Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема безработицы и занятости весьма актуальна в настоящее время в связи с динамичным изменением структуры рынка труда и соотношения спроса и предложения рабочей силы в Российской Федерации. Этот процесс сопровождается возникновением новых и обострением уже существующих социальных проблем, поэтому в условиях нестабильности экономики является одним из важнейших, во многом определяющим экономическую и социальную безопасность общества.
Рынок предъявляет и требует, как правило, совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений в каждой организации. Тем не менее, до сих пор не сформированы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, безработица растет. В итоге, современная действительность представлена социальной незащищенностью широких слоев населения государства, что подчеркивает актуальность темы исследования.
Объект исследования пособие по безработице, предназначенное гражданам, официально признанным безработными.
Предметом исследования - общественные отношения, возникающие вследствие выплаты пособия по безработице гражданину органами службы занятости.
Цель работы заключается в рассмотрении особенностей выплаты пособий по безработице гражданам России, зарегистрированным в органах служб занятости. В соответствии с поставленной целью, были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть правовое регулирование выплаты пособия по безработице.
2. Обозначить правовой статус безработных.
3. Проанализировать особенности учета и выплаты пособий по безработице.
4. Обозначить проблемы незаконного получения пособия по безработице.
Методологическая основа исследования основана на совокупности общенаучных, частных и специальных методов познания. В качестве основного использовался общенаучный диалектический метод познания. В работе также применялись, логический, системный, сравнительно-правовой методы исследования.
Структурно работа включает: введение, две главы, включающие четыре параграфа, заключение и список использованной литературы и источников.
Глава 1. Правовое регулирование безработицы в РФ
1.1. Правовое регулирование выплаты пособия по безработице
Оказание нуждающимся гражданам государственной социальной помощи в современных условиях играет значимую роль и является неотъемлемой частью социальной политики, как федеральной, так и регионального уровня. Анализируя определение государственной социальной помощи, представленное законодателем в ст. 1 ФЗ «О государственной социальной помощи», можно сделать вывод, что она оказываетсяся в форме (виде) социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Современные реалии во время кризисных ситуаций на рынке труда, связанных с распространением коронавирусной инфекции COVID-19, актуализирует тему исследования, поскольку показатели безработицы сохраняются на достаточно высоком уровне, что требует совершенствования механизмов реализации социальной поддержки безработных граждан. Так, уровень безработицы в РФ на январь 2021 г. составил в целом по стране 5,9 %, что на 1,3 % выше предыдущего года, число зарегистрированных безработных составило 2,5 миллиона человек, т.е. в 3,6 раз выше, чем годом ранее .
Основу материальной поддержки безработных граждан составляет пособие по безработице, поскольку его выплата является наиболее оперативным способом оказания финансовой помощи лицам, оставшимся без работы. Пособие по безработице - это ежемесячные денежные выплаты, выделяемые безработным гражданам для компенсации безработным гражданам утраты дохода при определенных условиях. Также разрабатываются и принимаются специальные программы в субъектах РФ для повышения занятости населения, например, одним из таких способов является организация оплачиваемых общественных работ.
Отсутствие работы приводит к тому, что страдает не только сам гражданин, ее потерявший, но и члены его семьи, поэтому социальные гарантии для граждан, потерявших работу по тем или иным обстоятельствам, стоят в числе первоочередных задач в любой цивилизованной стране
По действующему отечественному законодательству социальное право получения пособия по безработице, условия его предоставления, сроки и размеры осуществления материальных выплат и порядок их прекращения регламентированы нормами гл. VI «Социальные гарантии и компенсации» Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) . В частности, условия и сроки выплаты пособия определены в ст. 31: отсутствие какого-либо заработка или выплат, признание безработным в установленном законом порядке.
