Фрагмент для ознакомления
2
Далее рассмотрим полученные результаты по каждой из выбранных методик.
Методика Е.И. Изотовой позволяет определить, степень дифференцирования детьми различных эмоций. Дошкольникам предлагались предметные картинки с изображением эмоций, задача детей сводилась к называнию эмоции.
Результаты диагностики детей представлены в Приложении 4.
Наглядно уровневая характеристика по данной методике представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты по методики «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Е.И. Изотова),%
Следующая методика – методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. Цель данной методики заключалась в определении уровня развития социальных эмоций детей. Детям описывались различные ситуации, в каждой из которых детям нужно было рассказать свой вариант поведения в ситуации. Результаты данной методики представлены в Приложении 5 и на рисунке 2.
Рисунок 2. Результаты исследования по методике «Эмоционально-обусловленное поведение дошкольников» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина), %
Заключительной методикой была методика А.Д. Кошелевой, которая позволяла определить, насколько дети способны воспринимать эмоции другого человека и сопереживать ему. Результаты данной методики представлены в Приложении 6 и на рисунке 3.
Рисунок 3. Результаты исследования по методике «Изучение эмоциональных проявлений детей» (А.Д. Кошелева),%
Проведя диагностику, определили общий уровень эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста. Сводная таблица представлена в Приложении 7 и на рисунке 4.
Рисунок 4. Общий уровень развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР,%
Проведя исследование, можно сделать вывод о том, что у большинства детей старшего дошкольного возраста с ЗПР наблюдается низкий уровень развития эмоционального состояния.
Результаты показали, что высокий уровень выявлен у трех или 15% детей, средний уровень у четырех дошкольников или 20% детей, низкий уровень у 13 или 65% детей.
Полученные в ходе констатирующего этапа курсовой работы результаты позволяют констатировать, что дети старшего дошкольного возраста с ЗПР нуждаются в дополнительной работе по развитию эмоциональной сферы.
2.3. Программа коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития
С целью преодоления нарушений развития эмоциональной сферы старших дошкольников с ЗПР была разработана коррекционная программа.
Цель данной программы заключалась в подборе средств и методов, направленных на преодоление нарушений развития эмоциональной сферы в старших дошкольников с ЗПР.
Исходя из этого, были сформулированы следующие задачи:
1. Развивать у обучающихся с ЗПР положительные качества личности (самоуверенности в себе, чувство значимости себя в обществе, понимание эмоций других людей, отзывчивость, взаимопомощи и так далее);
2. Способствовать понижению уровня тревожности у детей с ЗПР;
3. Способствовать развитию способности правильно выражать свои эмоции;
4. Формировать способность у детей ЗПР к самоконтролю.
Программа коррекционной работы на занятиях разработана с учетом общеметодологических принципов:
Принцип необходимости присутствия в коррекционной работе педагога системы задач: коррекционных, профилактических и развивающих.
Принцип индивидуального подхода, подразумевающий учет возрастных, психологических и личностных особенностей развития ребенка, а также сензитивных периодов.
Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода, заключающегося в ориентации на индивидуальные способности ребенка, его интересы и предрасположенность к определенному виду деятельности, на основании чего строится коррекционная работа с учетом потенциальных возможностей ребенка и их максимального развития.
Принцип оптимистического настроя. Предполагает ориентацию ребенка на успех, создание для него «успешных ситуаций», поощрение даже небольших положительных результатов.
Принцип эмоционального подкрепления, заключается в организации заданий, упражнений, дидактических игр, поддерживая благоприятный эмоциональный фон детей, стимулируя их положительные эмоции.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / Под ред. К.С. Лебединской – М.: Логос, 2012. – 125 с.
2. Борякова, Н. Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н.Ю. Борякова // Дефектология – 2013. – №1 –С. 18–24.
3. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве [Текст] / Г. М. Бреслав. – М.: Академия, 2014. – 144 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: АСТ, 2014. – 672 с.
5. Выготский, Л.С. Учение об эмоциях [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Логос, 2014 – 450 с.
6. Грановская, P.M. Элементы практической психологии [Текст] / Р. М. Грановская .– СПб.: Изд–во ЛГУ, 2012. – 279 с.
7. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций [Текст] / Т. А. Данилина. – М.: Айрис–пресс, 2013. – 160 с.
8. Дети с временными задержками развития [Текст]/ Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер – М.: АСТ, 2011 – 208 с.
9. Дошкольная психология [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, В.В. Абраменкова, М.Е. Зеленова; Под ред. А.В. Петровского. — М.: Академия, 2011.–357с.
10. Журбина, О.А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе [Текст] / О. А. Журбина. – Ростов н/Д: Феникс, 2014 – 157 с.
11. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2–х т. т.I. Психологическое развитие ребенка [Текст] / А. В. Запорожец. – М.: Логос, 2010.–357с.
12. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника: монография [Текст] / А.В. Запорожец – М.: ЮНИС, 2013 – 178 с.
13. Защиринская, О. В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] : Хрестоматия / О.В. Защиринская–СПб.: Речь, 2014 – 168 с.
14. Иванкова, Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Р. А. Иванкова // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. 2002. – №4. – С. 12 – 14.
15. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка [Текст]: теория практика / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – М.: Академия, 2014 – 288 с.
16. Лебедева, Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е. Н. Лебедева. – М.: Классикс Стиль, 2004.
17. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / А. Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. – М.: Академия, 2013 – 176 с.
18. Кряжева, Н.Л. Мир детских эмоций 5–7 лет [Текст] / Н. Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2011 – 160 с.
19. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. — СПб. : Питер, 2009. — 320 с.
20. Лубовский, В. И. Дети с задержкой психического развития [Текст] / В. И. Лубовский, Л.В. Кузнецова – М.: Логос, 2014. – 256 с.
21. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с
22. Мухина, В. С. Детская психология [Текст]: Учеб. для студентов пед. Ин-тов /В.С. Мухина, под ред. Л.А. Венгера. – М.: Логос, 2012.–236с.
23. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст]: Пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина – М.: Владос, 2013 – 128 с.
24. Основы специальной психологии [Текст] / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2012 – 464 с.
25. Орехова, О.А. Цветовая диагностика эмоций. Типология развития. Монография [Текст] / О. А. Орехова. — М. : Сфера, 2008. — 176 с.
26. Подъячева, И.П. Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с ЗПР [Текст] / И. П. Подъячева. – М. : Просвещение, 2001. – 169 с
27. Попова, С.С. Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / С. С. Попова // Молодой ученый. — 2011 — №1. — С. 221–224.
28. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для П863 студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.
29. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Под ред. Т.Г. Неретиной. – М.: Баласс, 2014 – 240 с.
30. Ткачева, В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии [Текст]: Учеб. пособие / В.В. Ткачева. - М.: АСТ; Астрель, 2007. - 318
31. Ульенкова, У.В. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях диагностическо - коррекционных групп в дошкольном учреждении [Текст] / У. В. Ульенкова, Е. Н. Васильева // Дефектология, 2001. - №5.
32. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.А. Урунтаева, Афонькина Ю.А. - М.: Академия, 1998.
33. Филиппова, Н. В. Современный взгляд на задержку психического развития [Текст] / Ю. Б. Барыльник, А. С. Исмайлова, Н. В. Филиппова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – №10. – С. 256 - 262.