Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Опыт радикальных социально-экономических преобразований в российском обществе и государстве связан с поиском путей и средств, направленных на достижение стабилизации и последующего экономического роста, как в масштабе экономики страны в целом, так и в отдельных регионах страны и отраслях национального хозяйства. Одним из таких путей и способов, как свидетельствует мировой опыт, является практика создания, функционирования и развития свободных экономических зон (далее – СЭЗ).
СЭЗ – важный институт мирового хозяйства, один из инструментов развития национальной экономики. Для многих стран они являются нетрадиционной формой активизации участия в международном разделении труда. СЭЗ создаются для привлечения местного и иностранного капитала, расширения экспорта, роста валютных доходов, получения доступа к новым технологиям, улучшения состояния платежного баланса и в конечном итоге для развития национальной экономики и ее более тесной интеграции в мировое хозяйство.
Уже имеющийся в нашей стране опыт «зонирования» доказал, что практика создания, функционирования и развития отечественных СЭЗ имеет не только положительные стороны своего воздействия на ход социально-экономических преобразований в российском обществе и государстве, но и немалый набор недостатков и негативных сторон, связанных, как правило, с недостатками в области теории, методологии и организации процессов «зонирования» в условиях России.
Объектом исследования является Российская Федерация.
Предметом исследования – свободные экономические зоны.
Цель работы – исследовать историю и опыт создания свободных экономических зон в мировой экономике.
Для достижения цели определены следующие задачи работы:
рассмотреть систему управления СЭЗ в Российской Федерации;
представить общую характеристику российских СЭЗ и динамику их развития;
раскрыть перспективы развития СЭЗ в Российской Федерации;
провести обзор проблем социально-экономического развития СЭЗ в Российской Федерации;
разработать рекомендации по созданию и развитию СЭЗ в России.
Методологическую основу составляет метод научного познания объективной действительности, а также основанные на нем общенаучные и частно-научные методы, прежде всего системный, основные общелогические методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция).
Теоретическую основу работы составляют труды современных отечественных авторов таких как А.В. Андреев, В.И. Видяпин, А.И. Гаврилов, А.Л. Гапоненко, Т.Г. Морозова, В.Я. Поздняков, Г.Б. Поляк, Н.И. Синдяшкин, Г.Г. Фетисов, А.Н. Янин и др.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Современное состояние и перспективы развития свободных экономических зон на примере России
1.1 Общая характеристика российских СЭЗ и динамика их развития
Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы. Развитием особых экономических зон в России занимается специально созданная управляющая компания – «Особые экономические зоны», единственным акционером которого является государство. Несмотря на короткий срок существования российских СЭЗ, предварительные итоги деятельности сводятся к тому, что деятельность большинства СЭЗ в России, если придерживаться международных стандартов, не эффективна. Одной из причин непродуктивной деятельности являются слишком большие территории СЭЗ. Целые области и края России получили статус СЭЗ без учета предпосылок и возможностей эффективной производительности на внешних рынках. Даже технически невозможно установить в масштабах краев и областей таможенный режим .
Вторая причина - нахождение большинства СЭЗ во внутренней части страны. Успешность функционирования во многом зависит от экономико-географического положения СЭЗ, важной составляющей - близость к основным транспортным магистралям и мирохозяйственным центрам, обеспечивающаяся в большинстве случаев за счет приграничного расположения. Анализ функционирования ОЭЗ в РФ свидетельствует об отсутствии в нашей стране полноценного нормативно-правового обеспечения для создания и развития свободных зон, что снижает уровень эффективности территорий. Действующие в настоящее время законодательные акты регулируют отношения только на конкретной территории. Необходимо разработать адекватную нормативно-правовую базу, отвечающую потребностям сегодняшнего дня.
Попытка устранить некоторые законодательные пробелы, касающиеся применения свободной таможенной зоны, была предпринята на уровне Таможенного союза трех стран: Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан – путем заключения соглашения по вопросам свободных экономических зон на территории Таможенного союза и процедуры свободной таможенной зоны. На современном этапе проблемой финансово правового-регулирования деятельности ОЭЗ является отсутствие экономической отчетности предприятиям-резидентам и по каждой ОЭЗ в целом, позволяющая сделать вывод о финансовой, бюджетной и социальной эффективности рассматриваемого института. Министерство экономического развития РФ не имеет права требовать от резидентов предоставления сведений без правовых оснований, что может затруднять доказательство существования ОЭЗ на территории Российской Федерации.
В 2021 году в рейтинг вошло 16 ОЭЗ из 12-ти регионов России. Эксперты определили лучшие зоны страны промышленно-производственного и технико-внедренческого типа.
Лидерами рейтинга на сегодня являются крупные и давние промышленные особые экономические зоны в Татарстане (Алабуга) и Липецкой области, технико-внедренческие площадки в Московской области (Дубна), Москве и Санкт-Петербурге, все созданы в 2005м году.
При составлении рейтинга учитывалось количество резидентов, объем осуществленных инвестиций, наличие льгот и преференций для инвесторов, обеспеченность инфраструктурой, инвестиционная привлекательность региона, открытость информации об ОЭЗ в интернете и другие параметры.
