Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что любая культура имеет свои национальные особенности, связанные не только с традициями, обычаями, историческими аспектами и нормами, но и с определенными, известными только представителям конкретного этнокультурного сообщества, выражениями, которые формируются в произведениях художественной литературы или фольклоре.
Такие выражения могут реализовываться в пословицах, поговорках, фразеологизмах, а также прецедентных феноменах, которые представляют интерес у представителей различных научных направлений.
Современный русский язык в большой степени исказился по сравнению с той языковой культурой, которая была, например, 20 лет назад. А потому многие классические прецедентные феномены для современной молодежи устарели. Дети, подростки и молодые люди фактически «выпали» из того культурного пласта, который формировался долгие годы, а потому возникает проблема недостаточного языкового понимания между различными поколениями, связанная с устареванием множества прецедентных феноменов.
Степень изученности проблемы. Проблема изучения, систематизации и категоризации прецедентных феноменов рассматривается в работах таких исследователей как Ю. Н. Караулов, Н. В. Петрова, Л. В. Балашова, Г. Г. Слышкин, Ю. В. Прохоров, В. В. Красных, Г. Б. Денисова и многие другие. каждый из указанных ученых попытался сделать свою классификацию прецедентных феноменов, однако научный мир так и не пришел к единому мнению о данном явлении.
Цель исследования – провести анализ прецедентных феноменов как средств конструирования юмористического медиатекста на материале медиатекстов шоу «Уральские пельмени».
Объект исследования – прецедентные феномены.
Предмет исследования – прецедентные феномены как средства конструирования юмористического медиатекста.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть комическое в художественных и медиатекстах и языковые средства его создания.
2. Охарактеризовать прецедентный феномен как междисциплинарный объект исследования.
3. Описать классификацию прецедентных феноменов.
4. Дать общую характеристику шоу «Уральские пельмени».
5. Проанализировать прецедентные феномены в медиатекстах шоу «Уральские пельмени».
Эмпирическая база исследования: выпуски шоу «Уральские пельмени» за 2013–2022 годы.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, обобщение, классификация, биографический, исторический, контент-анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме языковых средств создания комического, а также изучения прецедентных феноменов как видов языковых средств. Полученные данные могут быть использованы для продолжения научных разработок в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена формированием алгоритма анализа прецедентных феноменов в медиатекстах шоу «Уральские пельмени», который является универсальным и может быть использован для проведения анализа других медиатекстов.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении характеризуется актуальность и степень изученности проблемы, определяются цель, задачи, объект, предмет и методы исследования, описывается эмпирическая база исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость исследования, приводится структура курсовой работы.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты исследования прецедентных феноменов как приема конструирования юмористического текста. Во второй главе проводится практическое исследование использования прецедентных феноменов в медиатекстах шоу «Уральские пельмени».
В заключении подводятся итоги проведенному теоретическому и практическому исследованию, формулируются основные выводы по их результатам. Список литературы состоит из 31 наименования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балашова, Л. В. Метафора и языковая картина мира носителя сленга (на материале прецедентного мира «Детство») / Л. В. Балашова // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. – 2008. – № 2. – С. 33–46.
2. Банникова, С. В. Прецедентность как лингвокультурный феномен (на материале английских и русских текстов): дис. на соиск. уч. ст. канд. филолог. н. / С. В. Банникова. – Тамбов: Тамбовский государственный университет, 2004. – 182 с.
3. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. – М.: Русские словари, 1996. – 416 с.
4. Вениаминова, О. Л. Виды комического в художественных текстах / О. Л. Вениаминова // Литературный вестник. – 2020. – № 6. – С. 50–61.
5. Исакова, Е. П. Основные приемы создания комического эффекта в литературе и театре / Е. П. Исакова // Вестник культурологи. – 2018. – № 12. – С. 100–109.
6. Калмыкова, И. Г. Категория комического и жанр комедии в литературном процессе: проблемы изучения / И. Г. Калмыкова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2014. – № 10(14). – С. 138–143. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-komicheskogo-i-zhanr-komedii-v-literaturnom-protsesse-problemy-izucheniya/viewer (дата обращения: 06.06.2022).
7. Караулов, Ю. Н. Роль прецедентных текстов в структуре и функционировании языковой личности / Ю. Н. Караулов // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы. – М.: Издательство Московского государственного университета, 1986. – С. 105–117.
8. Ковальский, А. Уральские пельмени / А. Ковальский // 24СМИ. Развлекательный портал. – 2022. – URL: https://24smi.org/celebrity/90771-uralskie-pelmeni.html (дата обращения: 05.06.2022).
9. Красных, В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность / В. В. Красных. – М.: Гнозис, 2003. – 279 с.
10. Латышева, В. Л. Признаки и функции прецедентных феноменов / В. Л. Латышева // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2011. – № 3. – С. 296–300.
