Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Журналистский текст за последние десятилетия претерпел значительные
изменения. С развалом СССР из содержания материалов ушел официоз и
идеологическая основа. Изменилась система журналистских жанров и само
понятие «текст», создана база для возникновения новых жанров и
одновременно с этим заметным явлением стало исчезновение ряда
традиционных, например, фельетона. Появилась тенденция к слиянию
журналистских жанров, заимствований.
Существенным стала и трансформация понятия «автор» и авторское
начало в журналистских материалах современных СМИ. На первый взгляд,
автором может сегодня стать каждый, однако это большое заблуждение. В связи
с этим представляется актуальным изучение особенностей авторского
журналистского текста, а также средств выразительности, необходимых для
создания яркого и интересного материала. Этой теме и посвящена данная
курсовая работа.
Язык СМИ-это постоянно развивающееся явление. Исследователям и
простым читателям интересно наблюдать над его трансформацией еще и по
причине жесткой конкуренции между разными печатными и сетевыми
изданиями, поскольку интерес представляет не только само содержание
материалов, но и открывшиеся широкие возможности для участия в
формировании текста читателями. Ввиду наличия четко выстроенной обратной
связи с читателями (или подписчиками), развиваются такие элементы, как
диалогичность и интерактивность.
Целью данной курсовой работы - изучить виды и средства выражения
авторской оценки в современных СМИ.
Для реализации поставленной цели нужно решить несколько задач:
Задача № 1:
3
На основе изучения теоретической литературы описать и
типологизировать средства выражения авторской оценки в журналистике.
Задача № 2:
На основе анализа журналистских текстов выявить используемые в них
средства выражения авторской оценки.
Объектом исследования является журналистский текст.
Предмет исследования - средства выражения авторской оценки в
современных СМИ.
Теоретическая значимость исследования определяется выявлением
различных выразительных средств в журналистском тексте, определением как
проявляется авторское начало в материалах СМИ.
Практическая значимость исследования. Полученные результаты могут
найти применение в процессе изучения средств выразительности в авторском
тексте.
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы.
4
ГЛАВА 1
ЖУРНАЛИСТСКИЙ ТЕКСТ И СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1.1.Специфика современного журналистского текста
Происходящие в языке современного общества изменения влияют на нормы
словоупотребления и сочетания слов в СМИ. Стало очевидным, что широко
распространенные явления, такие как словообразования, формирование
фразеологических оборотов из традиционных или же из необычных
словосочетаний. Существует неоспоримый факт: в современных СМИ вместе с
нейтральными словами применяются:
- разговорные,
- просторечные,
- грубо просторечные,
- просторечно-бранные единицы языка.
Помимо прямой информативной функции такие слова используются и для
психологического, экспрессивного эмоционального воздействия. В последнее
время в книжную речь в большом объеме поступает множество речевых явлений,
которые ранее были не активными. Основной причиной такой перемены является
новое отношение к «языковой норме» современного общества. На сегодняшний
день это понимается как выбор варианта и зависит от того, какова цель общения.
Тексты в газетах в основном ориентированы не только на исполнение прямых
(информативных) функций, но и на задачу увлечь аудиторию читателей. Но,
учитывая практический опыт, эксперты заключают, что такое происходит очень
редко: это происходит потому, что не достаточно профессионалов в журналистике,
а также редкое использование всех языковых средств выразительности.
В формуле, типичной для газетных текстов, (стандарт -экспрессия), центр
тяжести фокусируется на второй составляющей. Так, держа курс на
выразительность, экспрессивное влияние на адресата побуждают авторов
5
применять много экспрессивных языковых средств. Именно этим объясняется
грубая смесь стилей в материалах СМИ. Вместе применяются языковые единицы,
типичные для:
- публицистического,
- художественно-публицистического,
- разговорного,
- эпистолярного жанров (например, личная переписка).
Этим объясняется пренебрежительное отношение к этическим нормам,
которая следует законам жанра и стиля.
