Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Согласно ч. 1, 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом. Российская Федерация гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от имущественного и должностного положения. Запрещаются и любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности. Конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании федерального закона.
Одним из элементов социальных гарантий государственной и муниципальной службы являются различные социальные льготы по выслуге лет.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере назначения пенсии за выслугу лет.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие пенсию за выслугу лет.
Целью курсовой работы является правовой анализ условий назначения и размера пенсии за выслугу лет.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
– раскрыть понятие выслуги лет и ее роли в социальном обеспечении;
– исследовать круг граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет;
– проанализировать условия назначения пенсии за выслугу лет;
– рассмотреть исчисление размеров пенсий за выслугу лет.
Методологическую основу работы составили общенаучные методы познания, такие как анализ, синтез, системный подход, логические приемы индукции и дедукции.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как: Т.В. Бураков, Е.А. Лачина Е.А., А.А. Лачин, О.Е. Савельева, А.В. Каляшин, М.Ю. Дитятковский и другие.
Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации , Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» , другие нормативные правовые акты.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, разделенных на четыре параграфа, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика пенсии за выслугу лет
1.1. Понятие выслуги лет и ее роль в социальном обеспечении
Выслуга лет по своей правовой природе представляет собой стаж работы в определенных сферах деятельности, который дает право на получение соответствующего вида пенсии – пенсии за выслугу лет. Таким образом, пенсия за выслугу лет – это особый вид пенсионного обеспечения, условия и порядок получения которого регулируются специальным законодательством. Поэтому полагаем, что и сама выслуга является самостоятельным, особым видом стажа, который нельзя смешивать со специальным (профессиональным) страховым стажем или рассматривать в качестве подкатегории (подвида) специального (профессионального) стажа.
Как известно, специальный (профессиональный) страховой стаж – это стаж работы на определенных работах, который предоставляет право на досрочное получение страховой пенсии.
Таким образом, пенсионное обеспечение граждан, имеющих специальный стаж и обычный страховой (ранее – трудовой) стаж является одинаковым – страховая пенсия по старости. Различие между гражданами, имеющими только страховой стаж, и гражданами, имеющими специальный (профессиональный) страховой стаж, состоит лишь в возрасте выхода на пенсию. Данное утверждение соответствует положениям действующего законодательства, поскольку правовое регулирование института специального (профессионального) страхового стажа осуществляется прежде всего в рамках ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ст. 30 «Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии» и ряд других). Детализирует перечисленные положения целый ряд подзаконных правовых актов, регулирующих процедурные вопросы исчисления специального (профессионального) стажа на определенных работах и (или) должностях.
Нормативно-правовое регулирование пенсии за выслугу лет осуществляется Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»). В данном случае законодатель разделяет специальный (профессиональный) страховой стаж и выслугу лет, относя их к разным видам пенсионного обеспечения: специальный (профессиональный) страховой стаж регулируется законодательством о страховых пенсиях, выслуга лет – законодательством о государственном пенсионном обеспечении.
Пенсия за выслугу лет, так же, как и страховая пенсия гражданам, имеющим специальный (профессиональный) страховой стаж, назначается вне зависимости от достижения ими пенсионного возраста. Отличием являются категории получателей рассматриваемого вида пенсионного обеспечения.
1.2. Круг граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет
Согласно п. 2 ст. 5 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» пенсия за выслугу лет назначается следующим категориям граждан:
1) федеральные государственные гражданские служащие;
2) военнослужащие;
3) граждане из числа космонавтов;
4) граждане из числа работников летно-испытательного состава.
Пенсионное обеспечение каждой из перечисленных категорий граждан регулируется самостоятельными федеральными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами, основным из которых является Закон РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее – ФЗ «О пенсионном обеспечении военнослужащих…»).
Рассматриваемый законодательный акт в ст. 1 существенно расширяет перечень лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет, включая в понятие «военнослужащий» не только лиц, непосредственно проходивших военную службу, лиц, прямо перечисленных в названии Закона, но и иные категории граждан, такие, как:
– прокурорские работники;
– сотрудники Следственного комитета РФ; – сотрудники таможенных органов РФ;
– сотрудники налоговой полиции и др.
Соответственно при решении вопросов о пенсионном обеспечении перечисленных категорий сотрудников целый ряд федеральных законов отсылает к рассматриваемому нормативно-правовому акту. В частности, таковыми являются Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (п. 2 ст. 44) , Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (п. 1 ст. 50) и др.
