Фрагмент для ознакомления
2
В предшествующие десятилетия культурно-досуговая деятельность, которая является одной из сторон культурного течения, притягивает к себе все больший интерес экспертов. Исследование ее событий служит не только задачам наиболее полного отражения картины социума, но обладает и независимым значением, дает вероятность правильнее понять современные проблемы, связанные с осуществлением досуга людей, в особенности подростков.
Актуальность исследования. В современном социуме, когда особую актуальность приобретает проблема зависимости школьников от виртуальной реальности, на первый план выходит проблема организации разностороннего досуга детей и подростков. Планируя и организуя досуг, педагог оказывает положительное влияние на поведение учащегося через его же интересы и творчество, развивает культурный уровень ребенка, способствует его социальной адаптации.
В процессе системной досуговой деятельности у обучающихся вырабатываются такие значимые качества социально адаптированной личности, как трудолюбие, внимательность, упорство в достижении цели, самостоятельность, умение осознанно выбирать вид деятельности и способность доводить начатое дело до конца.
Досуговая деятельность детей и подростков осуществляется во внеурочное время как в самой школе, так и в организациях дополнительного образования. Для плодотворного развития творческих способностей детей в школах создаются разнообразные кружки и секции по интересам, самодеятельные театры, хореографические коллективы, студии, художественные объединения.
Организации дополнительного образования, секции, студии, дома детского творчества ставят основной целью развитие у детей способностей, направленных на достижение высоких результатов в области спорта, живописи, музыки, танца, театрального искусства, то есть одновременно являются и общеобразовательными учреждениями, и площадкой для организации досуга детей.
Несмотря на огромное количество культурно-досуговых центров для детей и подростков в нашей стране, возникает явное противоречие между стремлением взрослых заинтересовать детей различными формами досуга, и нежеланием самих детей покидать кресло за компьютерным столом, выходить из виртуального мира в реальный. И эту проблему должна преодолеть, прежде всего, школа, в которой подросток проводит значительную часть своего времени.
На современном этапе развития общества сложилось ярко выраженное противоречие между требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, нацеленных на формирование всесторонне развитой личности ребёнка, и современными реалиями, где типичным явлением стало отсутствие подвижной досуговой деятельности как таковой вследствие отсутствия к ней интереса у детей. Это и обусловило проблему нашего исследования, раскрываемую в настоящей работе.
Объект исследования: досуговая деятельность детей в современном обществе.
Предмет исследования: организация досуговой деятельности современных детей и подростков средствами культурнотворческой технологии.
Цель: охарактеризовать особенности применения культуротворческой технологии в организации досуговых мероприятий для детей
Задачи:
1. Охарактеризовать организацию досуговых мероприятий для детей.
2. Выделить современные технологии организации досуговых мероприятий для детей.
3.Охарактеризовать культуротворческую технологию в организации досуговых мероприятий.
4.Определить особенности применения культуротворческой технологии в организации досуговых мероприятий для детей.
Методологическую основу исследования составляет ряд общенаучных методов познания. В числе общенаучных методов использовались общелогические (анализ, индукция), теоретические (гипотетический, исторический, системный методы, обобщение).
Характеристика работы. Данное научное исследование носит как теоретический, так и прикладной характер, поскольку призвано не только изучить понятие, сущность и формы организации досуговой деятельности детей, но и помочь педагогам в разработке программы развития актуальных направлений досуга. Автор надеется, что его труд внесет свой вклад в развитие инновационных воспитательных технологий в сфере общего образования, и поможет всем заинтересованным лицам в дальнейших исследованиях по указанному направлению.
Характеристика использованных источников.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- личностно-ориентированный подход в образовании (А.С. Белкин, Н.В. Ипполитова, Л.П. Качалова, Н.Я. Михайленко, О.Ф. Розенберг и др.);
- концепция внеурочной досуговой деятельности детей и подростков (А.Ф. Воловик, Г.Б. Гусева, И.М. Карелова, Т.Т. Малышенко и др.).
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов для организации системы индивидуальной и групповой досуговой деятельности в школе, гимназии и лицее, в летнем лагере при общеобразовательной организации, для повышения квалификации педагогов дополнительного образования в общеобразовательных организациях, а также в учреждениях дополнительного образования детей и подростков спортивной, музыкальной, творческой и технической направленности.
Структура исследования: данная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы применения культуротворческой технологии в организации досуговых мероприятий для детей
1.1.Особенности организации досуговых мероприятий для детей
Понятие «культурно-досуговая деятельность» неразрывно связано с понятием «досуг». По мнению Н.Н. Сурутаевой «досуг является объектом исследования достаточно большого круга общественных наук: социологии, философии, психологии, педагогики и др., которые вносят своеобразие в понимание этого понятия» [15].
И.Б. Шубина определяет досуг – как «часть внерабочего времени, остающуюся у человека за вычетом разного рода непреложных дел, необходимых затрат» [20].
По словам исследователя П.Е. Тищенко досуг рассматривается как «особое время, когда возможен свободный выбор занятий, в которых отдых перемежается с физической и умственной активностью» [16].