Тексты современных газет активно взаимодействуют с рекламными и
ораторскими материалами. Причина тому, в большинстве случаев, в том, что СМИ
работают в качестве основного канала в передаче устных сообщений. Но подобные
единицы, несмотря на схожесть с языком СМИ, вынуждены подчиняться другим
стилистическим законам. При этом стилистическая идентичность речи газеты
ставится под сомнение. 1
В современном мире газеты, журналы и телепередачи выступают как шлюз,
открывающий или закрывающий (зависит от задач) закрывает «чужие»
стилистические потоки.
Материал газеты – это культурологический объект. Нет единства в стиле
газетной речи, следовательно, уместно будет говорить о языке массовых
коммуникаций. Поэтому все больше стало использоваться определение не
«публицистический текст», а «текст массовых коммуникаций». Его язык не
ограничивается рамками системы. Но язык СМИ и следование определенным
законам позволяет говорить о различии языка текстов другого вида. Язык
массовых коммуникаций не строится по принципу системных ограничений. Эта
1 Коньков В.И. Речевая структура газетного текста. - СПб., 1995.
6
точка зрения исследователя Н.В. Муравьевой. В процессе становления
наблюдателя в активное действующее лицо, текст более структурируется. В
коммуникативный план журналиста вмещается влияние на поведение или
сознание. Здесь две цели – побуждение к действию или совершение самого
действия. Язык начинают использовать как инструмент, который практически
реализует задачи. Сначала идет конвенциональный аспект словоупотребления,
который связан со структурами языка и с общением, и с авторской установкой. 2
Язык меняется постоянно также, как меняется и общество. Это особенно
заметно по лексическому составу слова. Лингвисты ни раз обращали внимание на
пополнение словарного состава русского языка, которое заметно в следующих
элементах:
- наличие большого количества англицизмов,
- образование русских слов на английский манер (например, увлекаюсь
яхтингом, керлингом),
- жаргонная по происхождению лексика (крутой, лопухнуться, разборки),
- возрождение старых слов,
- расширение значений слов.
В материале журналиста они начинают воссоздавать культурный контекст
времени. Сюда включается случайное употребление слов «очень», «более»,
«самый».
Эксперты также выделяют и тенденции, связанные со стилистическим
оформлением текстов публицистики:
- употребление цитат,
- употребление квазицитат,
- чрезмерное употребление сниженной лексики.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бахтин М. М. Проблема текста / М. М. Бахтин // Собрание сочинений: в
7 т. — М. : Рус. словари, Языки славян. культуры, 1997. — Т. 5. — 752 с.
2. Валгина Н. С. Теория текста / Н. С. Валгина. — М. : Логос. 2003. — 250
с.
3. Выразительность речи. [Электронный ресурс]. — URL:
https://helpiks.org. (Дата обращения: 30.05.2022)
4. Коньков В.И. Речевая структура газетного текста. - СПб., 1995.
5. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста / Г. В.
Лазутина. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 240 с.
6. Лазутина Г. В. Жанры журналистского творчества / Г. В. Лазутина, С.
С. Распопова. — М. : Аспект Пресс, 2012. — 320 с.
7. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера -
история. - М., 1999.
8. Муравьева Н.В. Язык конфликта. - М., 2002.
37
9. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики / Е. П. Прохоров. —
7-е изд., испр. и доп. — М. : Аспект Пресс, 2009. — 351 с.
10. Распопова С. С. Автор медиатекста в условиях новой реальности / С.
С. Распопо-ва // Ежегодник 2012. — М. : Факультет журналистики МГУ, 2012.
11. Солганик Г. Я. Автор как стилеобразующая категория
публицистического текста / Г. Я. Солганик // Вестник Московского
университета. Сер. 10, Журналистика. — 2001. — № 3. — С. 74-83.
12. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред.
М.Н. Кожиной; члены редколлегии: Е.А. Баженова, М.П. Котюрова, А.П.
Сковородников. – 2–е изд., испр. и доп. – М. Флинта: Наука, 2006. – 696 с.
13. Черных Алла Мир современных медиа; Территория будущего -
Москва, 2007. - 312 c.
14. Чичерина Н. В. Типология медиатекстов как основа формирования
медиагра-мотности / Н. В. Чичерина // Известия Российского государственного
университета им. А. И. Герцена. — 2007. — № 47, т. 9. — С. 159-165.
15. http://www.dissercat.com.