Таким образом, пенсия за выслугу лет назначается независимо от достижения пенсионного возраста тем, кто длительное время был занят определенной профессиональной деятельностью, связанной с повышенным риском преждевременного профессионального старения. Профессиональная деятельность лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет, в большинстве своем связана с повышенным риском для жизни. Выделяя пенсию за выслугу лет в отдельный вид пенсионного обеспечения, законодатель не только отметил особое значение данных профессий, но и установил повышенный размер пенсионного обеспечения, что служит гарантией социальной защищенности данных граждан и членов их семей (в случае их гибели).
Основным отличием пенсии за выслугу лет от других видов пенсионного обеспечения является, помимо специальных категорий получателей и нормативно-правового регулирования, возможность получения двух пенсий одновременно, что прямо предусмотрено положениями ст. 7 Закона «О пенсионном обеспечении военнослужащих…», а также рядом положений ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» – в отношении федеральных гражданских служащих и других получателей пенсии за выслугу лет. Таким образом, гражданин, имеющий необходимую выслугу лет и получающий пенсию за выслугу лет, может устроиться на работу, нарабатывать страховой стаж и по достижении пенсионного возраста (при наличии иных условий получения страховой пенсии по старости) имеет право на получение страховой пенсии по старости дополнительно к пенсии за выслугу лет.
Исходя из анализа правоприменительной и судебной практики, основные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением за выслугу лет, возникают при определении права на нее. Большое количество спорных ситуаций связано с исчислением выслуги лет. Несмотря на подробную регламентацию данного вопроса действующим законодательством, на практике возникают ситуации, не урегулированные напрямую нормами права. В этом случае, как правило, заявитель получает отказ в назначении пенсии за выслугу лет и вынужден обращаться в суд. Подавляющее количество споров связано с включением в выслугу лет определенных периодов деятельности гражданина (учеба, практика, командировка и др.). Суды рассматривают каждую конкретную ситуацию с применением законодательства, действовавшего на момент возникновения
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 04.08.2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 20.11.1995. – № 47. – Ст. 4472.
3. Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.28.07.1997. № 30. Ст. 3586.
4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 17.12.2001. – № 51. – Ст. 4831.
5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. – 13.01.2014. – № 2 (часть II) (поправка).
6. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 04.10.1993. – № 40. – Ст. 3753.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 № 6-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 29.03.2004. – № 13. – Ст. 1251.
8. Решение Верховного Суда РФ от 01.09.2015 № АКПИ15-765 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта «а» пункта 60 Порядка организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности, утв. Приказом ФСБ РФ от 01.05.2003 № 302» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 7. - Июль. - 2016 (извлечение).
9. Определение Верховного Суда РФ от 23.03.2015 № 83-КГ14-14 // СПС «КонсультантПлюс».
10. Определение Ленинградского областного суда от 18.11.2015 № 33-5677/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
11. Афтахова А.В. Выслуга лет: теоретические и практические аспекты // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. – 2017. – № 3. – С. 100-106.
12. Дитятковский М.Ю. Право государственного гражданского служащего российской федерации на государственное пенсионное обеспечение: новеллы правового регулирования // Вестник Омского университета. Серия: Право. – 2016. – № 3 (48). – С. 61-68.
13. Каляшин А.В. К вопросу увеличения нижнего предела выслуги лет, дающего право на пенсию за выслугу лет // Административное право и процесс. – 2015. – № 4. – С. 55-59.
14. Лачина Е.А., Лачин А.А., Савельева О.Е. Специфика реализации прав граждан на пенсию по выслуге лет // Правовая политика и правовая жизнь. – 2017. – № 1. – С. 69-73.
15. Медведев М.С. Пенсионное обеспечение, как одна из основных гарантий государственных гражданских служащих // NovaInfo.Ru. – 2017. – Т. 1. – № 66. – С. 197-201.
16. Хамитов А.Р. Проблемы пенсионного обеспечения государственных служащих ХIX века // Актуальные вопросы развития естественных и технических наук. Приоритетные направления научных исследований и разработок в сфере инноваций Материалы международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 57-61.
17. Бураков Т.В. Актуальные вопросы исчисления выслуги лет для назначения пенсии // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2016. – № 9 (172). – С. 26-32.