В соответствии с Законом о занятости признание граждан безработными и назначение им пособия по безработице осуществляется Центром занятости населения по месту постоянной регистрации гражданина, куда заявление можно подать круглосуточно в режиме онлайн через портал «Работа в России». Назначается пособие по безработице в случае, если не представилось возможным найти обратившемуся лицу подходящую работу. Сотрудники Центра занятости по месту регистрации безработного предлагают варианты трудоустройства. В том случае, если подходящего места для трудоустройства не нашлось, через 10 дней назначают пособие.
В настоящее время выплата рассматриваемого пособия регулируется постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2021 г. «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2022 год» и составляет его минимальную величину – 1500 руб., максимальный размер выплат – 12792 руб.
В сложный период пандемии для граждан, оставшихся без работы по причине коронавирусного кризиса, государство вводит особые льготы − получение в течение трех месяцев пособия в максимальном размере независимо от размера заработка до увольнения. Первые три месяца безработицы зарегистрированным гражданам выплачивается не более установленной максимальной величины пособия, а следующие три месяца – 5000 руб. Например, в случае увольнения гражданина с работы за нарушение дисциплины размер пособия является минимальным и выплачивается в течение трех месяцев.
По действующим правилам граждане начинают получать пособие по безработице с момента регистрации в центре занятости, т.е. с первого дня признания их безработными. Минимальным сроком получения пособия является период равный 6 мес., максимальный – 12 месяцев, после его истечения гражданин будет только состоять на учете в Центре занятости без права на его получение.
Следует отметить, что исследователи обращают особое внимание на период выплаты рассматриваемого пособия, высказывая мнение о его неоправданно завышенном сроке , приводятся примеры таких стран, как США, где стандартно пособие по безработице выплачивается в течение 6,5- 7,5 месяцев. Представляет интерес мнение самих граждан, полученное в ходе социологического исследования, проведенного сервисом для поиска работы. Так, более 90 % россиян уверены, что государство должно повысить размер пособия по безработице, в среднем его сумма должна составлять 26500 руб. Более половины респондентов полагают, что размер выплат должен быть стабильным на протяжении всего срока поиска работы. 23 % опрошенных высказались о выплате пособия только в течение 6 месяцев, 18 % - 12 месяцев, 16 % - не более трех месяцев, 4 % утверждают, что государство должно оказывать материальную помощь безработным дольше года .
Полагаем, стоит согласиться с мнением граждан о необходимости повысить размер пособия по безработице, поскольку он отличается от прожиточного минимума, который в 2022 г. для трудоспособного населения составляет 13793 руб.
Несомненно, предоставляя материальную помощь, государство не ставит целью обеспечение существования безработного человека. Пособие по безработице является мерой временной поддержки на период активного поиска гражданином нового подходящего места работы, позволяющая обеспечить минимальный доход на время поиска работы. Однако, полагаем, что логично при определении размера социальной выплаты ориентироваться на величину прожиточного минимума, на размере которого производится оценка нуждаемости граждан при предоставлении мер государственной поддержки .
В Российской Федерации за длительную практику применения законодательства о занятости населения, в его нормы неоднократно вносились изменения механизма осуществления выплат материальной поддержки нуждающимся гражданам, категория нуждающихся лиц, ее получающих, система мер оказываемой помощи, размер. Между тем, Закон о занятости населения не содержит дефиниции «пособие по безработице», что, по нашему мнению, является пробелом.
Для того чтобы осуществлять социальную политику на высоком уровне следует усовершенствовать законодательство в области назначения и выплаты пособия по безработице. Именно совершенствование законодательства позволит работникам службы занятости выполнять свои трудовые обязанности на высоком уровне, а безработные граждане смогут получать правильно рассчитанную сумму выплаты пособия по безработице в течении срока, который позволит им найти подходящую для них работу, соответствующую их образованию, квалификации и стажу.