Таким образом, досуг – это часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил человека; деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. Досуг – это не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями: играми, философским умосозерцанием, общением и т.п.
Цель досуговых мероприятий для детей – заинтересовать своим направлением и дать возможность ребенку реализовать себя, удовлетворяя потребности в общении, отдыхе, образовании.
По формам организации культурная и досуговая деятельность детей разнообразна. Одной их основных форм является игровая деятельность.
Общение детей зачастую строится именно в игровой форме, посредством игры и игровой деятельности, об этом нам повествует автор Т.Т. Малышенко, занимающийся вопросами игровой деятельности подростков [9].
О.В Мишутина в своей работе писал о том, что, «благодаря игре, происходят важнейшие изменения в психике ребенка и что эти полученные и приобретенные изменения готовят человека к следующей ступени развития, тем самым, лишний раз, доказывая, насколько игра важна и имеет большое значение непосредственно для подростков» [10].
В игровой деятельности детей, в первую очередь, проявляются такие черты как, ориентир, догадливость, храбрость. Ребенок стремится к точному соблюдению правил игры и к качеству игровой деятельности, он хочет не просто играть, а овладевать «мастерством» игры, то есть вырабатывать в игре необходимые для неё умения и навыки, развивать определенные личные качества [12].
Общий объем игр в детском возрасте имеет огромное количество. Игровые предпочтения современных детей неопределенны: с одной стороны, мы знаем, что существует часть подростков, которые выбирают подвижные или спортивные игры. К таким подросткам, например, можно отнести спортсменов или людей, пытающихся вести здоровый образ жизни. В большинстве случаев, они никогда не сидят на месте, поэтому остальные виды игр предпочитают изредка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесова Г.А. Культурно – досуговая деятельность. М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2006. 236 с.
2. Буйлова Л.Н. Методические рекомендации по разработке дополнительных образовательных программ // Бюллетень программно-методических материалов для УДОД. 2011. № 2. 38 c.
3. Веселова, Е.А. Организация досуговой деятельности подростков с девиантным поведением [Текст] / Е. А. Веселова // Человек и образование. – 2012. – №3 (32). – С. 101-104.
4. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга [Текст]: учебник / А.Ф. Воловик,
В. А. Воловик. – М.: Флинта : Моск. псих. соц. ин-т, 1998. – 240 с.
5. Гусева Г.Б. Коллективное творческое дело [Текст] / Г.Б. Гусева // Наука, образование и культура. – 2015. – №2 (2). – С. 40-43.
6. Карелова И.М. Подходы к разработке игровой досуговой программы [Текст] / И.М. Карелова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2010. – №3. – С.1-13.
7. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Кретова О.В., Черная Е.В. Особенности использования технологии моделирования в решении проблемы формирования культуры интернет-общения в юношеском возрасте // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по материалам XXXIХ междунар. науч.-практ. конф. № 4 (39) Часть II. (Новосибирск, 24-29 апреля, 2014 г.). Новосибирск, 2014. С.62-71. URL: http://sibac.info/14371 (дата обращения: 24.12.2015).
9. Малышенко, Т.Т. Досуговая деятельность как средство социализации личности в подростково-юношеском возрасте [Текст] / Т.Т. Малышенко, Е.А. Карипанова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2014. – №2 (5). – С. 44-48.
10. Мишутина, О.В. Организация досуговой деятельности школьников: учебно-методическое пособие для студентов педагогических учебных заведений / О.В. Мишутина. – Балашов: Печатное агентство «Спектр», 2016. – 43 с.
11. Момот С.В. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL:https://scienceforum.ru/2016/article/2016019678 (дата обращения: 27.05.2022 )
12. Особенности разработки культурно-досуговой программы в учреждении дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Pandia.org: [сайт]. [2009]. URL: http://pandia.org/text/77/498/13813.php (дата обращения: 16.12.2015).
13. Пискарева М.Г. Коллективные творческие дела как условие формирования ученического коллектива в начальной школе [Текст] / М.Г. Пискарева // Научный поиск. – 2015. – №2.4. – С. 29-30.
14. Попова Л.И. Коллективно-творческое дело как метод социальной адаптации несовершеннолетних [Текст] / Л.И. Попова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – №46.
15. Суртаева Н.Н. Гуманитарные технологии в образовании. Омск: ИРОООЮ, 2017.
16. Тищенко, П.Е. Досуговая деятельность у подростков как проявление социальной активности [Текст] / П.Е. Тищенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2010. – №2. – С.123-127.
17. Тюмасева, З.И. Здоровьесберегающие интерактивные технологии как системообразующий фактор природосообразного образовательного процесса [Текст] / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2014. – №4. – С. 27-31.
18. Ухтинская, М.В. Туристско-экскурсионная деятельность в организации досуга подростков [Текст] / М.В. Ухтинская // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – №3. – С. 51-58.
19. Фирсин, С.А. Организация физического воспитания в досуговой деятельности школьников [Текст] / С.А. Фирсин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2013. - №1. – С. 102-105.
20. Шубина И.Б. Организация досуга и шоу-программ. Творческая лаборатория сценариста. 2- е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 352 с.