Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 2
Глава1. Особенности профессионального стресса как психологического явления у медработника 4
1.1. Стресс и эмоциональное выгорание на рабочем месте 4
1.2. Особенности психологической атмосферы в деятельности медработника 7
Глава2. Исследование проявления синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер с различным стажем работы 9
2.1. Организация исследования. 9
2.2. Результаты исследования синдрома эмоционального выгорания по методике Бойко В.В. 11
2.3. Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Спилбергера – Ханина. 24
Заключение 27
Литература 29
Приложения 31
Фрагмент для ознакомления
2
Симптом эмоционально - нравственная дезориентация проявляется, когда у профессионала появляется необходимость в самооправдании. Не выражая нужного эмоционального отношения к другим лицам, он отстаивает свою стратегию. Говоря, такие суждения: « не хочу сочувствовать», « я не должен за них волноваться». Подобные мысли подтверждают, что эмоции никак не пробуждают либо недостаточно активизируют нравственные чувства.
На рисунке 8 видно, что симптом эмоционально - нравственная дезориентация на стадии формирования у 10% медсестер со стажем работы 0-5 лет, и у 20% медсестер со стажем работы более 5 лет. А сформирован у 5% медсестер со стажем работы до 5 лет, и у 10% медсестер со стажем работы более 5 лет.
Средний показатель сформированности симптома “эмоциональной –нравственной дезориентации” у медсестер со стажем работы до 5 лет - 22 баллов, а у медсестер со стажем работы до 5 лет - 16 баллов. По критерию Стьюдента эти различия можно считать значимыми (p < 0,05).
Рис.8 – Формирования симптома эмоционально - нравственная дезориентация среди медсестер с различным стажем работы
Следующий симптом – это «расширение сферы экономии эмоций».
Такое подтверждение эмоционального выгорания происходит тогда, когда данный модель защиты осуществляется за пределами работы - в общении с близкими, знакомыми и друзьями. На рисунке 9 видно, что данный симптом на стадии формирования у 15% медсестер со стажем работы до 5 лет, и у 30 % медсестер со стажем работы более 5 лет. А у 15% медсестер со стажем работы до 5 лет, и у 20 % медсестер со стажем работы более 5 лет симптом сформировался.
Средний показатель сформированности симптома «расширение сферы экономии эмоций» у медсестер со стажем работы более 5 лет - 27 баллов, а у медсестер со стажем работы до 5 лет - 18 баллов. По критерию Стьюдента эти различия можно считать значимыми (p < 0,05).
Рис.9 – Формирование симптома расширение сферы экономии эмоций среди медсестер с различным стажем работы.
Последний симптом фазы резистенции – редукция профессиональных
обязанностей. Данный симптом проявляется, чтобы облегчить и уменьшить круг профессиональных обязанностей, которые требуют большие эмоциональные затраты. Это происходит, когда профессионал недобросовестно выполняет свои обязанности. Данный симптом на стадии формирования у 15% медсестер со стажем работы до 5 лет, и у 25 % медсестер со стажем работы более 5 лет. Симптом сформировался у 10% медсестер со стажем работы до 5 лет, и 20 % медсестер со стажем работы более 5 лет (рисунок 10).
Средний показатель сформированности симптома редукциипрофессиональных обязанностей у медсестер со стажем работы до 5 лет -25 баллов, а у медсестер со стажем работы до 5 лет - 16 баллов. По критерию Стьюдента эти различия можно считать значимыми (p < 0,05).
Рис.10 – Формирования симптома редукция профессиональных обязанностей среди медсестер с различным стажем работы.
Третья и последняя фаза эмоционального выгорания – это фаза истощения. Фаза истощения характеризуется истощением энергетического тонуса, ослаблением нервной и снижением иммунной системы. Окружающие отмечают, что у профессионала, страдающего эмоциональным выгоранием, в фазе истощения отсутствуют такие качества, как сочувствие и сострадание, проявление безразличия и раздражения.
При проведении исследования выявили, что данная фаза на стадии формирования у 25% медсестер со стажем работы до 5 лет, и у 35 % медсестер со стажем работы более 5 лет.
Фаза сформирована у 30 % медсестер со стажем работы 5-10 лет и не сформирована у медсестер со стажем работы до 5 лет (рисунок 11).
Средний показатель сформированности фазы истощения у медсестер со стажем работы более 5 лет - 64 баллов, а у медсестер со стажем работы до 5 лет - 26 баллов. По критерию Стьюдента эти различия можно считать значимыми (p < 0,05).
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Агаев Н.Ф. Педагогические условия повышения эмоциональной устойчивости личности студентов. Нижний Новгород ,2020. – С.55
2. Асеева, Инна Николаевна Дис…канд. психолог. наук. Коллекция диссертаций РГБ. [Электронный ресурс] // режим доступа: url: http://dlib.rsl.ru(дата обращения: 19.11.2018)
3. Бабанов С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания. [Электрон ресурс] / режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/professionalnye-faktory-i-stress
4. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания //Вестник Московского университета. Серия -14.«Психология». М.: Издательство МГУ, - 2019. С.64
5. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» впрофессиональном общении.- М., 2020.-С. 112
6. Бойко. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других /В.В. Бойко. - М.: Информ. издат. Дом «Филинъ», 2019.- С.378
7. Винокур В.А., Рыбина О.В. Синдром профессионального выгорания у медицинских работников: психологические характеристики и методические аспекты диагностики.- М., 2019.–С.221
8. Водопьянова, Н.Е.Синдром выгорания: диагностика и профилактика.- М., 2018 –С. 319
9. Даболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. Казань: Издательство азанского университета, - 2020. С.29
10. Касимовская Н.А. Медико-организационные аспекты профилактики синдрома эмоционального выгорания у медицинских сестер ЛПУ стационарного типа. // Проблемы управления здравоохранением. - 2020. - № 4. - С. 47
11. Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие. Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, - 2019. С.37
12. Кузнецова Т.М. Научная составляющая организации учебно -методических кабинетов по работе с сестринским персоналом в ЛПУ // Главная медицинская сестра. - 2020. - №.-с 130
13. Лаврова О.С., Синдром эмоционального выгорания и методы его предотвращения // Работник социальной службы. - 2020. С.103.
14. Лакосина Н.Д., Сергеев ИИ, Панкова О.Ф. Клиническая психология: Учебник / - М.; МЕД пресс - информ, 2019. – С.378
15. Лукьянов В.В. Защитно-совладеющее поведение и синдром «эмоционального выгорания» у врачей-наркологов, их коррекция и влияние на эффективность лечения больных.Санкт-Петербург, 2019. – С. 22