Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня России требуется большое количество специалистов во всех областях знаний и производства. Единственный путь их получения – это качественное школьное образование.
Однако проблема здесь состоит в том, что ребенок не всегда проходит все этапы своего развития. Дело в том, что школа и детский сад – это звенья одной цепи. Речь здесь идет об образовательном процессе.
Детский сад – начальная школа – средняя школа – старшая школа – институт. Это все полная цепочка образовательного процесса. Исключение любого из этих участков делает невозможным получение следующего этапа обучения.
Однако сегодня все более популярным становится домашнее образование. Реалии пандемии заставляют родителей защищать детей и переводить их на домашнее обучение. Конечно, в части усвоения знаний домашний педагог – репетитор гораздо лучше обычного школьного учителя. Причем лучше он его, только из-за того, что репетитор имеет возможность объяснять материал ровно столько времени сколько нужно для усвоения его ребенком. В школе такой роскоши нет.
Однако главная суть состоит в том, что этапы обучения прививают ребенку определенный стандарт мышления, шаблоны решения задач и т.д.. Другими словами у ребенка формируется определенный алгоритм действий, а так же алгоритм собственного развития. Таким образом, из жизни ребенка исключается вредное влияние слабохарактерного взрослого окружения, не получившего среднего специального или высшее образование.
Гипотеза исследования – поэтапное посещение ребенком образовательных учреждений формирует в нем тягу к образовательной деятельности.
Цель исследования – выявить особенности педагогических стратегий развития личности младших школьников и подростков в рамках преемственности образовательных программ.
Объект исследования – личности младших школьников и подростков .
Предмет исследования – педагогические стратегии развития личности младших школьников и подростков в рамках преемственности образовательных программ.
Задачи исследования:
1. Дать определение психолого-педагогическим особенностям развития .младшего школьника.
2. Дать определение психолого-педагогическим особенностям развития .подростка.
3. Охарактеризовать место проведение исследование.
4. Провести исследование отношения школьников к учебному процессу, по мнению родителей детей.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Теоретическая часть
1.1. Инновационные технологии в социально-культурной деятельности
В настоящее время инновационные формы культурно-досуговой деятельности вызывают интерес большой аудитории, в том числе молодежной.
Их разнообразие позволяет любому человеку стать активным участником процесса обновления культуры своего района, города, села. В статье раскрыты теоретические основы культурно-досуговых программ, инновационных и эксклюзивных форм.
Значимость инновационных форм культурно-досуговой деятельности
В процессе культурно-досуговой деятельности население приобщается к культуре. Многогранность ее форм, методов и средств способствует привлечению к этому процессу большого количества людей. Особое значение при этом имеют инновационные формы.
Их применение осуществляется с учетом особенностей целевой аудитории:
детей;
подростков;
молодежи;
людей среднего возраста;
пенсионеров.
При выборе инноваций в организации досуга также учитываются ценностные приоритеты. Например, стремление к выражению личностной и профессиональной позиции, утверждение индивидуального стиля жизни и другие.
Теоретические основы культурно-досуговых программ
Любая культурно-досуговая программа направлена на обеспечение коллективного отдыха населения. В большинстве случаев в ее названии указан возраст целевой аудитории: «Семейные посиделки», «Молодежный квест», «Детский праздник» и так далее.
Содержание программ имеет свои особенности:
Многогранность и непринужденность форм общения.
Познавательность, развлекательность и самодеятельность.
Разнообразие видов деятельности.
Построение сценария с учетом возраста, профессии, социального статуса и других критериев.
Возможность овладения знаниями и умениями в процессе взаимодействия с целевой аудиторией во время досуга.
Реализация содержания осуществляется в процессе организации, подготовки и проведения различных массовых мероприятий.
Культурно-досуговые программы бывают длительными, а также средне- и краткосрочными. К первому виду относятся фестивали, конкурсы, клубы по интересам. Их подготовка занимает немало времени не только у организаторов мероприятий, но и участников.
Однако ценность таких программ не вызывает никаких сомнений. Ведь, прежде всего, они стимулируют интерес к знаниям, умениям и навыкам, способствуют социальной адаптации и социальной активности населения. Их участники получают достаточно большие возможности для самореализации.
Среднесрочные программы – это серийные экскурсии, тематические выставки. К ним также необходимо готовится заблаговременно. Но при этом временные рамки несколько уже, чем при реализации длительных программ.
Третий вид включает одноразовые экскурсии, различные игры и прочее. Предварительной подготовки они не требуют, поскольку участники включаются в работу в процессе самого мероприятия. Для этих культурно-досуговых программ характерно разнообразие тем, форм и форматов.
Какие современные технологии используются в социокультурной деятельности
Сегодня каждое культурно-досуговое учреждение активно работает над внедрением не только прогрессивных традиционных технологий, но и инновационных. Основным ориентиром общих технологий являются характерные процессы, происходящие в досуговой деятельности конкретной целевой аудитории.
Например, наиболее популярная традиционная форма досуга – праздник. Она сочетает в себе множество средств и методов КДД.
К основным направлениям отраслевых технологий относятся:
Развлекательное.
Информационно-познавательное.
Самодеятельное творчество и другие.
