Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день существуют разные точки зрения на процесс возрастной периодизации развития детей. Согласно одному мнению, возрастное развитие детей представляет собой непрерывный процесс. Другие же полагают, что данный процесс дискретен. Те, кто придерживаются непрерывности возрастного развития детей, полагают, что это процесс развития, у которого не существует границ, которые бы отделяли один этап от другого [18, с. 44].
Как полагают приверженцы дискретного развития, само развитие включает в себя стадии, которые отделены друг от друга. Поскольку процесс не протекает ритмично, а то замедляется, то ускоряется, развитие происходит волнами.
Педагоги и психологи сегодня рассматривают дискретную точку зрения в развитии детей.
Есть стихийные и нормативные подходы к периодизации возрастного развития детей.
При правильности организации воспитания и обучения детей с учетом всех обстоятельств идеальный процесс развития – нормативен.
В возрастной периодизации развития психики ранний возраст имеет границы с года до трех лет – это раннее детство. Это время – интенсивный рост всех сторон психики малыша. Психологи, учителя говорят о высоком уровне пластичности нервной системы ребенка, о легкой обучаемости детей в этом возрасте. Поэтому так важно вовремя начинать полноценное развитие ребенка, предупредить формирование отрицательных привычек и поведенческих форм. Невозможно заставить слушать или смотреть ребенка, но можно заинтересовать его многим, поэтому так важно в воспитании детей раннего возраста проявление положительных эмоций.
Часто, не понимая смысла обращенной к нему речи взрослого, дети реагируют именно на интонацию, настрой эмоций, легко улавливают и заражаются аналогичным настроением. В этом состоит простота и сложности воспитания детей раннего возраста [4].
Целью данной работы является рассмотрение развивающей среды как фактора познавательного развития детей раннего возраста.
Задачи:
- описать особенности развития психических процессов ребенка раннего возраста;
- рассмотреть правила и принципы организации воспитательной работы с детьми раннего возраста;
- изучить усложнение деятельности и познавательную способность детей раннего возраста;
- описать предметно-развивающую среду и ее роль в развитии ребенка раннего возраста;
- изучить принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждения.
Объект исследования – ранний возраст. Предмет исследования – роль развивающей среды в развитии познавательных способностей детей раннего возраста.
Глава I. Теоретические основы развития детей раннего возраста
1.1 Ранний возраст: периодизация, особенности развития психических процессов ребенка
В воспитании детей раннего возраста приоритетная роль принадлежит взрослым, которые обеспечивают все условия, необходимые для развития и оптимального состояния здоровья ребенка.
Общаясь с ребенком, родители дают ему ласку, информацию, которая нужна для развития души и ума. Важен доброжелательный тон, спокойствие, ровное отношение к ребенку, это является залогом уравновешенного состояния маленького ребенка.
В связи с быстрым темпом развития для детей раннего возраста специфична их высокая ранимость.
Нервная система ребенка в таком возрасте еще недостаточно зрела, она лабильна, быстро подвергается нервному истощению, утомлению, высоко подвержена инфекционным заболеваниям. Дети в таком возрасте подвержены стрессам.
Принимая во внимание психофизиологические особенности детей 2—3-летнего возраста (слабость тормозных процессов и склонность к возбуждению, легкая физическая и психическая ранимость, быстрая утомляемость, необходимо учесть, что они нуждаются в частой смене работы и отдыха.
Мышление детей второго и третьего годов жизни конкретно — они лучше понимают то, что видят. Малыши представляют, что они должны сделать, если первоначальный показ движений был ярким, образным, целостным.
По мнению Л. С. Выготского, ранний возраст связан с интенсивным психическим развитием ребенка, которое происходит:
1) в предметной деятельности;
2) в общении с взрослым;
3) в речевой деятельности;
4) в поведенческих реакциях (произвольность поведения);
5) в общении со сверстниками;
6) в игровой деятельности;
7) в сознании и самостоятельности [2, с. 155].