По словам заместителя министра экономического развития Сергея Галкина, в отношении этих площадок Минэкономразвития России в ближайшие 2-3 года ожидает полную возвратность бюджетных инвестиций. Замминистра также отметил, что полную эффективность и отдачу от конкретной площадки важно оценивать после 10-ти лет ее работы, зрелые зоны показывают более емкие результаты. При этом, Минэкономразвития также оценивает площадки на ранней стадии, сопоставляя реальную динамику инвестиций и ход реализации инвестиционных проектов с заявленными показателями.
Национальный рейтинг инвестиционной привлекательности – это независимая оценка, в которой сам бизнес и эксперты оценивают привлекательность площадок с точки зрения удобства ведения бизнеса. Для нас важно получить объективный взгляд со стороны бизнеса и экспертного сообщества не только на конкретные площадки, но и в целом на институт ОЭЗ, и исходя из этого улучшать условия для инвестиционной деятельности.
Особые экономические зоны остаются одним из самых эффективных и комплексных инструментов реализации государственной инвестиционной политики. ОЭЗ способствуют привлечению прямых российских и иностранных инвестиций в приоритетные отрасли экономики России, созданию новых рабочих мест, и, как следствие, ускоренному социально-экономическому развитию регионов России .
За 15 лет существования механизма ОЭЗ в России они привлекли более 830 резидентов. Всего с момента создания ОЭЗ резидентами
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Российская газета. – 2005. - № 162.
2. Абазова, Л.Х. Социально-экономическое развитие региона посредством реализации механизма свободных экономических зон / Л.Х. Абазова // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2020. - № 37-1. - С. 102-107.
3. Бабаев, Х.С. Кластерная модель конкурентных отношений в СЭЗ / Х.С. Бабаев, Р.А. Каримов// Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия гуманитарных наук. – 2021. - № 4 (56). – С. 116-122.
4. Божко, Т.А. Типология особых экономических зон в современных условиях / Т.А. Божко // Социально-экономические явления и процессы. – 2018. - № 1.
5. Зайковский, Б.Б. Направления совершенствования системы управления особыми экономическими зонами / Б.Б. Зайковский, Ю.Н. Осипян // Экономика и социум. - 2020. - № 3-1 (16). - С. 587-592.
6. Зименков, Р.И. Свободные экономические зоны: учебное пособие / Р.И. Зименков. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 223 с.
7. Колиева, А.Э. Опыт зарубежных стран и его влияние на формирование особых экономических зон в России / А.Э. Колиева, З.А. Баликоева // Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2021. - № 3 (25).
8. Коробова, О.В. Анализ теоретических подходов к понятию «Свободная экономическая зона» / О.В. Коробова, Н.В. Наумова // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2020. - № 3. – С. 1-4.
9. Коробова, О.В. К вопросу об управлении особыми экономическими зонами в РФ /Коробова О.В., Наумова Н.В., Блюм М.А. // Вестник Тамбовского государственного технического университета. - 2021. - Т. 20. - № 4. - С. 810-817.
10. Коробова, О.В. Управление особыми экономическими зонами в РФ: проблемы и перспективы / О.В. Коробова, В.В. Жариков, В.В. Безпалов // Аудит и финансовый анализ. - 2021. - № 5. - С. 279-284.
11. Кучинская, А.В. Условия создания особых экономических зон и определения прилегающей к особым зонам территории в Российской Федерации / А.В. Кучинская, С.А. Липски // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2021. - № 3 (150). - С. 34-38.
12. Меньщикова, В.И. Методика оценки результативности функционирования особых экономических зон / В.И. Меньщикова, И.В. Передкова // Социально-экономические явления и процессы. – 2021. - № 11 (57).
13. Оболонкова, Е.В. Особенности правового регулирования территорий с особыми условиями экономического развития / Е.В. Оболонкова // Законодательство и экономика. – 2020. - № 6.
14. Оболонкова, Е.В. Свободные (особые) экономические зоны: цели и причины создания / Е.В. Оболонкова // Законодательство и экономика. – 2020. - № 5.
15. Передкова, И.В. Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики региона / И.В. Передкова // Социально-экономические явления и процессы. – 2021. - № 11 (57).
16. Павлов, П.В. Ещё один шанс для российских ОЭЗ / П.В. Павлов // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2021. - № 2 (20).
17. Рыбаков, С.А. Особая экономическая зона и свободная экономическая зона: единство или различие / С.А. Рыбаков // Экономика и право. XXI век. - 2018. - № 1. - С. 15-18.
18. Суворова, М.Е. Создание и управление особыми экономическими зонами в регионах России / Суворова М.Е. // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2021. - № 13. - С. 28-35.
19. Федорова, В.А. Пути повышения эффективности нормативного регулирования особых экономических зон в Российской Федерации / В.А. Федорова // Вестник Финансового университета. – 2021. - № 4.
20. Шалова, С.Х. Свободная экономическая зона как концепция бюджетно-налоговой политики и фактор экономического развития страны / С.Х. Шалова // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2021. - № 6 (62). - С. 179-186.