: учеб. пособие [Текст] / М.Е. Дуранов, И.С. Ломакина. –
Челябинск: ЧГАКИ, 2003. – 88 с.
6. Загвязинский, В.И. Методология педагогического исследова-
ния: учеб. пособие для вузов [Текст] / В.И. Загвязинский. – Москва:
Юрайт, 2017. – 117 с.
7. Краевский, В.В. Методология научного исследования: пособие
для студентов и аспирантов гуманит. ун-тов [Текст]/ В.В. Краевский. –
Санкт-Петербург: СПбГУП, 2001. – 145 с.
8. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: методика проведения и
оформление [Текст]/ И.Н. Кузнецов. – Москва: Дашков и Ко, 2007. –
457 c.
9. Курсовая работа по психолого-педагогическим дисциплинам:
метод. рекомендации для студ. пед. вузов [Текст] / сост. Н.П. Рябинина,
Е.В. Фролова, И.В. Забродина. – Челябинск: ЧГПУ, 2000. – 16 с.
10. Кундозёрова, Л.И. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Научная статьи по специальности «Наука об образовании» [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-i-metody-psihologo-pedagogicheskih-issledovaniy-1(дата обращения: 30.05.2022).
11. Методические рекомендации по выполнению квалификаци-
онных работ по педагогике [Текст]/ сост. Н.О. Яковлева, А.Я. Кама-
летдинова. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. – 59 с.
12. Методология и методы психолого-педагогических исследова-
ний: учеб. пособие для студ. вузов [Текст]/ Н.М. Борытко, А.В. Моло-
жавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко. – Москва:
Академия, 2008. – 320 с.
13. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Электронный ресурс] - Режим доступа. – https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2016/02/03/lektsiya-3-po-uchebnoy-distsipline-metodologiya-i (дата обращения: 30.05.2022).
14. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://infourok.ru/metodologiya-i-metody-psihologo-pedagogicheskogo-issledovaniya-4776723.html (дата обращения: 30.05.2022).
15. Методология и методика психолого-педагогических исследований: Учеб. пособие; НовГУ им. Ярослава Мудрого / Авт.-сост. Г.А.Федотова: – Великий Новгород, 2006. – 112 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа. –https://yandex.ru/search/?lr=44&text (дата обращения: 30.05.2022).
16. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб.-метод.пособие для студ. средн. проф. учеб. заведений [Текст]/ И.П.Пастухова, Н.В.Тарасова. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 160 с.
17. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов:
учебник для студ. сред. учеб. заведений [Текст]/ Е.В. Бережнова,
В.В. Краевский. – Москва: Академия, 2007. – 128 с.
18. Психолого-педагогическое исследование: методические
рекомендации [Текст] / сост. А.А. Шабалина. – Челябинск: Изд-во
ЮУрГГПУ, 2020. – 49 с.
19. Трубайчук, Л.В. Методология и методика психолого-педаго-
гических исследований: учеб. пособие [Текст]/ Л.В. Трубайчук. – Че-
лябинск: ИИУМЦ «Образование», 2008. – 114 с.
20. Функции методологии в психолого-педагогическом исследовании [Электронный ресурс] - Режим доступа. –
https://spravochnick.ru/pedagogika/metodologiya_i_metody_psihologo-pedagogicheskih_issledovaniy/ (дата обращения: 30.05.2022).