Полагаем, в главу 1 «Общие положения» Закона о занятости населения следует включить статью, раскрывающую основные термины, используемые в нем, что будет способствовать упорядочению правовых норм. В ней раскрыть не только сформулированные законодателем понятия, но и не имеющие легального определения, такие, как «социальные гарантии», «пособие по безработице», «материальная помощь» и др.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ, от 14 марта 2020г. №1-ФКЗ) // РГ. 1993 25 дек. №237; РГ.2020. №144.
2. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 19.11.2021) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)// Российская газета. № 84.1996; 2021. № 219.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Российская газета. № 238-239. 08.12.1994; 2022. № 20.
4. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 17.02.2021) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Российская газета. № 248.1996; .2021. № 10.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Собрание законодательства РФ.1996. № 25. ст. 2954; 2022 № 63.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Российская газета. № 256. .2001; 2021. № 311.
7. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ.2006. № 31 (1 ч.), ст. 3451; 2021. № 331.
8. Постановление Правительства РФ от 02.11.2021 № 1909 «О регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан, требованиях к подбору подходящей работы, внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. № 460, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 46. ст. 7707
9. Приказ Минтруда России от 15.01.2013 № 10н «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2013 № 27139) // Российская газета. № 40.2013.
Научная литература
10. Власова А.И., Крапина О.М. Регулирование занятости граждан в Российской Федерации. – М.: Юрист, 2018. 325 с.
Учебная и учебно-методическая литература
11. Адриановская, Т. Л. Право социального обеспечения. Институт социального обслуживания: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / Т. Л. Адриановская, С. С. Баева, Н. И. Сапожникова. – М. : Юнити-Дана, 2019. 159 с.
Статьи в научных журналах и сборниках
12. Адриановская, Т. Л. Компенсации в трудовом праве и праве социального обеспечения / Т. Л. Адриановская // Социальные обязательства государства: правовое регулирование : материалы межрегион. круглого стола / Северо-Кавказский филиал ФГБОУ ВО РГУП. – Краснодар : Издат. Дом – Юг, 2015. – С. 11–18.
13. Афанасьев, М. А. Индивидуальный (персонифицированный) учет и выплата пособий по безработице в период пандемии: нововведения в законе и практика / М. А. Афанасьев, Н. В. Мишина, И. В. Куртынов // Право и практика. – 2022. – № 1. – С. 187-191.
14. Кораблина, О. В. Актуальные проблемы правового регулирования занятости и трудоустройства в России / О. В. Кораблина, Э. Ф. Байбекова, Г. С. Джумагазиева // Публичное право сегодня. – 2021. – № 4(10). – С. 76-83.
15. Молчан, А. С. Анализ уровня безработицы в Краснодарском крае и ее влияние на экономическую безопасность региона / А. С. Молчан, А. П. Ануфриева, В. Ф. Кремянский // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 2(139). – С. 397-402.
16. Морев, В. С. Пособие по безработице как вид социальной поддержки безработных / В. С. Морев // Экономическая безопасность и права человека в контексте гражданского и арбитражного судопроизводства : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Махачкала, 27 ноября 2021 года. – Махачкала: ИП Овчинников Михаил Артурович (Типография Алеф), 2021. – С. 385-389
17. Пирова, Р. Н. Порядок оказания государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными / Р. Н. Пирова // Евразийский юридический журнал. – 2021. – № 4(155). – С. 159-160.
18. Серегина, Л. В. Пособие по безработице: практика реализации в современных условиях общественного развития / Л. В. Серегина, М. Г. Астаева // Черные дыры в Российском законодательстве. – 2021. – № 2. – С. 58-63.
Интернет-ресурсы
19. Большинство опрошенных россиян считают, что нужно увеличить пособие по безработице [Электронный ресурс]. − Режим доступа: URL: https://gtrkamur.ru/news/2021/04/13/155092 (14.05.2022).
20. Исследование выявило рост уровня безработицы в России: РИА Новости. 15.03.2021 [Электронный ресурс]. − Режим доступа: URL: https://ria.ru/20210315/bezrabotitsa (13.05.2022).