Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Действенность продвижения учреждений высшего профессионального образования на пути эффективного развития зависит от того, насколько правильно будет определено направление современных тенденций развития мирового образовательного пространства и развития классических моделей образования.
История высшего профессионального образования доказывает наличие многих аспектов, среди которых за последние четверть века особую значимость приобрели финансово-экономические. Финансовая составляющая аспекта связана с механизмом государственного регулирования сферы высшего образования, а экономическая – с деятельностью потребителей и поставщиков образовательных услуг.
Ученых объединяет беспокойство современным состоянием ВПО и поиск путей улучшения ситуации. Проблемы имеют общее основание, но по-разному трактуются исследователями. На Западе активно обсуждается совместимость академических канонов и рыночных подходов к управлению университетами.
Высшее юридическое образование для любого государства имеет особое значение, поскольку формирует кадровый потенциал, прежде всего для правоохранительной сферы. Защита прав и свобод человека, в том числе в суде, требует высокого уровня профессионализма и компетентности. Принятие юридически значимых решений, определяющих судьбы людей, должно осуществляться профессионалами. По этой причине повышенными должны быть требования к качеству подготовки выпускников юридических вузов и факультетов. Между тем современное высшее юридическое образование в России характеризуется рядом тенденций, которые вызывают определенные вопросы. Характеристике этих тенденций и возникающих в связи с ними проблем и возможных путей их решения посвящена настоящая статья. Акцент при этом делается на необходимости соблюдения соразмерности между элитарностью высшего юридического образования, с одной стороны, и адекватностью подготовки юристов национальной правовой культуре и обыденному правосознанию – с другой.
Баланс должен быть также между традициями и новациями в сфере высшего юридического образования, чтобы не потерять ценный многолетний опыт подготовки юристов в России, а также учесть современные вызовы юридической профессии в глобализирующемся мире.
Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере административно-правового регулирования в области высшего юридического образования.
Предметом работы выступают нормы права, регулирующие высшее юридическое образование.
Целью курсовой работы является анализ административно-правового регулирования в области высшего юридического образования.
Задачами курсовой работы являются:
– исследовать эволюцию правового регулирования в области высшего юридического образования;
– проанализировать состояние правовое регулирование в области высшего юридического образования;
– выявить проблемы административно-правового регулирования в области высшего юридического образования;
– предложить направления повышения качества юридического образования.
Методология исследования включает в себя использование авторами совокупности общенаучных и частнонаучных методов познания: диалектический метод, формально-логический, сравнительно-правовой, контент-анализ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Административно-правовое регулирование в области высшего юридического образования: история и современное состояние
1.1. Эволюция правового регулирования в области высшего юридического образования
Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как демократическое правовое государство. Само понятие «правовое государство» предполагает, что политическая власть в стране должна быть основана на верховенстве права и закона. С этой точки зрения особую роль приобретает юридическое образование как основа развития правового государства, следовательно, изменились и требования, предъявляемые к выпускникам юридических специальностей.
На сегодняшний момент основной целью высшего юридического образования является подготовка конкурентоспособного специалиста, способного и готового на практике применять знания, умения, компетенции. Ответом на запросы рынка труда в части сближения академического образования и практической деятельности стало внедрение в образовательный процесс компетентностного подхода как новой методологической основы высшего образования, что отражено в нормативно-правовых актах, регулирующих образовательную деятельность .
Юридическое образование в России берет начало еще в XVI веке, история его становления связана с созданием в 1724 году Академии наук, в составе которой был образован первый юридический факультет. Целью юридического образования была подготовка чиновников для государственных органов. Это и стало причиной массового закрытия юридических факультетов после Октябрьской революции, как непосредственно связанных с режимом самодержавия. Однако уже в 30-ые года ХХ века были открыты Свердловский юридический институт и Саратовский институт советского права.
Современный этап развития правового регулирования высшего юридического образования связан с присоединением России к Болонскому процессу в 2003 году. И если образовательный стандарт 2000 года еще содержал обязательные требования к содержанию основных дисциплин и формулировал требования к уровню подготовки юриста в виде перечня профессиональных умений, то образовательный стандарт 2010 года уже в полной мере воспринял основные принципы компетентностного подхода и формулировал требования к освоению образовательной программы в виде общекультурных и профессиональных компетенций, последние в свою очередь классифицировались в зависимости от вида деятельности (нормотворческая, правоприменительная, правоохранительная, экспертно-консультационная, педагогическая). Также из стандарта исчезли требования к содержанию дисциплин, право определять которое было представлено образовательным организациям.