11. Лобан, Т. В. Прецедентный феномен как объект исследования / Т. В. Лобан // Киберленинка. Научный портал. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pretsedentnyy-fenomen-kak-obekt-issledovaniya/viewer (дата обращения: 05.06.2022).
12. Маслова, В. А. Лингвокультурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Маслова. – М.: Academia, 2001. – 208 с.
13. Москалева, Н. Г. Прецедентный мир русской культуры: теоретико-методологический анализ / Н. Г. Москалева // Вестник Хантымансийского государственного университета. – 2020. – № 10. – С. 46–58.
14. Назарова, Р. З., Золотарев, М. В. Прецедентные феномены: проблемы дефиниции и классификации прецедентных феноменов / Р. З. Назарова, М. В. Золотарев // Известия Саратовского государственного университета. Серия «Филология. Журналистика». – Саратов: Издательство Саратовского государственного университета, 2015. – С. 17–23.
15. Нахимова, Е. А. Прецедентные имена в массовой коммуникации / Е. А. Нахимова. – Екатеринбург: Институт социального образования Уральского педагогического университета, 2007. – 207 с.
16. Петрова, Е. П. Сущностные характеристики прецедентных феноменов: от шаблонности до многоаспектности / Е. П. Петрова // Вестник Удмуртского университета. – 2020. – Т. 30, № 3. – С. 417–420.
17. Петрова, Н. В. Эволюция понятия «прецедентный текст» / Н. В. Петрова // Киберленинка. Научный портал. – 2017. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-ponyatiya-pretsedentnyy-tekst (дата обращения: 05.06.2022).
18. Прецедентный феномен, имя, высказывание // Моя филология. Информационно-справочный портал. – 2020. – URL: https://myfilology.ru/149/preczedentnyj-fenomen-imya-vyskazyvanie/ (Дата обращения: 04.06.2022).
19. Ржевская, М. Этнокультурная специфика прецедентных феноменов / М. Ржевская // Пандия. Контент-платформа. – 2019. – URL https://pandia.ru/text/78/202/19755.php (дата обращения: 03.06.2022).
20. Саранова, Ю. В., Юдина, Д. В. Юмор и сатира как отражение комического стиля писателя / Ю. В. Саранова, Д. В. Юдина // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2022. – № 1. – С. 35–48.
21. Слышкин, Г. Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты / Г. Г. Слышкин. – Волгоград: Перемена, 2004. – 326 с.
22. Смыкунова, Н. Прецедентные феномены в речевом общении русской языковой личности и процессе обучения русскому языку как иностранному: дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. – М.: Московский педагогический институт, 2003. – 158 с.
23. Уварова, И. С., Летникова, Е. Г., Самарина, В. А. Принципы разграничения комического в художественной литературе / И. С. Уварова, Е. Г. Летникова, В. А. Самарина // Сборник статей Тамбовского государственного университета. Вып. 2. – Тамбов: Издательство Тамбовского государственного университета, 2022. – С. 33–45.
24. Уральские пельмени. Официальный сайт команды. – 2009–2022. – URL: https://pelmeny.net/ (дата обращения: 06.06.2022).
25. Чурикова, П. А., Антоневская, А. В. Специфика языковых средств в сатирических произведениях / П. А. Чурикова, А. В. Антоневская // Вопросы русской культуры. – 2022. – № 2. – С. 78–90.
26. Шахматова, А. М., Демидова, С. И. Классификации и категоризации прецедентных феноменов в русской культуре / А. М. Шахматова, С. И. Демидова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной лингвистики». – Томск: Томский государственный университет, 2021. – С. 69–80.
27. Шевердяева, И. С., Слонимская, Н. Г. Языковые средств русского литературного языка / И. С. Шевердяева, Н. Г. Слонимская. – Мурманск: Полярные зори, 2021. – 322 с.
28. Шоу «Уральские пельмени»: юмор у нас босяцкий… За это и любят! // Wday. Развлекательный портал. – 2015. – URL: https://www.wday.ru/stil-zhizny/kultura/shou-uralskie-pelmeni-yumor-u-nas-bosyatskiy-za-eto-i-lyubyat/ (дата обращения: 06.06.2022).
29. Щуркова, Е. В., Саблина, О. М. Комическое как философская категория / Е. В. Щуркова, О. М. Саблина // Философские исследования. – 2020. – № 6. – С. 20–27.
30. Яковлева, М. И. Структура и семантика русской языковой культуры: методологический аспект / М. И. Яковлева // Вестник филологии. – 2018. – № 4. – С. 100–113.
31. Ястребова, И. И. Языковые средства создания комичных ситуаций в художественной литературе / И. И. Ястребова // Вопросы литературоведения. – 2022. – № 1. – С. 60–72.