Современные технологии досуговой деятельности способствуют формированию здорового образа жизни, всестороннему развитию личности, восстановлению эмоционального равновесия.
Досуговые формы отличаются многообразием. К их числу относится транслирование досуговых программ, освещение в средствах массовой информации проблем культуры, развитие новых форм на основе ИКТ и так далее.
Отдельно стоит сказать о взаимодействии культурно-досуговых учреждений и СМИ, которое проявляется в разных направлениях. Например, СМИ информируют население о досуговой деятельности КДУ. Они рекламируют или анонсируют запланированные мероприятия, дают пресс-релизы и прочее.
Сегодня активно развивается социокультурная деятельность и творчество разных категорий населения: молодежи, людей преклонного возраста, детей, людей сходных профессий и т.д. На базе КДУ действуют клубы по интересам, творческие студии, общественные движения. Происходит возрождение фольклорных форм организации досуга.
Инновационные формы КДД
В современном мире происходит трансформация ценностно-мировоззренческих идеалов не только отдельных групп населения, но и общества в целом. И это следует обязательно учитывать при организации КДД.
На сегодняшний день большинство потребителей культурных услуг отличаются мобильностью, инициативностью, активной жизненной позицией. Особенно, если речь идет о молодежи. Поэтому разработка новых форм досуговой деятельности должна осуществляться с учетом этих качеств.
В социокультурной сфере активно используются инновационные формы и методы проведения досуга.
К их числу относятся:
квест-румы;
арт-студии;
флешмобы;
живые комнаты квеста;
творческие кафе;
интеллектуальные игры и другое.
Все это способствует развитию творческого потенциала, способности действовать в команде и принимать правильные решения, коммуникабельности и т.д.
Например, при проведении творческого кафе участники могут побеседовать на интересные темы за чашечкой кофе, посостязаться в настольные игры, встретиться с интересными людьми.
Интересной формой, которая пользуется успехом в молодежной аудитории, является квест. Это интересная, увлекательная игра, в ходе которой участники решают головоломки, распутывают задачи, ищут тайники. Такое времяпрепровождение вызывает интерес и надолго откладывается в памяти участников.
Какие эксклюзивные культурно-досуговые программы используются в КДД
Понятие «эксклюзивный» тесно переплетается с понятием «новый». Вместе с традиционными формами в деятельности КДУ широко используются и формы, которые относятся к эксклюзивным:
джамп-стайл;
капоэйра;
волонтерский пикник;
уличный перфоманс;
тимбилдинг;
мега-квест;
ландшафтный фестиваль и другие.
Например, волонтерские пикники чаще всего проводятся на природе: в парке, на берегу реки, лесопарках. В программу могут входить конкурсы, мастер-классы, игры и так далее.
Ландшафтные фестивали имеют разную направленность: театральную, этно-футуристическую, фольклорно-этнографическую. Основным элементом здесь является спектакль.
Проводятся такие мероприятия на открытом воздухе, как правило, так, где находятся природные памятники культуры. Их программа может включать занятия или мастер-классы по народным танцам, актерскому мастерству и прочее.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Современная педагогика. История отечественного и иностранного подходов. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Анцигина, Л.К. К проблеме социальной активности личности в современных условиях / Л.К. Анцигина/ Образование и культура в Западно-Сибирском регионе: история, перспективы и проблемы взаимодействия. Материалы региональной научно-практической конференции / Под ред. Н.В. Чекалевой. – Тара: Мир книг, 2016. – С. 174 - 176.
3. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Педагогика в ХХI веке. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
4. Горяева, Т.Н. Социализация молодежи / Т.Н. Горяева // Аспирант и соискатель. – 2016. – № 2. – С. 164 - 167.
5. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Педагогика современной России. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
6. Жилина Е.Ю. Педагогика. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
7. Лебедев О.М., Носов М.С. Современная педагогика. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2020. – 476 с.
8. Лунин С.И. Проблемы развития социальной активности подростков // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» https://scienceforum.ru/2022/article/2018030886 (дата обращения: 01.06.2022 ).
9. Медведева Н.А. Петрова М.С. Современная педагогика. Электронное обучение в электронном веке. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
10. Мордкович, В.Г. Социальная активность: некоторые методические проблемы фиксации и измерения: факторы социальной активности городского населения / В.Г. Мордкович. - М.: Издательство Института социологических исследований, 2016. – 158 с
11. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Современная педагогика. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
12. Семенов О.В. Борисов А.В. Актуальные проблемы новой педагогики. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
13. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по педагогике. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
14. Суздалева М.Д. Психолого-педагогические методы и средства формирования и развития личности детей младшего школьного возраста // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» https://scienceforum.ru/2020/article/2018022881 (дата обращения: 01.06.2022).
15. Тихонова Е.Е. Теория и практика современного учебного процесса. Справочник педагога. – Екатеринбург: Полис, 2020. – 1289 с.
16. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика педагогического процесса. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
17. Фадеева А.Ю. Современная педагогика. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
18. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Педагогический процесс в России и зарубежных странах. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.
19. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. – М.: Академия, 2015. – 125 с.
20. Шаламова, Л.И. Социальная активность молодежи: принципы управления / Л.И. Шаламова // Высшее образование в России. – 2021. - № 7. –С. 96 - 99.