Вызывает интерес то обстоятельство, что формулировки многих профессиональных компетенций из образовательного стандарта были позаимствованы профессиональным стандартом «Следователь-криминалист» для описания содержания необходимых умений .
Следующим этапом развития правового регулирования высшего юридического образования стало принятие образовательного стандарта 2016 года, который к перечню необходимых компетенций добавил общепрофессиональные компетенции. Область, объекты и задачи профессиональной деятельности не претерпели существенных изменений.
Следует, однако, отметить, что из видов профессиональной деятельности, к которой готовились студенты, к сожалению, была исключенная педагогическая деятельность, оставшаяся на сегодняшний момент лишь в образовательном стандарте магистров юриспруденции.
На сегодняшний день с сфере юриспруденции действует новый образовательный стандарт, вступивший в силу в 2020 году. Отличительными чертами данного документа является введение универсальных компетенций, которые теперь являются общими для всех направлений подготовки, а также отсутствие сформулированных профессиональных компетенций. Образовательный стандарт наделяет образовательные организации правом самостоятельно определить профессиональные компетенции на основе профессиональных стандартов либо в случае их отсутствия, с учетом требований рынка труда, а также на базе обобщения отечественного и зарубежного опыта .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 16.03.2020. № 11. Ст. 1416.
2. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 30.07.1992. № 30. Ст. 1792.
3. Указ Президента РФ от 26.05.2009 № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 01.06.2009. № 22. Ст. 2698.
4. Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 01.02.2021 по делу № 88-54/2021, 2-1060/2020 // СПС «КонсультантПлюс».
5. Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 26.04.2022 № 88-3581/2022 по делу № 2-686/2021 // СПС «КонсультантПлюс».
6. Амагыров А.В., Бальжиев Б.А. Формирование профессиональных компетенций у будущих бакалавров юриспруденции: юридический и педагогический аспекты проблемы // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 1А. С. 202-211.
7. Белозерцев Е.П. Образование: историко-культурный феномен: курс лекций. СПб., 2004. 307 с.
8. Васильев А.А., Куликов Е.А., Шпоппер Д. Высшее юридическое образование в россии: некоторые современные тенденции, проблемы и перспективы развития // Российско-азиатский правовой журнал. 2019. № 1. С. 4-13.
9. Горбатенко С.А. Эффективность управления региональной политикой в сфере высшего образования // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2014. № 1 (2). С. 5-9.
10. Загорная Т.О., Орлова Л.В. Анализ моделей управления в учреждениях высшего профессионального образования // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. 2021. № 3. С. 161-169.
11. Изюмов И.В. Специфика юридической ответственности в сфере образования в условиях модернизации системы высшего образования // Вузовская наука: проблемы подготовки специалистов: материалы Международной научно-практической конференции. 2019. С. 46-48.
12. Кондрашев А.А. Проблемы современного юридического образования в контексте реформы высшего образования в российской федерации: итоги и перспективы // Lex russica (Русский закон). 2018. № 1 (134). С. 144-156.
13. Орлова Л.В. Формирование процессно-целевого подхода к управлению учреждением высшего профессионального образования // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. 2020. № 4. С. 188-194.
14. Русинов Р.К. Методические вопросы юридического образования. Чему и как учить будущих юристов: научно-методическое пособие. Екатеринбург, 2014. 257 с.
15. Синюков В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. 2-е изд., доп. М., 2014. 418 с.
16. Тарасенко И.А., Цимбаленко Н.В., Тарасенко А.С. Направления обеспечения эффективности деятельности учреждений высшего образования в контексте управления экономической безопасностью // Научный вестник Полесья. 2018. № 4 (16). С. 6-13.
17. Ткаченко В.В. Юридическое значение государственного контроля и надзора в системе государственного управления в сфере образования // Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения: сборник статей по материалам XLVIII международной научно-практической конференции. М., 2021. С. 41-45.
18. Филиппова И.В. Юридическое образование в системе высшего образования в России: решение проблем посредством государственно-правового регулирования // Авакьяновские чтения. Сборник научных статей студентов, магистрантов, преподавателей, II Международного молодежного юридического форума. 2019. С. 381-387
19. Широких С.В. Эволюция правового регулирования высшего юридического образования в РФ // Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. 2021. № 42 (42). С. 18-22.
20. Ящук Т.Ф. Правовое регулирование в сфере высшего образования в России (историко-правовой аспект) // Правоприменение. 2017. Т. 1. № 4. С. 14-27.