Социальная ситуация развития связана с прямохождением ребенка, что делает его более свободным в ориентировании в пространстве. Уверенная ходьба ребенка увеличивает его автономность от взрослого человека. Он
более свободно и самостоятельно может ориентироваться в пространстве, взаимодействовать с предметами. Основной потребностью данного возраста является познание окружающего мира через действия с окружающими предметами. Но самостоятельно овладеть способами употребления орудий или культурно обусловленными предметами ребенок не может. Поэтому у ребенка возникает потребность в предметном взаимодействии с взрослым человеком на основе ситуативно-личностной формы общения. Формируется новая форма общения между ребенком и взрослым ситуативно-деловое общение, представляющее собой деловое сотрудничество с взрослым на основе взаимодействия с предметами.
Контакт взрослого и ребенка опосредуется предметом и действием с ним. Взрослый для ребенка раннего возраста выступает как соучастник игры и предметной деятельности, как образец для подражания действий с предметами, как оценщик действий ребенка и эмоционально поддерживающий его успехи и достижения. Средством общения выступает обмен игрушками, привлечение внимания к предмету.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Игры, которые лечат. Творческий центр СФЕРА, Москва, 2019.
2) Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2020.
3) Глебов В., Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации // Дошкольное воспитание. — 2019. — № 11. — С. 116-120
4) Зерщикова, И. В. Особенности воспитания детей раннего возраста / И. В. Зерщикова, Г. В. Соколова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1196/ (дата обращения: 30.05.2022).
5) Илюхина Ю. В., "Перезагрузка" среды детского сада // Дошкольное воспитание. — 2021. — № 9. — С. 32-40
6) Киселева Н. В., Система работы педагога-психолога в рамках развития способных и одаренных детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. — 2018. — № 5. — С. 67-68
7) Киселева Л. И., Создание благоприятных условий для развития потенциальных возможностей ребенка и его музыкальных способностей // Дошкольная педагогика. — 2020. — № 3. — С. 32-36
8) Климкина Н. Д., "Новая предметная среда – новые возможности" (из опыта работы) // Образование в современной школе. — 2021. — № 5/6. — С. 20-22
9) Козлова Л.О. Игровые технологии в учебном процессе // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://c-articles.ru/igrovye-texnologii-v-uchebnom.htm- (Дата обращения: 30.05.2022).
10) Лукьянова О. Г., Мини-лаборатория // Дошкольная педагогика. — 2020. — № 3. — С. 7-9
11) Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 2019.
12) Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.: Владос, 2020.
13) Пономарева О. А., Использование технологических карт при проектировании занятий в ДОУ // Дошкольная педагогика. — 2020. — № 3. — С. 37-39
14) Попова М. С., Преобразование пространства группы детского сада для свободной игры детей // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 7. — С. 36-39
15) Салаватова Ф. М., От идеи к практике : опыт реализации инновационной программы "Теремок" в группах раннего возраста // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 7. — С. 42-44
16) Седачева Т. Ю., Мониторинг развивающей предметно-пространственной среды ДОО // Дошкольная педагогика. — 2018. — № 3. — С. 12-15
17) Семенов И. Н., Философско-психологические аспекты рефлексивно-педагогического развития человеческого капитала в процессе информационной цифровизации образования // Мир психологии. — 2021. — № 1/2. — С. 20-34
18) Тихомирова Е., Многофункциональные комплекты по развитию речи // Дошкольное воспитание. — 2018. — № 2. — С. 44-47
19) Трайнев В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании - М., 2020.
20) Фиофанова К. А., Новые гуманитарные практики развития человеческого потенциала: edutainment центры мегаполисов мира // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. — 2021. — № 2. — С. 104-114.
21) Шакирова Е. В., Конкурс на лучший уголок природы как возможность повышения качества развивающей среды // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 9. — С. 50-55
22) Шляпина М. В., Развивающая предметно-пространственная среда сенсорной комнаты как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. — 2021. — № 5. — С. 7-12